01 апреля 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

BioShock Infinite. Из чего сделана главная игра этой весны

Внутри @[BioShock Infinite](game:6071) содержится не только собственная идеология, но и огромное множество отсылок ко вполне реальным историческим событиям, людям и явлениям. Однако многие из них не вполне доступны для массовой аудитории без понимания американской и всемирной истории конца XIX — начала XX века. «Канобу» восполняет пробелы.
Внутри @[BioShock Infinite](game:6071) содержится не только собственная идеология, но и огромное множество отсылок ко вполне реальным историческим событиям, людям и явлениям. Однако многие из них не вполне доступны для массовой аудитории без понимания американской и всемирной истории конца XIX — начала XX века. «Канобу» восполняет пробелы.

Всемирная выставка 1893 года

Согласно сюжету BioShock Infinite, летающий город Колумбия был впервые представлен на Всемирной выставке в Чикаго, посвященной 400-летию путешествия Христофора Колумба (выставка также известна как «Колумбовская»). В рамках подготовки к выставке в Чикаго возвели почти 200 строений (павильоны, аттракционы — среди них был даже первый в мире коммерческий кинотеатр), в выставке участвовали более 40 стран, включая Россию, а посетили ее около 30 миллионов человек.

Именно на этой выставке было впервые представлено Колесо обозрения, спроектированное Джорджем Феррисом (в англоязычных странах это сооружение до сих пор называют «Колесо Ферриса»), задуманное как американский ответ на Эйфелеву башню в Париже. Колесо приводилось в движение двумя паровыми двигателями по 1000 лошадиных сил каждая, а каждая кабина была размером с автобус.

В игре летающий город Колумбия был создан благодаря усилиям Захарии Комстока, самопровозглашенного пророка, заручившегося как поддержкой государства, так и солидного числа последователей. На момент выставки город не был достроен до конца: по легенде игры, строительство продолжалось до 1900 года, после чего город был запущен и начал «гастроли» по крупнейшим городам Соединенных Штатов.

Теория американской исключительности

Несмотря на сильные религиозные мотивы, в BioShock Infinite нашлось место и мыслям об исключительности американской нации.

Колумбия рассматривается как ковчег, сохранивший нетронутыми ключевые идеи отцов-основателей — Джефферсона, Франклина и Вашингтона.

В Infinite концепция американской исключительности доведена чуть ли не до нацизма. Это особенно хорошо видно в ранних трейлерах игры, где фигурирует персонаж Солтонстон — соратник Комстока, пропагандирующий ксенофобские взгляды. Из финальной игры его вырезали, однако упоминания о таком политике остались. В релизной версии Infinite куда сильнее педалируется тема расизма и сегрегации как неотъемлемой части американской культуры — чернокожие в Колумбии выполняют тяжелый труд на фабриках и заводах, а также прислуживают «чистокровным американцам».

Неудивительно, что местная леворадикальная террористическая организация Vox Populi выступает за всеобщее равенство и рабочий класс — и в одном из альтернативных универсумов одерживает убедительную победу.

Движение святых последних дней (мормоны)

В религии жителей Колумбии можно найти множество сходств с идеологией Движения святых последних дней, исповедующих учение Джозефа Смита-младшего, автора «Книги Мормона». Согласно учению мормонов, Бог-Отец и Иисус Христос явились Джозефу Смиту и открыли ему истины относительно природы Бога, которые тот изложил в своем учении. Захария Комсток также утверждает о том, что его постигло божественное откровение — и это главное сходство идеологии лидера Колумбии и пророка мормонов. Различий тоже достаточно: пользуясь библейскими терминами, Комсток создал собственные пророчества — рождение агнца (Элизабет), приход лжепророка (Букер ДеВитт) и низвержение огня на «содом», что внизу (бомбардировка Нью-Йорка в альтернативном будущем Колумбии).

Бойня на ручье Вундед-Ни

Битва, в которой участвовал Букер ДеВитт, была последним крупным столкновением между коренными индейцами и армией Соединенных Штатов. Ни о каком серьезном сражении речь не шла — это была именно бойня, по легенде, произошедшая по случайности.

Отряд американских солдат из 500 бойцов должен был разоружить небольшой лагерь индейцев, но во время процедуры произошел случайный выстрел, спровоцировавший перестрелку. По разным оценкам, в ходе сражения было убито от 150 до 300 индейцев, включая женщин и детей. Потери с американской стороны — 25 солдат. Комсток выставляет себя «героем» этой битвы, несмотря на абсурдность.

Боксерское восстание в Китае

Второй «геройский поступок» Комстока — участие Колумбии в подавлении восстания ихэтуаней («боксеров») в Китае. К концу 1890-х годов в стране образовалось множество секретных сообществ, недовольных иностранным вмешательством в дела Китая со стороны многих держав. Действительно, влияние торговых, политических и религиозных связей с европейскими государствами все сильнее сказывалось на самом Китае. Участники восстания были обеспокоены прежде всего европеизацией китайского общества и возможной потерей национальной идентичности.

Цель повстанцев — очищение страны от иностранцев — сначала не вызвала поддержки у правящей династии, однако со временем императрица Цыси вынуждена была заключить с ними перемирие, а впоследствии даже поддержала восстание. Эти события, сопровождавшиеся массовыми убийствами иностранных работников, дипломатов и эмигрантов, привели к тому, что Япония, США, Франция, Великобритания, Россия и Австро-Венгрия направили к Китаю свои войска для урегулирования конфликта.

Согласно событиям Infinite, Колумбия сыграла ключевую роль в подавлении восстания — и именно тогда миру была продемонстрирована боевая мощь летающего города. Недовольные вмешательством Комстока, американские власти потребовали возвращения Колумбии. Комсток, в свою очередь, объявил об отсоединении от Соединенных Штатов. С тех пор летающий город считался бесследно пропавшим в небесах.

Детективное агентство Пинкертона

Задолго до выхода игры было известно, что Букер — бывший пинкертоновский агент, и такое агентство действительно существовало. Основано оно было Аланом Пинкертоном — сыном шотландского полицейского, иммигрировавшего в Соединенные Штаты в середине XIX века. Пинкертон жил в Чикаго и стал там первым полицейским детективом, после чего решил основать свое агентство с филиалами по всей стране. Благодаря девизу агентства — «Мы никогда не спим» — и его символу в виде глаза частных детективов в Америке даже стали называть private eye.

Агентство Пинкертона существует и по сей день под названием Pinkerton Government Services — в рамки его деятельности входит обеспечение безопасности компаний, консалтинг и другие вполне прозаичные услуги.

Текст: Кирилл Перевозчиков

Комментарии 36
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Alpha_Man
Alpha_Man
Ознакомился, но в игру еще не играл, думаю пригодотся во время прохождения, чтобы лучше вникунть в сюжет.
Bender2012
Bender2012
Я не могу одного понять, если там чернокожие выполняли рабский труд, то чего они там вообще делали, смастерили бы себе парашюты и попрыгали бы с этого города, ну или летающий дирижабль подрезали