15 апреля 2025Кино
Обновлено 16.04.2025

Берегись автомобиля: рецензия на клаустрофобный триллер «Западня»

Фото: «Global Film»
Фото: «Global Film»

С 10 апреля в российских кинотеатрах показывают триллер «Западня» с Биллом Скарсгардом в главной роли. Действие фильма, снятого режиссёром Дэвидом Яровески («Гори, гори ясно»), почти полностью происходит в одной локации: заблокированном автомобиле, в котором по воле психопата застрял невезучий воришка. Рассказываем, почему «Западня», делающая реверанс в сторону «Пилы», оказывается разочарованием.

Карточка фильма

Название:«Западня» (Locked)

Страна: США, Канада

Жанр: триллер

Режиссёр: Дэвид Яровески

В ролях: Билл Скарсгард, Энтони Хопкинс, Эшли Картрайт, Навид Чархи, Майкл Эклунд, Зандара Кеннеди, Эмма Комбе и другие

Где смотреть: в кинотеатрах с 10 апреля 2025 года

Эдди Бэрриш: неудачник в ловушке обстоятельств

Эдди Бэрриш (Билл Скарсгард) — курьер и по совместительству мелкий преступник, который едва сводит концы с концами. Непутёвый парень не может позволить себе отремонтировать машину, а украденные наличные тратит на энергетик и два лотерейных билета, рассчитывая выиграть. К сожалению, удача вновь оказывается не на стороне Эдди, и ему приходится срочно искать способ расплатиться за услуги автосервиса. Парень дозванивается до знакомых, но те даже не собираются с ним разговаривать. В это время на другом конце города Эдди ждёт его дочка, которую он в очередной раз забыл забрать из школы. Однако у молодого папаши есть дела поважнее: он в отчаянии слоняется по парковке и проверяет дверные ручки машин — вдруг всё-таки повезёт. И, о чудо, полностью тонированный внедорожник Dolus оказывается не заперт. Эдди забирается внутрь роскошного автомобиля и шарит по салону в поисках денег и вещей, которые можно сбыть. Не обнаружив ничего ценного, парень собирается убраться восвояси, но у него ничего не получается, ведь сработала автоматическая блокировка дверей. Так Эдди становится узником звуконепроницаемого и пуленепробиваемого автомобиля, удалённо управляемого пожилым богачом Уильямом (Энтони Хопкинс). Владелец внедорожника-клетки связывается с незадачливым воришкой по внутреннему телефону. Эдди быстро смекает, что угодил в ловушку к настоящему психопату, и пытается играть по его правилам, чтобы выжить ради дочери

Берегись автомобиля: рецензия на клаустрофобный триллер «Западня» - фото 1

От реального инцидента к голливудскому ремейку

«Западня» (в оригинале Locked) — американская версия аргентинского триллера «Мышеловка» (2019), в свою очередь вдохновлённого реальным инцидентом из криминальных сводок. Дело было в Рио-де-Жанейро. Мелкий преступник проник в чужую тачку на парковке, но застрял внутри до рассвета из-за сработавшей автоблокировки. Отчаявшегося воришку в итоге вызволили спасатели, а вот списанному с него герою «Мышеловки» предстояло выдержать пытку ледяным кондиционером и покаяться во всех грехах перед невидимым, но слышимым психопатом, возомнившим себя вершителем правосудия. В отличие от воришки из аргентинского фильма, Эдди из голливудского ремейка (есть ещё бразильская и индийская адаптации) не выглядит реально плохим парнем с криминальными наклонностями. С героем Билла Скарсгарда просто несправедливо обошлась жизнь, а если смотреть в целом, то человек он далеко не безнадёжный, даже эмпатичный. Например, Эдди поит водой из бутылки собаку, сидящую в одной из машин на парковке, что свидетельствует о его гуманности. Впрочем, разовое проявление доброты вскоре затеряется в потоке изощрённых пыток, приготовленных стариком Уильямом.

Сравнение с «Пилой» и философские амбиции

Берегись автомобиля: рецензия на клаустрофобный триллер «Западня» - фото 2

Первая ассоциация, которая возникает при просмотре герметичной «Западни», — садистская «Игра на выживание» Джеймса Вана, выросшая в целую франшизу. Даже сюжеты у фильмов практически идентичные: смертельно больной психопат играет в Бога и мучает «грешников» в замкнутом пространстве (Уильям сообщает Эдди, что он далеко не первый пассажир его ультра-герметичного автомобиля). Вот только в отличие от «Пилы» камерная «Западня» не предлагает шокирующих откровений о прошлом героя-заложника, а вся её философская концепция упирается в душные размышления о классовом неравенстве и несовершенстве системы правосудия. Ничего нового о росте беззакония и бездействии правоохранительных органов (для Аргентины это проблема всё же более актуальна, чем для Америки) зритель не услышит, а сострадание всегда будет на стороне Эдди, просто оказавшегося не в то время, не в том месте. Отсылки к «Преступлению и наказанию» не делают «Западню» умнее и актуальнее, а личная трагедия Уильяма (его дочь убил мелкий грабитель) нисколько не оправдывает изуверств, которые, очевидно, доставляют мужчине удовольствие.

Режиссёрская работа и клаустрофобия сюжета

Режиссёром клаустрофобного триллера с претензией на социальное высказывание выступил подмастерье Джеймса Ганна Дэвид Яровески. В 2019 году постановщик выпустил антисупергеройский хоррор «Гори, гори ясно», в котором переосмыслил историю Супермена и исследовал возможные причины подросткового насилия. Увы, новый фильм Дэвида Яровески не отличается ни изобретательной формой, ни захватывающей концепцией. Поначалу «Западня» действительно интригует, ведь зритель вынужден строить догадки о мотивах психопата и с ужасом ждать его новых издёвок. Внедорожник Уильяма больше походит на пыточную камеру, нежели на обычный автомобиль премиум-класса. Главного героя, истекающего кровью, постоянно бьют током за нежелание вести диалог, истязают резкими перепадами температур, проезжаются по его психике фольклорным пением без слов и вынуждают пить собственную мочу, если он не хочет умереть от обезвоживания. Билл Скарсгард натурально страдает в салоне непроницаемого автомобиля, а благодаря тому, что почти всё действие происходит в одной локации, возникает ощущение, что мы заперты вместе с ним. Представитель знаменитой актёрской династии по традиции выкладывается на максимум в проходном кино, как будто неудачный опыт его ничему не учит.

Берегись автомобиля: рецензия на клаустрофобный триллер «Западня» - фото 3

Итог: сильные актёры, слабый сценарий

Драматические подвиги Билла и зловещее присутствие сэра Энтони Хопкинса, чей голос заполняет всё пространство, не спасают фильм, тонущий в нудных, а, главное, очень абстрактных разговорах о динамике власти и привилегиях в обществе. «Западня» неизбежно превращается из жесткого аттракциона в утомительную поездку (пусть и в приятной компании), окончания которой ждёшь с нетерпением

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь