19 сентября 2011Игры
Обновлено 09.05.2015

Бизнес-неделя

Добрый день, господа. Представляю вашему вниманию пилотный выпуск рубрики «Бизнес-неделя». В ней мы будем разбирать, анализировать и обсуждать случившиеся на прошлой неделе события, так или иначе касающиеся игровой индустрии, а именно – ее бизнес-составляющей. Компания Sony решила засудить очередного хакера, который, якобы, нагрел ее на 10 млн. евро? Это к нам. Nintendo анонсировала второй аналоговый стик в виде апгрейда за двадцать баксов и потеряла в стоимости своих акций – ну а куда еще, если не к нам?
Добрый день, господа. Представляю вашему вниманию пилотный выпуск рубрики «Бизнес-неделя». В ней мы будем разбирать, анализировать и обсуждать случившиеся на прошлой неделе события, так или иначе касающиеся игровой индустрии, а именно – ее бизнес-составляющей. Компания Sony решила засудить очередного хакера, который, якобы, нагрел ее на 10 млн. евро? Это к нам. Nintendo анонсировала второй аналоговый стик в виде апгрейда за двадцать баксов и потеряла в стоимости своих акций – ну а куда еще, если не к нам?

Кроме обсуждения произошедшего в комментариях, буду рад услышать и вашу критику – что понравилось, что нет, что добавить, что убрать, чего надо побольше, а чего поменьше. Все записывается и принимается к сведению, так что без внимания никто не останется.

А начнем мы с больной проблемы всех западных и европейских издателей/разработчиков – б/у игр. На просторах нашей необъятной родины данное деяние не сильно распространено и ограничено самими игроками, которые любят продать какую-нибудь старую игрушку или же обменять ее с доплатой на что-то новое. Европа же и Северная Америка охвачены «чумой» рынка б/у игр. Любой желающий может сдать свой свежекупленный диск в большинстве крупных ритейл-магазинов, получив за это только что вышедшую новинку. При этом, конечно же, придется доплатить. Купить его игру после этого может любой желающий, да еще и по цене, значительно ниже стоимости новинки. В итоге в плюсе остаются и продавец, и покупатель, а вот издатель/разработчик – в глубоком минусе. Так один из основателей Quantic Dream Гилом де Фондамерье посетовал, что его прекрасная во всех отношениях компания, создавшая одну из самых знаковых игр для PlayStation 3 (Heavy Rain, если вы еще не поняли), потеряла от 5 до 10 млн. евро из-за рынка б/у игр! Простой подсчет уже проданных копий игры (около 2-х миллионов) и общее количество уникальных игроков (около 3-х миллионов - рассчитывается по системе трофеев) дает нам практически 1 миллион людей, получивших игру за копейки или вообще просто так от друга, что не принесло прибыли Quantic Dream.

Бизнес-неделя - фото 1

Претензий к игрокам у него, конечно же, нет, так как человек оказался вполне здравомыслящим. Больше всего его волнует текущий рынок ритейла, где количество AAA проектов потрясает воображение и конечному покупателю ничего не остается кроме как обменивать свои старые игры на новые, не отдавая издателю и разработчику ни копейки. Пока что единственный выход, который видит для себя Фондамерье, это переход в онлайн и принятие модели прямой дистрибуции, которая отменит всех посредников и деньги будут идти сразу в карман издателю и разработчикам. Но Quantic Dream не одинока - так думают большинство издателей и разработчиков. Они готовы хоть завтра отказаться от коробочного бизнеса и сделать огромный шаг в онлайн и прямые продажи, только вот конечный потребитель еще к этому не готов. А вы за какую модель? Я имею ввиду консоли, PC как платформа для цифровой дистрибуции печальна со всех сторон – уровень пиратства зашкаливает и игры, как мы знаем, туда выпускаются по остаточному принципу.

Бизнес-неделя - фото 2

Тем временем специализированные ритейлеры пытаются расширять свой бизнес. Крупнейшая специализированная сеть GameStop решила продавать в своих магазинах технику от Apple. Ход хороший и явно привлечет в магазины новых покупателей, которым интересны не только игры, но и модные гаджеты. Следом за этим GameStop решил продавать свой собственный планшет с играми. Собственный он лишь номинально – компания будет использовать уже существующее на рынке решение, лишь устанавливая на него игры. Какой именно планшет будет использоваться – пока остается тайной. Но появление новинки ожидается уже в следующем году и уже точно известно, что работать она будет на платформе Android. Изначально на планшете будут лишь мобильные игры, которых сейчас превеликое множество, но в дальнейшем GameStop обещает прикрутить к нему стриминг сервис, который позволит запускать консольные и PC игры. Уже существующие Onlive и Gaikai показали, что стримить игры на планшеты реально, но играть в них без дополнительного контроллера жутко неудобно. Согласитесь, какой-нибудь Assassin’s Creed на тачпэде играется убого и дико сложно. Контроллер GameStop должен исправить положение. В России, к сожалению, такое если и будет, то очень не скоро. У нас даже задатков стриминга нет. Тот же Ozon попытался выпустить свою электронную читалку книг Ozon Galaxy, но все остановилось на ее высокой цене. Так что ждем телодвижений в этой области на нашем рынке, иначе все и останется сказкой на яву.

Бизнес-неделя - фото 3

А вот GAME (и дочерний ритейлер Gamestation) решился на продажу в своих магазинах фильмов и музыки. Вполне обыденный ход, который надо было выполнить давным-давно, ведь ни для кого не секрет, что консоль, обычно, используют не только для игр. Хотя в нашей с вами призме примечателен еще один факт – и фильмы, и музыка будут участвовать в программе трейд-ина, т.е. любой желающий может с доплатой получить новый диск. Хотя музыкальная и киноиндустрия уже смирились с этим прекрасным фактом уже давно – в той же Северной Америке б/у рынок любых развлечений на дисках колоссален. Разве что порно не принято возвращать в магазины :)

Бизнес-неделя - фото 4

Вернемся к ритейлу и рынку б/у игр. Сказочный рынок Великобритании преподносит сюрпризы. Сразу несколько ритейл сетей готовы отдавать хитовый и еще толком не появившийся Gears of War 3 за символические деньги. GAME за 4.99 фунта, а HMV за 1.99 фунта. Для этого надо лишь принести в жертву текущий хит рынка – Dead Island. Как вам? Ценовая война началась и каждая из сетей борется за покупателя как может. Учитывая шаткое положение Великобританского игрового рынка, это, пожалуй, единственный ход, который позволит держаться на плаву. И возникает интересный вопрос – а что же делать другим продавцам? Не специализированные сети вынуждены продавать игру как есть или же снижать на нее цену до каких-то немыслимых цифр, чуть ли не продавая диски в минус своей прибыли.

Бизнес-неделя - фото 5

Российский рынок к таким вещам имеет иммунитет, так как продавать ниже какой-то определенной цены здесь просто не выгодно – налоги, логистика и таможенные пошлины диктуют свои условия, не давая издателям ставить цену на консольные новинки ниже определенной планки. Зато под PC рынок нашей необъятной страны начал подстраиваться Steam. Как вы уже могли заметить, все цены перевели в российские рубли и снизили их до психологически здравых. Правда иногда здравый смысл рушится, и мы видим, как Steam просит почти 24 000 рублей за все дополнения. Не знаю как у вас, а у меня рука не поднимается нажать кнопку «купить». Еще из продажи исчезли некоторые игры. В вашей библиотеке они остались, а вот прикупить еще одну копию уже нельзя – либо еще не со всеми подписано соглашение на Россию, либо их вообще уберут, так как есть корреляция с локальными издателями (второе маловероятно, так как Steam сам по себе и ни на кого не смотрит). В любом случае, уравнение цен (плюс/минус) в Steam с общими российскими реалиями обязательно скажется на прибыли и притоке покупателей, а значит и процветании цифровой дистрибуции в нашей отдельно взятой стране.

Бизнес-неделя - фото 6

А вот платформодержатели стараются изо всех сил расширить и без того огромную аудиторию своих консолей. Как упоминалось в начале статьи, Nintendo собирается выпустить дополнение к своей провальной консоли Nintendo 3DS – дополнительный аналоговый стик. Официально – чтобы лучше игралось. По факту – у PS Vita же их два, чем мы хуже? Только PS Vita будет с двумя стиками «из коробки», а здесь попросят доплатить 19 долларов. Непонятно как это поможет консоли, цену на которую сбросили перед осенью, но будем надеяться. Тем более что игр на нее наанонсировали много и вроде бы интересных. Но дополнительным стиком дело не закончилось – Nintendo объявила о готовности выпустить на рынок розовую 3DS. Думаю и так понятно для чего – розовая консоль ориентирована на женскую аудиторию, которая как-то вяло покупает новомодную приблуду. Даже не знаю. Если еще раз понизить на 3DS цену и вывести ее в разряд спонтанной покупки, чтобы девочки брали консоль на кассе, лишь увидев розовую коробку – тогда да. Все кто хотел, уже купили консоль в текущих цветовых вариантах, а кто не хотел – вряд ли уже ее купит. Тем более на горизонте маячит красная 3DS для Европы. Правда попыткой подкупа потребителя новой консолью все не ограничивается. Вместе с ее релизом Nintendo собирается внести новый функционал; например – возможность снимать 3D ролики. Учитывая общую убогость камер 3DS, затея сомнительная. Да и 3D не снискало популярности среди игроков, разве что казуальные случайные покупатели, охочие до технологичных новинок, радуются размытому 3D на своих фотографиях.

Бизнес-неделя - фото 7

К однозначным минусам Nintendo можно прилепить и падение стоимости акций компании. В конце августа все взлетело аж на 8,4 процента, после анонса каких-то значимых объявлений на предстоящей конференции, а уже после конференции все вернулось на круги своя и ознаменовалось падением на 5 процентов. Плюсуем сюда падение в размере 21 процента в середине августа, по итогам финансового отчета и возникает понимание – Nintendo надо срочно что-то менять в своей политике.

С PS Vita все не так однозначно. Сама по себе консоль вышла удачной и даже игры для нее выглядят очень хорошо, только вот денежный рынок не так верит в консоль, как покупатели. В начале сентября акции компании упали до 19.50 за штуку, и все это аккурат перед ее показом на Tokyo Game Show. На данный момент все поползло вверх, но не сильно – до 20.50 за акцию. Это средний показатель, которым Sony довольствуется на протяжении долгого срока. Очевидно полагать, что Vita должна была изменить цену акций, но не срослось. Остается ждать начала продаж.

Бизнес-неделя - фото 8

Вообще Sony хоть и модная компания, но мыслит совсем не модно, но очень на перспективу. На прошлой неделе всем пользователям PlayStation Network было предложено принять новые правила пользования сервисом. Обыденная штука, которую никто не читает, пролистывая и нажимая кнопку «принять». А есть люди, которые зачитываются и вылавливают интересные вещи. Так и здесь – Sony вставила в новые правила использования сервиса PSN отдельный пункт, который запрещает пользователям подавать иски к Sony, если последняя на это не согласна. Для чего? Чтобы оградить себя от всяких неадекватов, которые вспомнили весеннюю вакханалию с PSN и решили срубить немного денег. Ни у кого нет желания засудить Sony? А разрешение спросили? :)

Бизнес-неделя - фото 9

Завершает наш недельный обзор новость из Codemasters – издатель собирается закрыть свою студию в Гилфорде, Великобритания. Эта студия отвечала за разработку нового шутера Bodycount и, по всей видимости, не справилась со своей задачей. Вместо этого Codemasters решила увеличить численность персонала в других своих студиях и сосредоточиться на уже существующих IP. Хотя и про новый, неназванный гоночный IP они успели упомянуть – им будет заниматься студия в Бирмингеме. Странно, что при этом руководство не сообщает о финансовых результатах и реальных причинах, почему что-то закрывается.

Бизнес-неделя - фото 10

Ждем ваших комментариев и критики. Может быть вы хотите подробностей про игровой рынок России? Пишите, все читаем и прислушиваемся.

Комментарии 95
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Night Raven
Night Raven
В видео, или аудио формате было бы лучше.