Исследуем безумный мир Hellblade: кельтские мифы и реальная история
История Hellblade разворачивается в очень интересный временной период, узнав о подробностях которого мы можем взглянуть на происходящее немного с другой стороны и лучше понять контекст событий.
Официально считается, что викинги впервые прибыли на Британские острова в 789 году, когда скандинавские пираты высадились на остров Линдисфарн и разграбили местный христианский храм. Но на деле северные народы начали переселяться на острова Северной Атлантики значительно раньше — на Фарерские, Шетландские, Оркнейские и Гебридские — так как там были более благоприятные климатические условия для земледелия и овцеводства. Кроме животноводства поселенцы занимались ловлей рыбы и другими морскими промыслами. Местами, заселяя острова, скандинавы «теснили или изгоняли» своих предшественников — кельтов и пиктов, но нередко они становились первопроходцами.
Мирная колонизация сочеталась с набегами и пиратством, и здесь Шетландские острова сыграли роль соединительного звена — этим путем отряды искателей добычи и достигли в конце VIII в. берегов Шотландии, Ирландии и Северной Англии.
Так началась кровавая полоса в истории Северной Европы, известная также как «эпоха викингов». Именно на этом историческом фоне и происходят события Hellblade: Senua’s Sacrifice.
Далее следуют серьезные спойлеры к Hellblade: Senuaʼs Sacrifice
Сенуа
Главная героиня Hellblade — Сенуа, девушка из народа пиктов, отправившаяся в Хельхейм (скандинавский мир мертвых, которым правит богиня Хель) за душой своего возлюбленного Диллиона, убитого во время очередного набега викингов на пиктские территории.
Детали ее внешности отсылают к описаниям этого народа, пикты действительно красили лица и тела синей краской из вайды и мазали волосы известью. Налобное украшение призвано оградить носящего от безумия, а тартановый орнамент одежды был создан на основе древних кельтских традиций.
Само имя «Сенуа» происходит от имени кельтской богини Сенуны, статуэтки и подношения которой были обнаружены в сентябре 2002 года в кладе близ деревни Ашвелл, Англия.
Дальнейшие археологические раскопки близ Ашвелла в 2003–2006 годах показали, что это место являлось только жертвенником, а не самим храмом богини. Вся коллекция клада (27 предметов) выставлена в Британском музее Лондона в зале 49 — если когда-нибудь доберетесь до туда, будете знать, на что смотрите.
Бытует мнение, что Сенуна связана с римской богиней Минервой и греческой Афиной Палладой, которые покровительствовали мудрости и военному делу. Ninja Theory очень обстоятельно подошли к созданию аутентичного мира и сильного женского персонажа. Это, может быть, и не влияет особенно на восприятие рядовым игроком, но то, что разработчики не поленились закопаться в исторические источники и потратить время на изучение верований народов древности, достойно огромного уважения.
Диллион
Возлюбленный Сенуи и второй по значимости персонаж в истории. Именно после его смерти психоз Сенуи прогрессирует, и ее мир меняется до неузнаваемости.
Начинается все с того, что девушка теряется в лесу, а вернувшись, понимает, что ее дом разрушили северяне, а Диллиона, как одного из воинов, подвергли обряду «Кровавого орла».
Впрочем, многие ученые ставят под сомнение существование данного вида казни и приписывают его чересчур кровавое описание антиязыческой пропаганде средневековых католических авторов. Но как инструмент выразительности он работает прекрасно.
Сама казнь, предположительно, заключалась в следующем: на спине жертвы рассекали ребра, разводили их в стороны наподобие крыльев и вынимали легкие. В основном причиной смерти становился травматический шок.
Сенуа забирает голову любимого и отправляется в Хельхейм. Сам концепт «голова — вместилище души» был распространен в верованиях древних кельтов, так что не мудрено, что к Хель на поклон несут именно голову убитого, а не сердце, например.
Интересен тот факт, что голову, как атрибут кельтского язычества, в некоторых интерпретациях можно приравнивать к христианскому кресту.
Головы врагов считались трофеями, их тщательно бальзамировали в маслах и прибивали на стены крепостей и домов — кельты верили, что силы, таящиеся в голове, оберегают от злых духов, приносят добро, удачу и успех. Для многих головы были бесценными сокровищами, поэтому, когда дело доходит до спасения души любимого, можно и голову ему отрубить, а тот из загробного мира только спасибо скажет.
Друт (Святой Финтан)
Мало кто знает, но спутник Сенуи Друт — настоящая историческая личность. Ирландский кельт, был захвачен в плен северянами. После долгих лет рабства он сбежал в Шотландию, а оттуда направился в Рим, где стал монахом. Впоследствии перебрался на остров Райнау в Шварцвальде на Рейне, где вместе с 27 монахами жил в уединении и аскетизме.
Слова, которые он слышал на родном языке от демонов и ангелов во время молитв, были записаны его биографом. Финтан умер в 879 году от старости, а в 1114 году его канонизировали. Откровения Святого Финтана представляют собой наиболее ранние сохранившиеся образцы гаэльского языка.
В игре Друт становится эдаким Вергилием из «Божественной комедии» Данте, проводником главной героини в мир скандинавских сказаний и мифов. Он помогает Сенуе ориентироваться в Хельхейме: через его рассказы, найденные на рунных камнях, мы постепенно узнаем о главных мифах и богах северян, об их страхах, радостях и надеждах.
Долгое время пробыв пленником викингов, Друт легко ориентируется в мифологии этого народа и становится незаменимым спутником Сенуи на пути в чертоги Хель.
Так называемый «Стокгольмский синдром» еще не был известен людям в IX–X веках, но проявлялся исправно, что способствовало ассимиляции пленных в новое общество, изучению обрядов, обычаев и нередко получению нового статуса. Впрочем иногда их приносили в жертву богам или просто массово казнили, так что выживали и ассимилировались далеко не все.
Огненный великан Сурт
Первым на пути Сенуи встает огненный великан Сурт, владыка всех огненных великанов и мира огня Муспельхейма. Как известно, в скандинавской мифологии фигурирует аналог судного дня — Рагнарёк. По одной из версий Сурт поведет армию огненных великанов на бой с богами-асами и срубит своим огненным мечом мировое дерево Иггдрасиль.
Это и станет началом конца.
На древних наречиях немецкого и старосаксонском языках слова mutspelli или muspilli означают «Страшный Суд».
Для Сенуи Сурт может служить персонифицированным восприятием пламени, навеянным рассказами Друта о скандинавском пантеоне богов. Психоз девушки выводит визуальное восприятие огня на совершенно новый уровень, облекая его в жуткую антропоморфную фигуру великана.
После победы над грозным противником приступ проходит, и мир возвращается к своему первоначальному виду.
Огонь сам по себе играет важную роль в игре, напоминая нам о том, что викинги сожгли родной дом Сенуи и всех жителей деревни.
Мастер иллюзий Вальравн
В случае с Вальравном интересно уже то, как его занесло в пантеон кельтских и скандинавских богов. Вальравн (или «мертвый ворон») в «Младшей Эдде» не упоминается, происходит из датских сказаний и в основном предстает в образе разумного ворона.
Эти существа едят трупы умерших на поле боя воинов и после обретают способность обращаться в рыцарей.
В другом варианте легенды Вальравн — это неупокоенная душа в поисках искупления. Он может избавиться от своего животного облика, только испив крови ребенка.
В датских легендах Вальравну приписывали отчасти атрибуты Локи: он был способен обхитрить человека, ввести его в заблуждение и направить на неверный жизненный путь. Как и в случае с Суртом, для Сенуи Вальравн может являться воплощением чего-то неизвестного, таящего в себе скрытую угрозу.
Именно его во время боя Сенуа обвиняет в том, что заблудилась в лесу и вовремя не вышла к деревне.
Основная часть обычных врагов, встречающаяся нам за игру, тоже имеет сходство с Суртом и Вальравном, давая понять, что они, скорее всего, тоже являются проекцией внутренних переживаний Сенуи.
Грам (меч)
Однажды, когда в зале конунга Вельсунга был пир, сам Один явился (как обычно бывало) в обличье одноглазого человека в плаще. Он подошел к родовому дереву Вельсунгов и воткнул в него меч. Но никто не смог вытащить этот меч кроме Сигмунда, сына конунга.
Говорят, что меч этот сиял словно пламя и имел гравировку в виде дракона, однако в игре он излучает голубое сияние, как Жало из Властелина колец.
Меч Сигмунда сломался в битве героя с конунгом Люнгви, ударившись о копье Одина.
Дело было так: конунг Люнгви собрал войско, чтобы отомстить за своего отца. Он наведался во владения Сигмунда и вызвал его на битву. Сигмунд созвал свое войско и вышел против Люнгви. Во время боя Сигмунд бился впереди всех и разил врагов наповал. Но вдруг из войска Люнгви вышел человек в плаще (Один) и замахнулся на Сигмунда копьем — и так герой был повержен.
После этого жена Сигмунда пришла на поле битвы и увидела умирающего мужа. Герой передал ей обломки меча и сказал, что вскоре у них родится сын, и из этих обломков для него будет выкован новый меч — Грам. Возможно, именно этот меч и восстанавливает во время испытаний Сенуа.
Гарм (пёс)
По одной из версий, Гарм — дитя коварного хитреца Локи и великанши Ангрбоды. Наподобие Цербера в античной мифологии, этот исполинский четырехглазый пес охраняет врата в царство мертвых. До начала Рагнарёка он заключен в подземной пещере Гнипа, чьи стены покрыты кровью. Именно там и происходит бой с ним — последний рубеж на пути в Хельхейм.
В некоторых интерпретациях мифов образ пса Гарма ошибочно смешивается с образом волка Фенрира.
Схватка представляет из себя игру в «кошки-мышки» с могучим Гармом. Примечательно, что Тень Сенуи, загадочный глубокий голос, предупреждает ее о надвигающейся опасности. Но несмотря ни на что она не сдается и в конце концов побеждает.
Наряду с Суртом и Вальравном он появляется в финальной битве в чертогах Хель в образе черной тени.
Хель
Владычица мира мертвых в скандинавской мифологии, дочь Локи и великанши Ангрбоды. В игре она представлена скорее целью путешествия Сенуи, нежели врагом.
Могущественная повелительница загробного мира почти не вступает в контакт с героиней — конечно, какое ей дело до какой-то бедной и «еще живой» женщины. Но как мы знаем, человек с сильной моральной травмой (в нашем случае еще и не в своем уме) способен на многое.
Так и выходит — финальная битва в чертогах Хель, наверное, один из самых захватывающих моментов игры.
В игре рассказы Друта заканчиваются упоминанием Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве именно Хель поведет армию мертвецов на штурм Асгарда.
В создании образа Хель авторы очень кропотливо подошли к визуальной части и опирались, соответственно, на «Младшую Эдду», в которой она описывается как великанша исполинского роста, с одной половиной тела черно-синей, а другой — мертвенно-бледной.
Так же во время странствия по Хельхейму Друт рассказывает Сенуе миф об убийстве Бальдра, сына Одина и Фригг. Это миф непосредственно относится к лору игры и считается чуть ли не самым известным упоминанием Хель в скандинавской мифологии. По сюжету мифа после смерти Бальдр попадает в Хельхейм, но он так чист и любим другими богами, что они просят владычицу мертвых вернуть его душу. Хермод, брат Бальдра, идет к Хель на поклон. Она соглашается при условии, что Бальдра будет оплакивать все живое в мире. Асы расходятся по миру и просят всех оплакивать своего любимца.
Тем временем Локи обращается в великаншу Токк и отказывается оплакивать Бальдра. В итоге Бальдр так и остался в царстве мертвых.
Движимая тем же посылом, Сенуа идет к Хель, готовая на все ради спасения любимого человека. Возможно, именно миф рассказанный Друтом и подтолкнул ее к этой идее.