«Бездна Челленджера» Нила Шустермана — свободное плавание в пучине шизофрении
Но сначала нужно доделать уроки — как-никак Кейдену Босху пятнадцать, школа в самом разгаре, а там еще надо нарисовать пару персонажей для игры, которую он разрабатывает с друзьями. Рисунки, впрочем, в последнее время выходят очень странные — сознание диктует что-то непонятное, а окружение так и давит на нервы.
Может, поможет ночная прогулка. Главное — следовать посланиям рекламных баннеров и прочих уличных знаков с указателями. Не просто же так плакат «Бургер Кинга» просит попробовать новый воппер.
А тем временем попугай предлагает подняться в воронье гнездо — говорит, там подают отличные радиоактивные коктейли. Капитан, впрочем, эту затею не разделяет — по его словам, они затуманивают рассудок. Или, наоборот, освобождают? По крайней мере, так утверждает психотерапевт Пуаро. То есть — попугай.
Примерно таким когда-то видел мир Брендан — сын писателя Нила Шустермана, которому в детстве диагностировали шизофрению. «Бездна Челленджера» — роман как раз о нем, а также самая значимая книга Шустермана, в 2015-м удостоенная Национальной книжной премии США. Значимая потому, что основана на реальном опыте автора — хотя сам по себе писатель больше известен в жанре young adult фантастики.
Впрочем, фикшена хватает и в «Бездне Челленджера» — ведь как кроме абстракций можно отразить мир глазами подростка, живущего в двух вселенных одновременно?
Вот Кейден Босх мчится по морю за сокровищами, а уже через пару минут — сидит на сеансе групповой терапии в клинике. Кейден, как и его прототип Брендан, — достаточно самобытный художник, так что воображения проворачивать подобные спонтанные путешествия ему хватает более чем.
Как ни странно, талант мальчика сыграл Шустерману только на руку — рисунки помогли писателю отразить восприятие сына на бумаге, они же послужили основой вымышленного (для нас, конечно, для героя-то он более чем реальный) мира Кейдена. А еще оформлению самой книги — скетчи между страницами романа выполнены самим Бренданом во время болезни.
И поначалу такое погружение захватывает, однако по ходу чтения впечатления от вымышленного мира могут начать выветриваться. «Бездна Челленджера» — во многом серьезный роман о психическом заболевании, который навязчиво из страницы в страницу прерывается детской сказкой.
Отчего как такового серьезного диалога с читателем не выходит — нам лишь очень подробно и абстрактно рисуют проблему, которая весь роман решается сама собой. В это же время мы наблюдаем за процессом только изнутри — глазами мальчика, которого где-то за кадром пичкают таблетками, пока сам герой застревает во внутреннем монологе.
Шизофрения главного героя прогрессирует, галлюцинаций становится больше, а мы с первой и до последней страницы обживаемся в разуме Кейдена. В котором Шустерман рисует целую приключенческую пиратскую эпопею и прячет проблемы за детскими образами. Последние, конечно, могут наглядно просветить и впечатлить подростка, но вряд ли заденут читателя постарше.
Что делает «Бездну Челленджера» важным произведением в своем жанре, но далеко не must-read за его пределами.
«Канобу» благодарит издательство Popcorn Books за предоставленную на обзор книгу
Данный текст заставляет задуматься о компетенции автора. Что за "must-read" в тексте? Великий и могучий в подворотне учили?