
Исследуем безумный мир Hellblade: кельтские мифы и реальная история
Далее следуют серьезные спойлеры к Hellblade: Senuaʼs Sacrifice
Сенуа
Само имя «Сенуа» происходит от имени кельтской богини Сенуны, статуэтки и подношения которой были обнаружены в сентябре 2002 года в кладе близ деревни Ашвелл, Англия.
Дальнейшие археологические раскопки близ Ашвелла в 2003–2006 годах показали, что это место являлось только жертвенником, а не самим храмом богини. Вся коллекция клада (27 предметов) выставлена в Британском музее Лондона в зале 49 — если когда-нибудь доберетесь до туда, будете знать, на что смотрите.
Бытует мнение, что Сенуна связана с римской богиней Минервой и греческой Афиной Палладой, которые покровительствовали мудрости и военному делу. Ninja Theory очень обстоятельно подошли к созданию аутентичного мира и сильного женского персонажа. Это, может быть, и не влияет особенно на восприятие рядовым игроком, но то, что разработчики не поленились закопаться в исторические источники и потратить время на изучение верований народов древности, достойно огромного уважения.
Диллион
Сама казнь, предположительно, заключалась в следующем: на спине жертвы рассекали ребра, разводили их в стороны наподобие крыльев и вынимали легкие. В основном причиной смерти становился травматический шок.
Сенуа забирает голову любимого и отправляется в Хельхейм. Сам концепт «голова — вместилище души» был распространен в верованиях древних кельтов, так что не мудрено, что к Хель на поклон несут именно голову убитого, а не сердце, например.
Интересен тот факт, что голову, как атрибут кельтского язычества, в некоторых интерпретациях можно приравнивать к христианскому кресту.
Головы врагов считались трофеями, их тщательно бальзамировали в маслах и прибивали на стены крепостей и домов — кельты верили, что силы, таящиеся в голове, оберегают от злых духов, приносят добро, удачу и успех. Для многих головы были бесценными сокровищами, поэтому, когда дело доходит до спасения души любимого, можно и голову ему отрубить, а тот из загробного мира только спасибо скажет.
Друт (Святой Финтан)
В игре Друт становится эдаким Вергилием из «Божественной комедии» Данте, проводником главной героини в мир скандинавских сказаний и мифов. Он помогает Сенуе ориентироваться в Хельхейме: через его рассказы, найденные на рунных камнях, мы постепенно узнаем о главных мифах и богах северян, об их страхах, радостях и надеждах.
Долгое время пробыв пленником викингов, Друт легко ориентируется в мифологии этого народа и становится незаменимым спутником Сенуи на пути в чертоги Хель.
Так называемый «Стокгольмский синдром» еще не был известен людям в IX–X веках, но проявлялся исправно, что способствовало ассимиляции пленных в новое общество, изучению обрядов, обычаев и нередко получению нового статуса. Впрочем иногда их приносили в жертву богам или просто массово казнили, так что выживали и ассимилировались далеко не все.
Огненный великан Сурт
Для Сенуи Сурт может служить персонифицированным восприятием пламени, навеянным рассказами Друта о скандинавском пантеоне богов. Психоз девушки выводит визуальное восприятие огня на совершенно новый уровень, облекая его в жуткую антропоморфную фигуру великана.
После победы над грозным противником приступ проходит, и мир возвращается к своему первоначальному виду.
Огонь сам по себе играет важную роль в игре, напоминая нам о том, что викинги сожгли родной дом Сенуи и всех жителей деревни.
Мастер иллюзий Вальравн
В датских легендах Вальравну приписывали отчасти атрибуты Локи: он был способен обхитрить человека, ввести его в заблуждение и направить на неверный жизненный путь. Как и в случае с Суртом, для Сенуи Вальравн может являться воплощением чего-то неизвестного, таящего в себе скрытую угрозу.
Именно его во время боя Сенуа обвиняет в том, что заблудилась в лесу и вовремя не вышла к деревне.
Основная часть обычных врагов, встречающаяся нам за игру, тоже имеет сходство с Суртом и Вальравном, давая понять, что они, скорее всего, тоже являются проекцией внутренних переживаний Сенуи.
Грам (меч)
Меч Сигмунда сломался в битве героя с конунгом Люнгви, ударившись о копье Одина.
Дело было так: конунг Люнгви собрал войско, чтобы отомстить за своего отца. Он наведался во владения Сигмунда и вызвал его на битву. Сигмунд созвал свое войско и вышел против Люнгви. Во время боя Сигмунд бился впереди всех и разил врагов наповал. Но вдруг из войска Люнгви вышел человек в плаще (Один) и замахнулся на Сигмунда копьем — и так герой был повержен.
После этого жена Сигмунда пришла на поле битвы и увидела умирающего мужа. Герой передал ей обломки меча и сказал, что вскоре у них родится сын, и из этих обломков для него будет выкован новый меч — Грам. Возможно, именно этот меч и восстанавливает во время испытаний Сенуа.
Гарм (пёс)
Схватка представляет из себя игру в «кошки-мышки» с могучим Гармом. Примечательно, что Тень Сенуи, загадочный глубокий голос, предупреждает ее о надвигающейся опасности. Но несмотря ни на что она не сдается и в конце концов побеждает.
Наряду с Суртом и Вальравном он появляется в финальной битве в чертогах Хель в образе черной тени.
Хель
В игре рассказы Друта заканчиваются упоминанием Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве именно Хель поведет армию мертвецов на штурм Асгарда.
В создании образа Хель авторы очень кропотливо подошли к визуальной части и опирались, соответственно, на «Младшую Эдду», в которой она описывается как великанша исполинского роста, с одной половиной тела черно-синей, а другой — мертвенно-бледной.
Так же во время странствия по Хельхейму Друт рассказывает Сенуе миф об убийстве Бальдра, сына Одина и Фригг. Это миф непосредственно относится к лору игры и считается чуть ли не самым известным упоминанием Хель в скандинавской мифологии. По сюжету мифа после смерти Бальдр попадает в Хельхейм, но он так чист и любим другими богами, что они просят владычицу мертвых вернуть его душу. Хермод, брат Бальдра, идет к Хель на поклон. Она соглашается при условии, что Бальдра будет оплакивать все живое в мире. Асы расходятся по миру и просят всех оплакивать своего любимца.
Тем временем Локи обращается в великаншу Токк и отказывается оплакивать Бальдра. В итоге Бальдр так и остался в царстве мертвых.
Движимая тем же посылом, Сенуа идет к Хель, готовая на все ради спасения любимого человека. Возможно, именно миф рассказанный Друтом и подтолкнул ее к этой идее.