ВчераМузыка
Обновлено 21.05.2025

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения

Фото: GQ
Фото: GQ

Сначала он спас хип-хоп, потом решил спасти любимую страну, а в итоге — сжигает собственное наследие.

Канье Уэст уже давно вышел за привычные рамки рэп-исполнителей. Он — всё, везде и сразу. Недопонятый поэт, виртуозный маркетолог, гениальный музыкант и совершенно точно можно сказать — он не в себе. Это человек, который в один момент поменял звук целого поколения, а годами позже начал постить нацистскую символику в соцсети. Канье говорит, что он Иисус, но ведёт себя скорее как дьявол.

Мы привыкли, что гении немного странные. Но Ye — это «немного странный» на стероидах, под соусом биполярки и с приправой из мессии-комика-режиссёра своей собственной трагикомедии.

В тексте Спартака Волкова — весь путь артиста. От The College Dropout до Heil Hitler. Будет громко, неловко, местами стыдно. Готовьтесь, некоторые моменты будут выглядеть так, словно это записки душевнобольного. Но когда дело касается Ye иначе и быть не может. Он тот человек, который совершенно искренне подытожил собственный путь ещё несколько лет назад.

«Я ненавижу свою биполярку. Она восхитительна».

Кто такой Канье Уэст и почему все и всегда о нём говорят?

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 1

Музыкант Канье Уэст (ныне официально известный как Ye) родился в Атланте и вырос в Чикаго. Его детство, окружённое искусством в том или ином виде, проходило рядом с матерью Дондой Уэст, вложившей все силы в воспитание сына. Будучи профессором английского языка, она поощряла любой творческий порыв ребёнка: стихи, рисунки, пение. Делать биты, зачитывать строчки и качать головой в такт любимым исполнителям было частью обычного ритма жизни Канье в подростковые годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первые попытки записать собственный трек у него были уже в этом возрасте. Вспоминать его ранние годы можно и нужно лишь для того, чтобы подчеркнуть, что Донда — ключ, открывший двери маленькому мальчику в большой мир. Опора, которая всегда его поддерживала. Всё изменилось, когда он её лишился. Но не будем забегать слишком далеко и перемотаем плёнку немного вперёд.

Канье Уэст прошёл путь от малоизвестного битмейкера до мирового феномена, чьи альбомы моментально взлетали на вершины чартов. Начав карьеру как продюсер в тени больших звёзд (он приложил руку к альбому Jay-Z — The Blueprint), уже к 2004 году Kanye заявил о себе как сольный артист с дебютным The College Dropout. Его успех был крайне стремительным: несколько платиновых альбомов подряд, 24 премии «Грэмми» и статус новатора, изменившего правила игры.

Но в какой момент это произошло? Когда хип-хоп был окончательно перевёрнут? И почему причиной тряски оказался стильный темнокожий невротик в модных жалюзи-очках?

Дело было в 2007 году. Неожиданно для многих состоялся бой десятилетия: столкнулись Kanye West и 50 Cent. Две пластинки исполнителей Graduation и Curtis должны были выйти в один день.

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 2

Биф был раздут до предела: и долгое время выглядело всё так, будто 50 Cent раздавит своего противника. Столкновения на ток-шоу, трэшток, битва взглядов — всё это больше походило на столкновение двух гладиаторов, рестлеров или бойцов UFC. Один представлял школу гангстер-рэпа с налётом роскоши и лютой мужественности, другой — музыкального новатора в ярких пиджаках, сочетающего соул-сэмплы с футуристичным звучанием и поп-чувствительностью. Все наблюдали, затаив дыхание — кто победит: old school или new wave?

И когда пыль осела, триумфатором вышел Канье: Graduation разгромил Curtis по продажам в первую неделю (более 950 тысяч проданных копий против 691 тысячи), и этот момент стал историческим. Это была не просто победа в чартах — это был символ смены эпох. Канье окончательно сбросил с трона самого продаваемого рэпера Америки и занял его место сам. Он доказал, что рэп может быть до жути музыкальным, экспериментальным и свежим, и в то же время мейнстримным. Надев корону, музыкант закрепил за собой статус главной культурной фигуры нулевых.

Позже выяснится, что весь этот «конфликт» был блестящим маркетинговым ходом, заранее продуманным Канье и Фифти — провокацией, которая бустанула продажи обоих альбомов. Но это только укрепило репутацию Уэста как артиста-экспериментатора: даже битву за чарты он превратил в перформанс с элементами культурного комментария.

Канье Уэст доказал, что рэпер не обязан быть гангстером. Ему не нужно было бросаться шутерами, чтобы его боялись. Ему не нужно было говорить о грязных женщинах и собственной силе, чтобы его хотели. Он пел о вере, образовании, личных переживаниях, и это нашло отклик у миллионов.

С середины 2000-х Канье стал законодателем мод как в звуке, так и в стиле. Именно Уэст популяризовал так называемый chipmunk soul (технику сэмплирования соул-пластинок с ускоренным женским вокалом) и затем каждый его релиз расширял границы жанра. Например, смелое использование автотюна и искренней эмоциональности на альбоме 808s & Heartbreak задало новую эстетику, которую подхватили последующие поколения. Далеко ходить не надо. Музыкальная икона Дрэйк не раз называл примером для подражания именно Канье. Стоит ли говорить, что это произносилось не раз, несмотря на отношения артистов, которые больше похожи на эмоциональные качели, нежели на настоящую мужскую дружбу?

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 3

Без экспериментов Уэста сложно представить и творчество таких звёзд, как Кендрик Ламар или Трэвис Скотт. Более того, Канье существенно повлиял на моду: его бренд Yeezy в партнёрстве с Adidas превратил кроссовки в предмет культа, а сам он стал первым рэпером, признанным высокой модой: артист сотрудничал с Louis Vuitton, Adidas, Balenciaga. Рэп в его исполнении превратился в полноценное искусство, которое в какой-то момент сложно было в целом называть хип-хопом. Настолько музыкант ушёл от изначальной концепции жанра в экспериментах: от концептуальных короткометражек (Runaway) до грандиозных концертных туров с летающими сценами. Он мог заставлять ждать публику часами, но она готова была простить абсолютно всё собственному кумиру.

Канье Уэста называли «Стивом Джобсом от музыки» — и немалая часть этого имиджа была им же тщательно сконструирована.

«Я думаю, значение Канье Уэста для мира будет сродни значению Стива Джобса. Я, без сомнений, Стив от музыки, моды, культуры».

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 4

Несложно понять, что скромность никогда не была его сильной стороной: Канье Уэст называл себя гением чаще, чем это делали популярные глянцевые издания. Он сравнивал себя с величайшими, а когда и этого было мало в ход шли пантеоны божеств, которым также доставалось от рэпера. В альбоме Yeezus он провозгласил: «I am a God», а на обложке Rolling Stone в 2006 году позировал в образе Иисуса с терновым венцом. Он провоцировал публику заявлениями, говоря, что таблоиды распяли его также, как когда-то был распят Христос. Кличил себя одновременно и Пикассо, и Уолтом Диснеем. И всё это — задолго до событий последних лет.

И такая эпатажная самореклама работала: мир видел в Канье не просто успешного рэпера, а культурный феномен, человека-эпоху, чьё имя не сходит с уст уже два десятилетия.

Первые трещины на идеальном портрете

Однако за блистательным восхождением последовал и первый надлом. В ноябре 2007 года Канье потерял самого близкого человека — его мать Донда Уэст скончалась на 58-м году жизни из-за осложнений после пластической операции. Как мы и говорили, Донда была не только мамой, но и наставником, менеджером и опорой для Канье. Он обожал её, посвящал ей песни, а позже напишет целый альбом-терапию. Утрата стала поворотным моментом для психики артиста.

Сам Уэст признавался, что считает свою славу косвенной причиной трагедии, заявляя, что его успех потребовал жертву, и ею стала Донда, чего сам артист не хотел. Горе и чувство вины глубоко засели в Канье. Музыкант потерял часть себя. И это стало лейтмотивом всего последующего творчества артиста. Практически сразу он разорвал помолвку со своей невестой Алексис Файфер, а мир вместо уверенного в себе триумфатора увидел уязвимого художника, переживающего личный кризис.

В 2008 году Уэст выпустил нехарактерный для себя альбом 808s & Heartbreak, который шокировал многих фанатов. Вместо привычного душевного соул-рэпа — холодные электронные биты, обилие авто-тюна и меланхоличные напевы о боли утраты и одиночестве. В то время альбом озадачил и даже отпугнул часть аудитории своим необычным звучанием. Никто не ожидал от хип-хоп-звезды такой хрупкости, прикрытой за лирическими мелодиями. Но именно 808s & Heartbreak, рождённый из депрессии Канье, спустя годы признали новаторским шедевром, опередившим эпоху.

Rolling Stone включил его в список самых прорывных альбомов в истории, отметив, что эта пластинка стала новым шаблоном для молодого поколения исполнителей R& B и рэпа.

Тем не менее для самого Канье этот альбом был криком души — способом пережить боль. Он признался, что записывал его, заморозив своё сердце после смерти матери. Одновременно начали проявляться и первые тревожные сигналы нестабильности. На сцене Канье всегда был эмоционален, но в 2009-м его эго прорвалось наружу скандальным образом. Во время церемонии MTV VMA он шокировал публику, ворвавшись на сцену, чтобы прервать 19-летнюю Тейлор Свифт, получавшую награду. Выхватив микрофон, Уэст заявил со всей прямотой:

«Извини, Тейлор, я очень рад за тебя и дам тебе договорить…, но у Бейонсе было одно из лучших видео всех времён!»

В зале раздался гул, а затем повисло тяжелое молчание: совсем юная артистка была унижена и растеряна, а Канье увели с церемонии под негодование толпы. Этот эпизод — первый публичный срыв музыканта. Но далеко не последний. Событие мгновенно сделало его персоной нон грата для многих. Казалось, успешный артист позволил своему самолюбию взять верх над элементарным уважением. Но за этим, как оказалось позднее, скрывалось куда большее. В конечном итоге рэпер извинился, но осадок остался: мир увидел в Канье не только гениального музыканта, но и самовлюблённого скандалиста.

Идеальный портрет артиста получил первые царапины. И причиной тому стала самое трагичное, что может случиться с сыном искренне любящим мать. Всепоглощающее чувство вины, которое он не смог остановить.

Самопровозглашённый мессия

Инцидент с Тейлор Свифт ознаменовал рождение нового Канье — более дерзкого, непредсказуемого и обременённого манией величия. В 2010-х годах Уэст всё чаще говорил и действовал так, будто верил в собственное божественное предназначение. Он считал себя голосом поколения, и не раз заявлял об этом прямо. Тогда многие воспринимали эти слова с иронией, но вскоре Уэст решил воплотить собственные слова в жизнь.

В 2013 году он выпустил альбом с провокационным названием Yeezus (созвучно с Иисус), где в песне I Am a God провозгласил себя равным богу. Тур в поддержку альбома сопровождался постановочным появлением актёра в роли Христа на сцене — Канье принимал благословение от декоративного Иисуса прямо на сцене, и уже тогда это было больше похоже на попытку вызвать к собственной персоне как можно больше внимания, нежели дать по-настоящему мощный месседж. Поступок артиста вызывал бурю споров. Он открыто называл себя мессианской фигурой для культуры, утверждая, что несёт особую миссию.

«Я — гений, и мне суждено изменить мир».

Его высказывания балансировали на грани грандиозности и абсурда, но привлекали внимание прессы и фанатов. Казалось, Канье начал верить в созданный им же миф о своём величии. Эта мания величия проявилась и в политических амбициях артиста. В 2015 году на сцене MTV VMA рэпер внезапно объявил, что собирается баллотироваться в президенты США в 2020 году — публика сначала восприняла это как шутку, но Канье был абсолютно серьёзен.

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 5

Он действительно выдвинул свою кандидатуру, хоть и с опозданием, создав «Партию дня рождения» (Birthday Party). Его предвыборная кампания была хаотичной: на первом же митинге в Южной Каролине он устроил эмоциональную исповедь, расплакался, рассказывая, как убеждал Ким Кардашьян не делать аборт их старшей дочери Норт, и выдал ещё несколько странных заявлений, явно ухудшивших положение дел рэпера на политической площадке. В конечном итоге Уэст не попал в бюллетени большинства штатов и набрал лишь около 60 тысяч голосов по стране. И это тоже был скорее перформанс, нежели реальная политика. Очередная попытка привлечь внимание, которая сработала идеально.

Но сам факт, что суперзвезда всерьёз рвётся в президенты, иллюстрировал его гипертрофированное чувство избранности. Ещё раньше, в 2018 году, Канье шокировал многих поклонников открытой поддержкой президента Дональда Трампа. Он встречался с ним в Башне Трампа, надел красную кепку с лозунгом Make America Great Again и заявил, что ощущает с Трампом родство душ и одинаковую могучую энергию. В Белом доме Канье устроил эксцентричный десятиминутный монолог, заявляя, что чувствует себя Суперменом в этой кепке, а Трамп называл героем Америки.

Его поток сознания затрагивал всё — от идеи построить крутой самолёт для президента до откровений о собственном биполярном расстройстве. Дональд Трамп, похоже, был рад поддержке звезды, но для многих наблюдателей видеть когда-то прогрессивного артиста бок о бок с консервативным политиком было, мягко говоря, странно.

Сообщество афроамериканцев восприняло это как предательство: коллеги призывали Канье одуматься. Тем не менее Уэст упрямо продолжал — он даже на шоу Saturday Night Live после эфира устроил несанкционированную речь в поддержку Трампа, жалуясь, что его пытаются заткнуть из-за политических взглядов. Знакомо? Было? Было. Даже в 2025 году, причём практически те же слова. Но тогда Канье всё сходило с рук.

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 6

Постепенно границы дозволенного для Канье стирались. Он всё чаще позволял себе скандальные высказывания в интервью. Одно из самых резонансных произошло в 2018 году в офисе TMZ, где Уэст объявил, что «400 лет рабства звучат как выбор» — эта фраза мгновенно облетела мир и вызвала шквал возмущения за беспардонное и невежественное искажение истории. С колокольни нынешних высказываний рэпера всё это звучит как детский сад по меркам самого Ye, но тогда казалось, что каждый новый разговор с Уэстом грозит обернуться катастрофой: он мог в любой момент выдать нечто возмутительное, противоречивое или просто бессвязное. СМИ перестали воспринимать его речи всерьёз, сравнивая с потоком сознания сумасшедшего гения.

«Вы имеете дело не с музыкантом, а с пророком поколения».

Канье проповедовал о вселенной, моде, Боге и своей роли в истории, сбивая с толку не только интервьюеров, но и своих поклонников. Но если до какого-то момента эксцентричность Канье можно было списать на артистизм или ментальные проблемы, то к началу 2020-х его поведение всё чаще стало переходить границы приемлемого. Мессия из него вышел своеобразный: то он заявляет о намерении переименовать себя в христианского пастора и выпускает госпел-альбом Jesus Is King, то выдаёт худшую по всем параметрам богонеугодную чушь, оскорбляя всех вокруг.

Такой вот дуализм. Иисус внутри Канье боролся с Иудой. И всё это — одна личность. В мире музыки Канье был сравним с супергероем Часовым из вселенной Marvel. Сильнейшим из всех, слабость которого заключалась в собственной поглощающей его же разум Тьме.

Утопание во тьме

Когда-нибудь общественное терпение должно было закончиться. И случилось это осенью 2022 года. Развод с Ким Кардашьян стал для Канье личным апокалипсисом с прямой трансляцией на весь мир. Их брак был не союзом людей, а слиянием двух империй: рэпер-гений и королева реалити-шоу. Они вместе строили культ публичности, но когда всё треснуло, Канье оказался не готов к тишине. Он не просто страдал — он срывался во весь голос. Писал десятки постов, умолял Ким вернуться, угрожал её новому бойфренду Питу Дэвидсону и рисовал жутковатые клипы с его похоронами. Психика Уэста и раньше была лабиринтом, но после развода она стала ареной для демонов, пожирающих травмированную душу артиста. Он то уходил в религиозные проповеди, то впадал в истеричный контроль, называя Ким женой даже после официального расторжения брака. Развод словно вырвал из него последние якоря — и мир увидел Канье, которого уже не остановить.

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 7

Позже Уэст, долго балансировавший на грани эпатажности, переступил черту и превратился в персону, от которой массово стали отворачиваться даже самые верные соратники. Катализатором послужила серия откровенно антисемитских выпадов со стороны Уэста. В октябре 2022-го он опубликовал в соцсетях пост, в котором пообещал устроить геноцид евреев. Эти слова вызвали мгновенное возмущение. Вслед за твитом последовала череда скандальных интервью, где Канье разразился тирадами о том, что евреи контролируют медиа и шоу-бизнес. Он ссылался на конспирологические теории, не стесняясь в выражениях. Пока одни недоумевали, не взломан ли аккаунт музыканта, тот сам подтверждал сказанное в подкастах и на телевидении. Например, в одном из эфиров он беспричинно похвалил Адольфа Гитлера.

«Я вижу хорошее в Гитлере»

Эта фраза Уэста повергла всех в шок. Казалось немыслимым, что человек, создавший альбом My Beautiful Dark Twisted Fantasy, теперь открыто симпатизирует одному из самых кровавых тиранов в истории. Кульминацией стал его декабрьский визит в студию конспиролога Алекса Джонса, где Канье явился в чёрной маске, закрывающей всё лицо, и практически оправдывал нацизм.

«У каждого человека есть что-то ценное, что он привносит в мир, в особенности у Гитлера».

В том же эфире Уэст, кажется, окончательно потерял связь с реальностью: шутил про Нетаньяху, разыгрывая диалоги с детской сеткой от бабушкиного бассейна и повторял, что ему нравится Гитлер. Это был момент невозврата. Даже самые преданные фанаты не могли оправдать подобное. Канье превратился из эксцентрика в проповедника ненависти. Естественно, ответом стал мгновенный и массовый бойкот. Индустрия развлечений буквально за ночь разорвала связь с Уэстом. Adidas расторгла многомиллиардный контракт на производство Yeezy — для компании это означало колоссальные убытки, но сотрудничать с человеком, прославляющим Гитлера, было невозможно. Balenciaga и Gap отказались от всех проектов с ним.

Агенты из CAA (одно из крупнейших талант-агентств) разорвали с Канье все отношения. Def Jam, лейбл, выпускавший его музыку, ещё ранее выполнил контрактные обязательства и продлять сотрудничество не стал. Стриминговые сервисы не удаляли старые треки Уэста, но начали ограничивать продвижение его музыки. В радиоэфирах по всей стране хиты Канье пропали из плейлистов. Спонсоры, бывшие друзья и соратники тоже заявляли о разрыве отношений. Рэпер Pusha T, долгие годы возглавлявший лейбл GOOD Music под руководством Уэста, публично осудил его и дистанцировался. Музыкант даже успел поругаться с Тарантино из-за «Джанго освобождённого».

Даже бывшая жена Ким Кардашьян выступила с заявлением, подчеркнув, что не поддерживает антисемитизм. Империя Канье Уэста — от модных брендов до музыкальных амбиций — рушилась на глазах. Но сам Уэст лишь сильнее уходил в своё мрачное безумие. Вместо извинений (которые он однажды пытался принести еврейской общине, но вскоре снова всё перечеркнул новыми выпадами) Канье уверовал, что стал мучеником инакомыслия.

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 8

Его заблокировали в социальных сетях за разжигание ненависти, но стоило Илону Маску купить Twitter (заблокирован на территории РФ), как Уэста помиловали. Надолго ли? Не прошло и пары месяцев, как Канье в декабре 2022-го вновь забанили в Twitter за публикацию свастики (запрещённая в РФ символика), вписанной в звезду Давида. Даже Маску пришлось признать, что Ye зашёл слишком далеко. Лишившись мейнстрим-площадок, Уэст переместился в подполье интернета — появлялся в стримах ультраправых блогеров, раздавал комментарии сомнительным изданиям. Его поддерживали маргинальные фигуры, вроде неонацистов.

Это была пугающая иллюстрация того, как слова артиста могут подпитывать реальную ненависть: экстремисты восприняли сказанное Уэстом как разрешение действовать. Весной 2023 года Канье неожиданно ударил по тормозам в публичном пространстве — видимо, пытаясь залечь на дно и переждать бурю.

Тем временем вокруг Уэста остались лишь самые преданные или самые радикальные близкие — круг общения сузился. От него отвернулись почти все коллеги. В 2023 году и вовсе случилось невообразимое: Канье принялся публично оскорблять семью Джей-Зи — человека, давшего ему путёвку в жизнь. В серии постов он грубо написал, что Бейонсе родила близнецов неестественным путём ЭКО, усомнившись в интеллектуальных способностях их семилетних детей. Посты были удалены, но затем рэпер вновь их выложил, хвастаясь, что успел сберечь аккаунт от блокировки. Это выглядело как мелочная месть и явный знак озлобления на весь мир.

Одним из немногих, кто не сразу отвернулся, был молодой рэпер Playboi Carti, сотрудничавший с Канье на альбоме Donda. Но и с ним Уэст умудрился рассориться. В начале 2025 года разгорелся странный конфликт: Канье обвинил Карти в нелояльности из-за того, что тот не включил его вокал в свой релиз, хотя использовал бит Уэста. Начавшийся конфликт привёл Канье в бешенство — он начал сыпать угрозами в адрес младшего коллеги. В одном из постов Уэст и вовсе перешёл черту, написав, что собирается сжечь Карти в газовой камере.

Подобная риторика — прямая отсылка к Холокосту. Слова артиста шокировали всех, ведь адресованы они была вовсе не еврею, а чернокожему артисту, которого Канье сам когда-то поддерживал. Эта жуткая фраза окончательно показала: в попытках самоутверждения Уэст утратил всякие моральные ориентиры. Некогда влиятельный музыкант превратился в одиночку, чьи слова одинаково токсичны и для врагов, и для бывших друзей. Но, пожалуй, самой мрачной вехой стало то, что Канье воплотил свои скандальные идеи в новом творчестве.

Весной 2025 года он представил фрагменты песни с шокирующим названием Heil Hitler. Если раньше он лишь произносил непотребное в интервью, то теперь вынес это в музыку. Трек и по звучанию, и по тексту шокирует даже подготовленного слушателя.

«Все мои парни — нацисты, хайль Гитлер»

Это и стало окончательной точкой невозврата: подобного музыкальный мир не прощает. Песню стремительно удалили со всех основных платформ за оправдание нацизма. Но песня осталась в соцсети Илона Маска X и набрала миллионы прослушиваний. Случившееся вновь подняло волну негодования и окончательно закрепило за Канье репутацию изгоя. Одно дело — скандальные выходки на грани безумия, и совсем другое — осознанное тиражирование ненависти в творчестве.

Вы заметили, что мы аккуратно опустили эксплуатирование сексуальности его жены Бьянки Цензори на протяжении последних лет? Конечно же, да. А всё потому, что эти эпизоды не имело смысла упоминать. Они — лишь ещё одна деталь пазла жизни Канье Уэста, которую он собственноручно умудряется уничтожать на публике. И получать за это бешеное внимание.

Фото: Axelle/Bauer-Griffin/FilmMagic

Фото: Axelle/Bauer-Griffin/FilmMagic

К началу 2025 года Канье Уэст превратился в фигуру маргинальную и пугающую. Когда-то его называли «новым Стивом Джобсом», теперь же куда чаще звучат сравнения с безумцами. Он остался практически в одиночестве, фанатично уверенный в своей правоте и гениальности, отвергнутый индустрией и проклятый многими бывшими поклонниками. Казалось бы, естественный шаг — остановиться и обратиться за помощью. Но жизнь Канье Уэста — не про поиски лёгких путей.

Грань между безумием и преступлением

История Канье Уэста поставила перед обществом сложные вопросы. До какой степени можно прощать гению его эксцентричность? Где заканчивается творческое безумие и начинается социально опасное поведение? Некогда уважаемый новатор превратился в токсичного изгнанника, и реакция на него неоднозначна. С одной стороны, многие однозначно отвернулись от артиста: для них Уэст — шизофренник, ушедший в тираж.

Многие считают, что Уэста следует окончательно «отменить»: не давать площадки для выступлений, бойкотировать любую его продукцию, будь то музыка или одежда.

С другой стороны, остаются и те, кто продолжает видеть в Канье гения — пусть падшего, заблудшего, но гения. Такие люди (в их числе некоторые фанаты, анонимные сторонники в интернете и даже отдельные коллеги) оправдывают его поведение душевной болезнью или провокационным перформансом. Не секрет, что у Уэста диагностировано биполярное аффективное расстройство — он сам рассказывал об этом и даже назвал альбом Ye (2018) в честь своего раздвоенного состояния. Во время своих срывов Канье то и дело говорил, что отказывается пить лекарства, потому что они гасят его творческий свет. Поэтому находятся и те, кто сочувствует ему: для них он просто психически больной, но всё ещё тот, кого хочется поддерживать на музыкальном поприще. Однако специалисты по ментальному здоровью опровергают такую простую логику: ни мания величия, ни тем более расистские и антисемитские убеждения не являются типичными симптомами биполярного расстройства.

Иными словами, болезнь — не оправдание для Канье. Тем более что сам он, похоже, то принимает свой диагноз, то отрицает. Для Уэста его болезнь давно стал суперсилой, о чём он не раз говорил.

Интересно, что каждый новый скандал с Канье неизменно становился горячей темой: общество будто не может окончательно перестать о нём говорить. В музыкальной индустрии имя Уэста теперь табу. Молодые артисты, которые ещё недавно гордились работой с ним, сейчас спешно вычищают совместные треки.

Грань, за которой даже гениальность не спасает, похоже, пройдена. Уэст — не первый скандальный артист в истории, но, возможно, первый, кто взлетел так высоко и рухнул столь болезненно на глазах у всего мира в режиме реального времени.

Канье — не музыка, он — эпоха

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 10

Канье Уэст — фигура трагичная и поучительная одновременно. Его путь от новаторского музыканта до отлучённого еретика — это отражение эпохи, в которой мы живём. Эпохи, где культ личности может вознести человека до небес, а затем низвергнуть в адское жерло. В нулевых Канье воплощал дух времени: дерзкий самоуверенный талант, ломавший стереотипы. Серьёзно, кто бы мог подумать, что пухлый парень в розовой рубашке-поло и с рюкзаком Louis Vuitton станет самой крутой фигурой в рэпе? В десятых он олицетворял уже другие черты десятилетия: эгоцентризм, жажду славы, слияние поп-культуры с технологическим бумом, когда его высказывания стали стрелять чуть ли не громче, чем треки. Его склонность к скандалам идеально вписалась в эпоху реалити-шоу и соцсетей. Недаром он породнился с кланом Кардашьян — мастерами публичной жизни. Но двадцатые выявили и тёмную сторону этой эпохи — крах былых идеалов, разочарование в кумирах, радикализацию и раскол американского общества. Канье стал символом этого краха. Его падение — не просто личная драма, а культурный разлом.

Так кто он на самом деле? Гений, потерявший рассудок? Нарцисс, всегда умело манипулировавший публикой? Жертвой психического недуга или продуктом общества, которое само породило монстра из таланта? Ясно одно: восхождение и падение Канье Уэста сродни и тому, что нас окружает.

Мы увидели, как легко общество прощает звёздам мелкие грехи, если те ходят по мнимой тонкой социальной нравственности и продолжают радовать хитами, и как быстро отворачивается, стоит им перейти моральные границы. Мы убедились, что культ личности опасен: когда человек провозглашает себя богом и мессией, рано или поздно реальность выбивает ему зубы. Мы ощутили, насколько хрупок статус непогрешимого идола в эпоху тотальной прозрачности.

Остановится ли Канье Уэст на краю пропасти? Похоже, он и не думает. Даже будучи практически изгнанным из мейнстрима, Уэст не утратил своего главного качества — безграничной творческой энергии и упрямства. В конце 2024 года он обмолвился, что готовит невиданный музыкальный марафон на следующий год. И действительно, уже в 2025-м Канье начал заваливать публику новыми релизами. Он выпустил экспериментальный визуальный альбом Bully и наконец довёл до ума многострадальный Donda 2, официально презентовав его на стримингах. В работе у него, по собственным заявлениям, сразу несколько альбомов: проект под названием Cuck (ранее известный как WW3), загадочный диск Yandhi (отменённый в 2018-м альбом-призрак, который он теперь обещает реанимировать) и даже что-то под кодовым именем YAGE. Более того, Уэст публично клянётся выпускать музыку каждый божий месяц.

Канье Уэст: Взлёт и падение музыкального гения - фото 11

Фанаты уже сбились со счёта: по некоторым данным, Канье намекал чуть ли не на 10 новых релизов в 2025 году. Но все анонсы стоит воспринимать скептически. Вероятнее всего, у музыканта просто фаза мании.

Тем не менее сам Канье уверяет, что останавливаться не намерен. Ему 47 лет, и он только разогревается. Возможно, эти заявления — очередное промо. А может, упрямое нежелание исчезать со сцены. Одно можно сказать точно: он всё ещё привлекает зрительское внимание, каким бы противоречивым он ни стал.

История Канье Уэста — это история нашего времени. В ней смешались гений и безумие, слава и бесчестие, вера и ненависть. Его взлёт вдохновлял миллионы: парень из Чикаго осуществил «американскую мечту» на своих условиях. Его падение стало предупреждением: даже за величайшим талантом может скрываться тяжёлая драма, при лицезрении которой музыканта становится откровенно жаль.

Но Канье Уэст всегда был больше, чем музыка. Он был зеркалом, в котором отразились лучшие и худшие черты последних двадцати лет. И глядя в это зеркало, стоит дать ответ лишь на один вопрос: что лучше, надеть клоунский нос и быть счастливым или же посмотреть суровой правде в глаза?

Комментарии 2
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Mardest
Mardest
I miss the old Kanye straight from the Go Kanye
Одиозный Mракобес XVII
Одиозный Mракобес XVII
Я открыл Канье лишь благодаря его нынешним выходкам. До этого он был лишь именем в плеяде черных рэпперов. А сейчас выясняется что он оказывается хороший музыкант и вообще трушный а не позерский контркульурщик. Последний панк