Беседа с Иваном Чернявским — о третьем магазине «Чук и Гик» и ситуации на рынке комиксов
О Comic Con Russia 2018
В этом году у меня меньше позитива, потому что в этом году я не успел так замечательно провести последний день выставки. В субботу я вообще от сцены не отходил, а в воскресенье буквально пару раз по деловым вопросам. В четверг я походил по «Комик Кону» чуть-чуть, на «Игромире» не был ни разу, как и в самый первый «Комик Кон».
Фестиваль по выручке прошел успешнее всех предыдущих, так что мы обновили собственный внутренний рекорд.
Сработала теория «длинного хвоста» — мы продавали много наименований не очень большими количествами, но продавали почти все. Удачно подобрали ассортимент — за пределами издательских книг хорошо пошли артбуки и компаньоны к видеоиграм, хорошо попали с фигурками Funko. Не удалось много продать наших фирменных сумок, к сожалению. Эксклюзивные обложки продали почти все — остался только запас обложки с Йонду, но это было предсказуемо в связи с ситуацией с Майклом Рукером, и мы знаем, как решим проблему. Круто стартовали «Порочные» и «Она — Монстр», приятно удивил «Доктор Люцид», которого, совместно с авторами, мы продали больше, чем прогнозировали.
Об участии в открытии SMART-библиотеки
Это современная библиотека. Теперь в Москве открываются такие библиотеки, чтобы в них хотелось ходить, они разрушают стереотипы о скучных залах, унылых библиотекаршах и так далее. Современная библиотека — это светлые залы, хай-тек оформление, доступ в Интернет и так далее. И в одной из таких библиотек работает Андрей Дроздов, который признан самым сексуальным библиотекарем Москвы. Он очень любит комиксы и сейчас регулярно собирает краудфандингом средства на закупку комиксов в библиотеку, а иногда и сам приходит в «Чук и Гик», чтобы купить очень много комиксов. Он провел презентацию, привел косплееров «Доктора Стрэнджа» и «Чудо-Женщины».
Меня в подобном сотрудничестве всегда останавливало большое количество бюрократии, но Андрей Дроздов ее как-то преодолел, потому что иногда чтобы отдать книги в библиотеку бесплатно или с большими скидками, надо было заполнить больше бумаг, чем в налоговую — но, видимо, все меняется.
Я вообще был несколько раз в библиотеках за последние пару лет — встречи, лекции, «Ночь музеев» — и это, конечно, отличается настолько сильно от того, что я представлял себе все свое детство и юность, что я советую людям, которые не врубаются и не верят, просто зайти в одну из таких библиотек и посмотреть, что там внутри — это охренительно.
О третьем магазине на «Коломенской»
Когда встал вопрос об открытой площадке для аренды, человек, который работал в администрации торгового центра «Нора» и был большим фанатом комиксов, предложил нас руководству, когда у них освободилось помещение. Правда, он сам с тех пор оттуда уже ушел. Нам предложили выгодные условия для аренды.
Мы хотели уйти из центра, потому что в центре уже перенасыщение магазинами комиксов, поэтому мы решили открыться подальше и рассчитывали зацепить казуальную аудиторию.
Это самое главное наше стремление вообще: случайная публика, случайная аудитория, которая может заинтересоваться комиксами. Не те люди, которые постоянно ходят в наш магазин, то есть изначально третья точка не была ориентирована на них. К тому же этот магазин выступает как тестовая площадка для каких-то новых штук, которые мы по разным причинам не можем опробовать в других наших магазинах. Например, новая выкладка товара и т. д.
О продажах в новом магазине
По продажам новый магазин предсказуемо уступает старшим братьям и ситуация там сложная, потому что в торговом центре, к сожалению, вообще не так много народу как нам бы хотелось. И, как и в любом ТЦ, по будням там очень сильное провисание по сравнению с выходными. Но мы продолжаем смотреть на статистику.
О топах продаж «Чук и Гика»
Их составляю непосредственно я, поэтому я болею за Jellyfish Jam в первую очередь, а также за комиксы, которые нравятся лично мне, когда вижу, что у них очень большая конкуренция с большими супергеройскими тайтлами. Я очень болел за «Дору», и единственная причина, почему она не стала два месяца подряд самым продаваемым комиксом, так это потому, что мы открыли на нее предзаказ — такой, экстренный случай — и она вся ушла в Интернет. И ее продавалось настолько много, что, по-моему, за месяц у нас приложение по уведомлению покупателей по почте сожрало полугодовой бюджет на него.
О том, кто может попасть в годовой топ продаж
У нас такая ситуация, что мы больше не считаем интернет… Не знаю, «Дора», конечно же, может еще вырваться. Уверен, что Степан Шмытинский до конца года нас еще удивит и порадует. Я бы ставил на него, конечно. Я признаю открыто, что его русские комиксы продаются лучше, чем Jellyfish Jam.
О системе подарочных карт в магазине
У нас немного кривая система — есть отдельные карты для физических магазинов, отдельные для интернет-магазина. В нем они достаточно хорошо расходятся, когда мы о них напоминаем в почтовой рассылке, а как физические расходятся, честно говоря, не очень хорошо знаю, но знаю, что у меня друзьям-знакомым их дарят периодически.
О партнерках со СМИ
Нативная реклама — это когда выходит материал, написанный силами редакции издания и стилизованный под их материалы, на котором помечено, что он рекламный. То есть это не просто «купи наших слонов», а «мы расскажем вам, что такое слоны и где они водятся». Идея пришла очень просто — мы знакомы давно с большим количеством людей из ряда крупных порталов, они наши старые друзья. И в конце прошлого года мы решили рискнуть, начитавшись материалов от всяких бизнес-блоггеров, молодых начинающих предпринимателей малого и среднего бизнеса, и неоднократно видели идею, что баннерная реклама и реклама в соцсетях не приносит прямого эффекта, а, когда сравниваешь цифры, видишь, насколько эффективнее реклама нативная.
Замерить результат довольно сложно от нее — мы хотели повысить узнаваемость бренда. Вот, например, когда мы делали партнерку с N+1, с Образовачом, было довольно много переходов оттуда. Поэтому я думаю, что мы будем продолжать — честно скажу, это было дорогое удовольствие, и не факт, что мы так скоро сможем сделать что-то такое еще раз.
О партнерке с The Question
Слава богу, что она закончилась. К сожалению, плохих вопросов было очень много. Самый хороший, это, наверное, «почему комиксы в России стоят так дорого?». Я на него очень подробно ответил, меня вдруг взбесило, и я убедил задающего вопрос в том, почему такое ценообразование, и там в комментариях развилась дискуссия на эту тему.
И еще был вопрос «Почему женские супергерои выглядит так глупо?», а я ответил «Потому что мужчины не слишком врубаются, что такое женская одежда» и приклеил картинку как выглядела Мисс Марвел и Капитан Марвел, и сказал «смотрите, наконец-то бывший военный летчик не бегает по Нью-Йорку в купальнике».
В комментариях, разумеется, большое количество людей начало мне объяснять, что я ничего не понимаю, что я нахожусь в плену у левых феменисток и все такое.
О лекциях
Я редко провожу лекции, чаще это делает Василий Кистяковский — он, собственно, преподает в Высшей школе экономики. У меня было несколько идей прочитать лекцию в собственном магазине, но я ни разу этого не делал.
Одна идея была связана с тем, что я собрал целую коллекцию Бэтмобилей в масштабе 1:43 и думал прочитать лекцию про историю образа Бэтмобиля.
Вторая идея, которую я лелею — есть такой человек, которого зовут Айзек Перлмуттер. Это бывший CEO Marvel, ему 80 лет, и за то время, что он живет на свете, есть всего две его фотографии — одна годов 70-х и одна, недавняя, когда он оказался в группе поддержки спонсоров Дональда Трампа, такая увеличенная фотография, на которой он стоит за плечом Трампа. Это очень интересный человек, больше в плохом смысле, нежели чем в хорошем, и про него мало кто что знает. И я вот думал, что это очень интересная история.
О том, что «Комильфо» якобы «убивает комиксшопы», скидками на «Лабиринте»
Ничего хорошего из этого не вышло ни для кого, кроме «Эксмо» и «Комильфо», потому что очень много людей уходит в онлайн-магазины. Я, к сожалению, немножко меньше, чем мне хотелось бы, знаю о ситуации в регионах, но подозреваю, что после новогодних праздников в этом году будет момент истины и будет понятно, выживают они или нет. Я не могу ругать людей за это, но я понимаю, что иногда проще просто купить комикс в проклятом «Лабиринте» или на Book24. Есть такая тенденция — попытка исправить положение, которая заключается в том, что комикс-магазины начинают в широком смысле больше интересоваться издательствами, которые не входят в холдинг «Эксмо», и их продажи начинают расти. И постепенно ситуация, в которой книги «Комильфо» в плане в продаж были частью «большой двойки» наряду с «Азбукой», начала меняться.
К тому же «Комильфо» отменили после слияния рекомендованную розничную цену — это очень плохо. И теперь любители играть в копеечный демпинг в попытках привлечь себе аудиторию и меньше заработать оживились — и от них реально головная боль постоянно.
Люди зачем-то из своих карманов забирают деньги в попытках ткнуть конкурентов своем городе, и я полагаю, что это происходит не только в Москве.
О конкуренции среди московских комикс-шопов
Это изначально небольшая ниша, просто привлекающая к себе много внимания.
Я заметил, что все, кто прибегают на эту поляну, делят кусок одного маленького пирога вместо того, чтобы привлекать новую аудиторию.
Механизмов привлечения внимания используется не очень много: скидки, распродажи, программы лояльности. Но все эти скидки и распродажи в условиях изначально низкой маржинальности комиксов — вообще очень странная история. Покупатель, конечно, рад, но если постоянно все со скидками продавать, как зарабатывать на содержание и развитие магазина?
О росте конкуренции в Москве по сравнению с регионами
Магазинов всегда было много, просто необходимо признать, что они реже светятся в тиражируемых СМИ чем, например, мы. Поэтому они якобы менее заметны для потребителя. Между тем, есть, например, всякие настоящие сети магазинов вроде «Карандаша» — у них больше точек по стране, чем у нас.
О возможности проникновения в регионы магазинов из Москвы или Питера
Магазины из Москвы и Питера смогут проникать в регионы при условии, что смогут предложить региональным партнерам конкретное преимущество, а также при условии, что смогут контролировать свое представительство в определенных смыслах.
Не проходит месяца, чтобы у нас кто-то не попробовал бы купить франшизу, но мы знаем, что, например, в Москве мы контролируем поведение сотрудников, выкладку, образ магазина — как это делать на расстоянии, я, будучи человеком с психологией «лавочника», а не «бизнесмена», пока не представляю.
Есть пара человек в регионах, с которыми я уверенно смог бы работать, но им мы, как мне кажется, не нужны. Но если региональные комикс-шопы будут умирать из-за конкуренции с интернет-сетями, то тут проникай-не проникай — не поможешь делу.
О будущем группы «Любовь и Роботы»
Мне бы хотелось, чтобы мы после «Комик Кона» уже наконец начали записывать гик-поп-программу, которую мы показываем на всяких фестивалях, и чуть больше проникнуть вот в эту тусовку и уйти из инди-музыкальной тусовки, в которой мы так и не нашли себя.
Конечно, было бы круто выступить на «Комик Коне», но нам, например, говорят, что нет музыкальной сцены — а потом играет группа из мюзикла «Тетрадь смерти». Хочется делать больше и быстрее, что мы пытаемся делать.
Интервью брал: Игорь Кислицын
Наверное, единственный +- крупный магазин комиксов, в котором я ничего не покупал.