10 ноября 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Beyond: Two Souls - на пути к созданию новой вселенной

Когда месяц назад эта игра появилась в редакции, Саша Антонов первым сел в нее играть и через несколько дней полностью прошел. Он был явно в восторге, я лишь видел начало игры. В мире таких игр я немного новичок, мой культурный внутренний мир не заполнен опытом погружения в ААА-игры. Я читал рецензии, смотрел ролики на ютубе, выслушивал эмоции других людей. В нужном объеме. Не перегружая себя, в надежде самому прикоснуться. И вот, наконец, я целых два дня провел в обществе Джоди Холмс и Айдена.
Когда месяц назад эта игра появилась в редакции, Саша Антонов первым сел в нее играть и через несколько дней полностью прошел. Он был явно в восторге, я лишь видел начало игры. В мире таких игр я немного новичок, мой культурный внутренний мир не заполнен опытом погружения в ААА-игры. Я читал рецензии, смотрел ролики на ютубе, выслушивал эмоции других людей. В нужном объеме. Не перегружая себя, в надежде самому прикоснуться. И вот, наконец, я целых два дня провел в обществе Джоди Холмс и Айдена.

Поначалу я испытывал определенное разочарование. Отсутствие большого бэка в таких играх не позволял мне оценивать революционность графики, небольшой опыт игры на консолях не позволял оценить в полной мере управление. Некоторые сценарные ходы на начальном этапе казались скучными. Я понимал, что большого ума BtS не требует. Было легко и понятно, что нужно делать в следующий момент. Я начал скучать, перестал смотреть все время на экран, больше слушал и включался уже когда требовалось все-таки нажать на джойстик. Написал об этом Антонову, а он сказал очень правильную вещь: «Тебя же не разочаровывает поезд, который доставляет тебя из пункта А в пункт Б». Собственно, да. Сядь и смотри. Если получится, то наслаждайся. Если нет, то фигли ты сел в этот поезд.

Современный пользователь игр как будто бы хочет все и сразу. Ждать десятки часов игры, чтобы в конце концов получить катарсис, кажется дурацкой затеей. Вот люди и ставят этой игре совсем невысокие оценки. Не всем по душе грустное лицо Эллен Пейдж, не всем по душе эта линейность игры, где от твоих действий по большому счету мало что зависит, кого-то бесит и рваный сюжет, который постоянно скачет то в детство, то в подростковый период, то в постель с агентом ЦРУ. Для игры претендовавшей на роль одного из моторов индустрии слишком уж много если. Однако постепенно я стал понимать, что в данном случае перед мной совсем не игра. И, как только я отбросил мучившие меня ожидания, мне почему-то стало интересней. Это просто интерактивное кино о взрослении. И уже рваный сюжет становится очень четко выстроен. Мы живем в плену нашего прошлого, постоянно возвращаясь к детским обидам и подростковому опыту. Может быть есть идеальные люди, которые идут прямо, которые знают с рождения для чего они родились, которые не совершают ошибок, не идут по ложному пути. Им не зачем обращаться к своему прошлому, они живут даже не настоящим, а будущим. Цель и средства.

Остальным, вроде меня, остаются причины и мотивы. Beyond: Two Souls — это интерактивный психотест в очень красивой обертке. Тебе дают в руки жизнь человека, разжевывают все ее комплексы, показывают «богатый внутренний мир». Но в конце игры каждый выбирает свой собственный мотив, вместо раскрытия характера одной единственной и возможной Джоди Холмс каждому дается выбор самого себя. Собственно, это и есть точка катарсиса этой игры. Поезд достигает остановки. Но стоит ли этот путь поездки?

Перед мной время от времени встает один вопрос: может ли игра стать нечто большим, чем просто развлечением. Может ли игра стать современным культурным мифом, вокруг которого выстраивается целая вселенная, как она возникала вокруг всех выдающихся культурных произведений последний несколько столетий. А вдруг не только я так думаю? Как мне кажется, авторы игры преследовали похожую идею, сконцентрировавшись не столько на самой вселенной, сколько на формате, на концепции. Эту игру сложно назвать чем-то особенным, но мне кажется это небольшой шаг в сторону того, чтобы игры стали ближе к искусству, чем полностью погрязли в развлечениях.

На Игромире мне удалось пообщаться с Гийомом де Фондамье, вторым человеком в студии Quantic Dream. Он ждал множество вопросов про саму игру, про персонажей, про технологии и прочее. С усталой улыбкой он раз за разом отвечал нескончаемому потоку российских журналистов. Я не обремененный игрожурским опытом задал ему очень простой вопрос: вы сами то верите в жизнь после смерти? Он смутился и молчал секунд десять. Потом заговорил. Тяжело, подбирая слова и говоря о чем-то очень личном, он сказал, что верит, хотя не считает себя религиозным. Что у него было несколько друзей, с которыми он общался в последние дни их жизни. И что он верит в том, что там в жизни за гранью им хорошо. Передо мной сидел живой человек, который честно рассказал о том, о чем многие боятся даже подумать. Наверное, именно такие люди могут и должны придумывать новые вселенные, пусть даже не всегда удачно.

Комментарии 7
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Proc
Proc
Хм, все равно не куплю! Но за мысли спасибо :)
gorgurc1
gorgurc1
Комментарий был удален
mihey911
mihey911
Это хорошо, что игра рождает такие материалы. Меня она тоже заставила подумать. Быть может там много всего примитивного, но темы они затронули очень интересные.