15 мая 2020Игры

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером

«Черная книга» (Black Book) — игра пермской студии Morteshka, основанная на славянской мифологии. В начале мая команда из пяти человек запустила Kickstarter-кампанию и за неделю собрала на разработку больше 70 тысяч долларов, хотя первоначальной целью была сумма в 35 тысяч. Мы поговорили с Владимиром Белецким, геймдизайнером Morteshka и автором истории Black Book, чтобы узнать о самой игре и о том, как она создается.
«Черная книга» (Black Book) — игра пермской студии Morteshka, основанная на славянской мифологии. В начале мая команда из пяти человек запустила Kickstarter-кампанию и за неделю собрала на разработку больше 70 тысяч долларов, хотя первоначальной целью была сумма в 35 тысяч. Мы поговорили с Владимиром Белецким, геймдизайнером Morteshka и автором истории Black Book, чтобы узнать о самой игре и о том, как она создается.

Пермский звериный стиль

«Черная книга» — не первая игра студии Morteshka. В 2017-м она выпустила приключение «Человеколось» (The Mooseman) — «симулятор ходьбы в 2D с элементами пазла», как описал ее сам геймдизайнер. Та игра была целиком основана на мифах и преданиях коми-пермяков, а основой при создании мира, арта, сюжета и музыки стал пермский звериный стиль.

«Это стиль культовой металлопластики. Артефакты в этом стиле создавались на территории нынешнего Пермского края предками коми-пермяков в качестве объектов, символизирующих мироздание и иллюстрирующих мифологические воззрения своих авторов. Почему именно он? Мы хотели сделать небольшой необычный проект, повествующий о какой-либо серьезной теме. Поскольку звериный стиль давно нас интересовал и игр по нему не было, мы решили взяться за этот сеттинг», — Владимир Белецкий.

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером - фото 1

Так появилась игра, повествующая о сюжетах, которые изображались на артефактах, выполненных именно в пермском зверином стиле. Стиль этот развивался в Средневековье, и до нашего времени упомянутые артефакты добрались уже в виде археологических находок. Сам Человеколось — полубог, один из персонажей тех сюжетов.

«Сегодня носителей этой культуры не существует, никто не знает, что именно изображено на этих изделиях, можно лишь делать догадки с той или иной степенью достоверности. Мы хотели сделать более аутентичную художественную реконструкцию и поэтому стали изучать тематическую литературу, обращались за помощью в Пермский краеведческий музей. В итоге мы выстроили внутриигровую мифологию основанную на известных сегодня языческих мифах коми-пермяков, коми-зырян, манси и саамов, попытались создать цельную космогоническую картину. И в титрах к игре даже указали краткий список литературы для тех, кто захочет изучить мифологическую основу игры», — Владимир Белецкий.

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером - фото 2

«Черная книга» же, по словам геймдизайнера, основывается на другой мифологической системе — русской мифологии, проявляющейся в таком фольклорном явлении как былички и бывальщины. Впрочем, нашлось в ней место и финно-угорским верованиям, ведь действие игры разворачивается в Чердынском уезде.

«В русской мифологии есть свой пантеон, хорошо изученные и каталогизированные сюжеты и региональные особенности. Мифологические рассказы о нечистой силе гораздо лучше исследованы, и мы оказались в более сложной ситуации, чем с „Человеколосем“. Необходимо ведь рассказать историю в мире быличек как можно более аутентично, и в качестве основы есть большое количество материала. Тем не менее именно из-за такого объема информации сложно не допустить ошибок», — Владимир Белецкий.

«Черная книга»

«Черная книга — это такой же персонаж из быличек, как, например, водяные или лешие, хоть и менее распространенный. По поверьям у колдунов есть некая особенная книга, в которой содержатся их заговоры и сила», — Владимир Белецкий.

Главная героиня Black Book — девушка Василиса, образ которой явно создавался с оглядкой на известную картину Ивана Билибина. Ее жених якобы покончил с собой, но Василиса верить в это отказывается — и, чтобы узнать истинную причину гибели суженого, становится ведьмой. А для того — отправляется в ад, заводит дела с чертями и сражается с нечистой силой. Да, практически как Геральт из Ривии: разработчики и не скрывают, что игровой «Ведьмак» — один из источников вдохновения.

Картина Ивана Билибина и Василиса, героиня Black Book.

Картина Ивана Билибина и Василиса, героиня Black Book.

В Steam есть бесплатный пролог Black Book — он занимает около часа и знакомит с героями и ключевыми механиками, а также показывает, что выбранный авторами сеттинг — это в том числе и попытка высказаться на тему, которой сейчас уделяют мало внимания.

«Мы бы хотели, чтобы игроки смогли познакомиться с более аутентичной версией фольклора. Поэтому в игре есть именослов, поэтому мы используем особую механику знаткости, побуждающую изучать энциклопедию внутри Black Book. К сожалению, сегодня за так называемую „славянскую мифологию“ часто выдают вымысел или фальсификации. Мы бы хотели, чтобы наши игроки смогли узнать настоящий фольклор, бытовавший в нашей стране, пусть и в художественной обработке», — Владимир Белецкий.

Изучать энциклопедию в «Черной книге» и впрямь нужно — там содержится информация, которая в любой момент может пригодиться Василисе в диалоге. Появился, скажем, в избе у кого-то нечистый дух — и в разговоре с хозяином хаты у ведьмы обязательно спросят, откуда этот дух взялся. Если перед этим почитать энциклопедию и в диалоге ответить правильно, героиня получит немного опыта.

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером - фото 4

Помимо духов в прологе героиня встречает и адского пса, и утопленников, и даже заколдованный самовар, а один из боссов — Тринадцатый брат, могущественный демон, который проказничает на деревенской мельнице.

«Я думаю многие существа, что появятся в „Черной книге“, известны всем по сказкам — возможно, новым покажется интерпретация этих существ не в сказочном, а мифологическом разрезе. В быличках они показывались более реалистичными, действие всегда происходило в фабуле достоверности, они более жестокие и мрачные, чем мы привыкли видеть в кинематографе или, опять же, сказках», — Владимир Белецкий.

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером - фото 5

Как разработчик отметил выше, из-за большого объема информации о русских мифах, сложно не допустить ошибок при изображении этих мифов в игре. Именно поэтому Morteshka привлекла к созданию «Черной книги» специалистов.

«Как и в случае с „Человеколосем“, с разработкой нам помогает Александр Черных, ученый и известный этнограф. Нам также повезло познакомиться с Константином Шумовым, авторитетным фольклористом в вопросе изучения мифологических рассказов. В игре можно прочитать былички в его интерпретации и энциклопедию. Также нам, как и прежде, помогает Пермский краеведческий музей, в частности — этнографический музей „Хохловка“», — Владимир Белецкий.

Мир «Черной книги»

События Black Book происходят в конце XIX века в Чердынском уезде Пермской губернии — это реальная историческая область.

«Василиса побывает в значимых для истории местах, которые когда-то и впрямь существовали, — все они расположены на территории Пермского края. Это один из ингредиентов мифологического рассказа: ориентировка на достоверность, „я это от соседки слышал“, „это со мной было, тем летом“. Поэтому в нашей игре — реальная местность, конкретное время и реальные локации», — Владимир Белецкий.

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером - фото 6

Геймплей «Черной книги»

Black Book — смесь классической адвенчуры, RPG и карточной игры. В мирных эпизодах Василиса бродит по локациям с фиксированной камерой, осматривает подсвеченные объекты, и разговаривает с NPC, узнавая про окружающий мир и правила, по которым он работает. В сражениями с чертями и прочими демонами включается пошаговая боевая система, завязанная на использовании карт с заклинаниями.

В той самой «Черной книге» содержатся не только записи о нечисти, но и масса карт с разными эффектами. Одни — просто наносят противнику урон, другие — усиливают защиту Василисы, третьи — наводят порчу, из-за чего враги теряют немного здоровья каждый ход. Похожая система есть, к примеру, в Slay the Spire — еще одной игре, которая послужила для авторов Black Book источником вдохновения.

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером - фото 7

Особенность «Черной книги» в том, что карты с заклинаниями скрыты за семью печатями: первую героиня разрушает почти в самом начале игры (это можно увидеть в прологе), однако остальные шесть дадут сломать уже в финальной версии игры. Уничтожение каждой печати — важный сюжетный момент, связанный или с убийством могущественного демона, или с другим значимым событием.

«За каждой печатью скрываются новые механики, новые статусные эффекты и карты, которые комбинируются с другими. Мы стараемся максимально разнообразить возможные механики и надеемся, что игроки смогут найти интересные, не предусмотренные нами комбинации. Есть и просто слова с более высоким уроном и защитой. Чтобы все это сбалансировать, мы планируем проводить различные тесты, в которых смогут поучаствовать заинтересованные игроки», — Владимир Белецкий.

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером - фото 8

Не обойдется и без напарников.

«Они будут участвовать в сражениях. У каждого — своя способность, которую можно активировать раз в несколько ходов. Свою роль они играют и в диалогах, участвуют в развитии сюжета», — Владимир Белецкий.

Развитие сюжета в Black Book — отдельная тема. Игра будет нелинейной, порядок событий будет зависеть от множества факторов — от выбранных в диалоге реплик, от поступков самой Василисы. И от того, грешит ли она и как часто. Грехи — это что-то вроде «негативного опыта», чем их больше, тем выше шанс, что события игры изменятся.

«Василиса начнет вести себя иначе, если набирать грехи, появятся другие реплики. Также мы планируем сделать разные концовки, в зависимости от количества грехов», — Владимир Белецкий.

Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером - фото 9

С грехами связана еще одна механика — бесы, которых героине придется взять в услужение.

«Василиса может отправлять своих бесов на задания: попортить скотину, украсть молоко и так далее. Черти могут выполнить задание — или им не повезет, и они вернутся ни с чем. Возвращаясь, черти увеличивают грехи Василисы и приносят награды. Если не отправлять чертей на работу, они мучают героиню, отнимают здоровье. То есть, если вы хотите минимизировать количество грехов, предстоит мириться с чуть более высоким уровнем сложности», — Владимир Белецкий.

Дата релиза

Конкретную дату выхода Black Book разработчики пока назвать не готовы, однако релиз намечен на 2021-й. Игра появится на PC и консолях, в том числе и следующего поколения, если с разработкой версий под новые платформы не возникнет никаких проблем.

Поддержать студию Morteshka все еще можно на Kickstarter — кампания там продлится 22 дня.

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
экс-эль
экс-эль
Классная игра, на стриме «Игромании» в среду смотрел. Стиль крутой, написана с душой, ну и русский дух во все поля — что ещё надо?