Black Ops 3 — шаг назад для мультиплеера Call of Duty
Мне не нравилось, в какую сторону развивалась сетевая составляющая Call of Duty. После любимой многими Modern Warfare 2, которая повторила грандиозный оригинал, умножив его на три (в три раза больше оружия, перков, наград за серию убийств), мультиплеер Call of Duty будто застыл в своем развитии. Каждый год нас старались убедить, что вот этот метательный томагавк действительно сильно меняет принцип игры, а настраиваемая внешность и аватарки — это достаточно весомые нововведения, чтобы посвящать им трейлеры и дневники разработчиков.
Вплоть до Advanced Warfare я считал, что современная Call of Duty это в первую очередь многомиллионный блокбастер на одного зрителя, а сетевой режим это так, необязательный придаток, сигарета после секса. Я ошибался: качественный скачок между Ghosts и Advanced Warfare был так же высок, как прыжок солдата в экзоскелете. Джетпаки и паркур зарекомендовали себя еще в Titanfall, да и тут оказались к месту: с приходом вертикального геймплея мультиплеер стал более непредсказуемым, а количество тактических маневров только увеличилось. Плюс позаимствованный из Battlefield «леволюшен» приятно освежил механику Call of Duty. И, уж казалось бы, Black Ops 3, разрабатываемая Treyarch, студией-локомотивом серии, должна была развить заложенные в Advanced Warfare идеи. Но вместо этого авторы потащили Call of Duty назад, отказавшись от удачных решений из прошлой части.
Если в Advanced Warfare чувствовалось влияние Titanfall, то создатели Black Ops 3 вдохновлялись Destiny. Во-первых, в игре появился аналог Super Charge. Например, один из персонажей, за которых я играл, прыгает вперед, а при приземлении создает вокруг себя ударную волну, убивающую врагов. Да-да, титаны из Destiny прибыли и в Call of Duty! Спецспособности заряжаются со временем, а заряд не пропадает даже после смерти.
Во-вторых, сама система «Специалистов» — это прямой референс к каталогу персонажей в Destiny (выбираете класс, затем один из двух подклассов). И пусть вас не вводит в заблуждение интересное название, потому что перед вами самая обыкновенная классовая система, которая часто используется в видеоиграх. Всего в Black Ops 3 девять специалистов. У каждого есть по одному уникальному оружию и способности, но их нельзя использовать одновременно — выбрать нужно что-то одно. В итоге мы получаем два разных класса, объединенных только моделью персонажа. Зная это, можно смело зачеркивать интригующее «Специалисты» и выводить простое и понятное «В Black Ops 3 18 классов».
Если в Advanced Warfare чувствовалось влияние Titanfall, то создатели Black Ops 3 вдохновлялись Destiny.
Первый специалист, который попадется вам на глаза, это Ruin (он же титан). Про его спецоружие я уже рассказывал, а вот уникальная способность у него, по-моему, скучная — кратковременное увеличение скорости бега. Второй специалист, Outrider, — это девушка с луком, стрелы которого взрываются, встречаясь с твердой поверхностью. Поэтому целиться точно во врагов необязательно — упавшая рядом стрела все равно убьет противника взрывной волной (прямое попадание превращает жертву в мясной фарш — расчлененка вернулась в Call of Duty). Способность: орлиное зрение, переехавшее в Black Ops 3 прямиком из Assassin’s Creed. Накапливается долго, работает буквально две секунды.
Третий из четырех доступных на первом уровне специалистов слишком футуристичен даже для 2065 года, в котором происходит действие новой игры – Prophet перемещается во времени на 4 секунды назад. Помогает смыться, когда становится жарко, да и обдурить врага в стычке намного проще. Со стороны это выглядит примерно так: вот он был, вот его нет, вот он убил тебя со спины. Последний стартовый персонаж — брутальная девушка Battery с гранатометом наперевес. Снаряды гранатомета отскакивают от земли и взрываются через какое-то время — удобно при штурме зданий. Способность ненадолго защищает от выстрелов, но не от взрывов и рукопашной.
Seraph (он же хантер из Destiny) открывается на 22 уровне и подойдет тем, кто любит быстро получать награды за серию убийств. Способность этого специалиста дает временный множитель к получаемым очкам, а револьвер всегда убивает с одного выстрела. Nomad открывается на 28-м. Герои этого класса после смерти сразу же воскресают, совсем как варлоки в Destiny. Перезаряжается эта способность достаточно быстро, но помогает редко, потому что активировать ее надо сразу после смерти. Враги обычно не падают на колени и не убегают в панике при виде восставшего из мертвых, а хладнокровно убивают расправляются с «лазарем» еще раз. Из спецоружия у Nomad есть мины — они полезны, когда нужно перекрыть дорогу (можно раскидать сразу пять штук).
Reaper — это человекоподобный робот, который разблокируется на 34 уровне. Его рука трансформируется в миниган, а спецспособность позволяет выпускать три зеркальных копии себя. Иллюзии нельзя направить в нужную вам точку — они подчиняются искусственному интеллекту и не атакуют врагов. Любителям стелса понравится Spectre (откроется на 40 уровне). Он не носит основное оружие и обходится одним пистолетом, зато становится невидимым и режет глотки световым ножом.
Казалось бы, разнообразие классов должно было освежить геймплей, но этого не чувствуется. При такой бешеной скорости игры просто негде разгуляться — уникальное оружие восстанавливается в среднем 5-6 раз за раунд, способности – по 6-7 раз (если плохо играть и не получать очки, еще реже). «Ульту» мало зарядить, ей еще нужно правильно воспользоваться, что удается далеко не всегда. Бывает, только достанешь какой-нибудь лук, как со стороны собственной базы прилетает контрольный в голову – пока ты стоял, команды уже пронеслись по кругу карты и поменялись базами (точки респауна в режиме Team Deathmatch «перетасовывают» несколько раз в минуту).
По традиции серии, игроки в Black Ops 3 умирают после пары попаданий, поэтому во время стычки основное оружие быстрее и эффективнее специального. Если сравнивать с той же Destiny, где на персонажа приходится по три активных умения (граната и рукопашная подробно настраиваются), а соперников не так-то легко убить, тактическая ценность «ульты» в Black Ops 3 окажется не то чтобы высокой.
В то время как Advanced Warfare предлагала новую модель перемещения, под которую перекраивали дизайн уровней, Black Ops III уходит в упрощения.
В то время как Advanced Warfare предлагала новую модель перемещения, под которую перекраивали дизайн уровней, Black Ops 3 уходит в упрощения. Взять хотя бы рывки в стороны («даши») — пущены под нож. Смертоносное пикирование на голову врага на манер космодесантника из Warhammer 40k — тоже. Уровни стали ниже, невидимые стены — на каждом шагу. Доходит до смешного: на одной из карт в пяти метрах от точки появления команды есть несколько относительно небольших камней, на которые не может забраться спецназовец с прыжковым ранцем. Такие условности — это отголоски прошлых поколений консолей, ушедшей эпохи. В 2015 году с подобным мириться никак нельзя.
Даже идею «леволюшена» решили забросить (по крайней мере на представленных в бете картах никакой запланированной активности нет). Мне нравились извержения вулкана на карте Recovery в Advanced Warfare: часть уровня заполнялась ядовитым дымом и нужно было успеть пробиться в другую его половину, пока путь туда не будет отрезан (жаль только кульминацию извержения никогда не показывали). А, допустим, в горах на карте Horizon одно из зданий могло приземлиться вам на голову в середине раунда. Идея отличная, но в Black Ops 3 ей не нашлось места.
Спасибо, что не вырезали дебютировавший в Advanced Warfare режим Uplink — это такой баскетбол (а точнее слэмбол), только вместо ровной площадки в вашем распоряжении многоуровневая карта, а спортсмены вместо формы носят экзоскелеты и пушки. На уровне есть мяч и два кольца, задача каждой команды — заложить во вражеское кольцо как можно больше мячей. Можно хитрить и забрасывать рикошетом от стен и полов, за слэм-данки дают максимальное количество очков, словом, на площадке творится веселая суета. Uplink — это лучшее, что случалось с мультиплеером Call of Duty, и, кажется, единственное, что перенесли в Black Ops 3 без упрощений.
Я поиграл во все режимы беты, их девять: семь уже классических для Call of Duty, вышеупомянутый Uplink и один новый — Safeguard. В нем игроки должны провожать на базу противника шагающего робота, который может двигаться только когда рядом с ним плетется экскорт. Да, это те же самые «вагонетки» из Team Fortress, но там хотя бы было понятно, для чего нужны игроки — вагонетки надо толкать. А вот почему чудо техники не в силах двигаться самостоятельно, тем более во вселенной, где возможны перемещения во времени — загадка.
Карты по-прежнему сделаны по принципу «каруселей», когда объекты на уровне без тупиков расположены так, что командам приходится постоянно двигаться по кругу и меняться точками возрождения. Я ничего не имею против карт-каруселей (они и в моей любимой Destiny такие), но в скоростном мультиплеере Call of Duty игроки перемещаются быстро и неорганизованно. Следствие — смерть через секунду-две после возрождения. В мультиплеере Call of Duty это частое явление, но в Black Ops 3 бои из-за этого превращаются в совсем уж мельтешащий сумбур. И как от этого получать удовольствие?
В конце я, конечно, мог бы пойти на попятный, сказав нечто примирительно-трусливое, чтобы сгладить углы: фанаты серии будут довольны, играть все равно интересно, у разработчиков еще есть время… Но я, пожалуй, разогну скрепы и продолжу стоять на своем. Black Ops 3 – это шаг назад для мультиплеера Call of Duty, и мне, как человеку, который с удовольствием проводил вечера за Advanced Warfare, обидно, что новая часть серии вновь бьет мимо меня. Надеюсь, в следующем году все будет иначе – от доработанной Advanced Warfare я бы точно не отказался.