30 января 2015Игры
Обновлено 17.01.2016

Беды и победы отечественной индустрии комиксов, часть 2

«Канобу» побеседовал с издателями, сценаристами, художниками, редакторами, продавцами и владельцами магазинов комиксов, чтобы выяснить, как укрепить отечественную комикс-индустрию.
«Канобу» побеседовал с издателями, сценаристами, художниками, редакторами, продавцами и владельцами магазинов комиксов, чтобы выяснить, как укрепить отечественную комикс-индустрию.

Как укрепить российскую индустрию комиксов

Роман Котков, выпускающий редактор Bubble, администратор SpiderMedia.ru

На рынке комиксов в последнее время, откровенно говоря, глаза разбегаются. Никто и подумать не мог, что столько разнообразного, интересного продукта может хлынуть сюда к нам, выбирай-не хочу.

Что сделать, чтобы укрепить индустрию? Привести все это немного в более системный вид. Издателям не стоит покупать все лицензии подряд из-за опасности «перенасыщения» комиксами, лучше гарантированно стабильно и в срок выдавать определенное количество книг в год. Большая часть людей, которые в интернете первыми кричат, что они это купят, видят потом цену в 500-600 рублей и сразу начинают канючить, что дорого. А ведь в этот момент у другого издательства выходит еще одна книга, и ее тоже пропустить никак нельзя, и так до бесконечности.

Надо несколько систематизировать рынок, чтобы покупатель четко знал, чего и когда ему ожидать и покупать – не проводя в нетерпении много времени, но и не тратя по несколько тысяч каждый день. Но, так или иначе, нужно поддерживать издателей рублем, потому что однажды комикс-индустрия в стране уже чуть не схлопнулась из-за отсутствия покупательской активности.

Я искренне считаю, что комиксы того же Bubble за 50 рублей – это прекрасное предложение на рынке, и, когда человек начинает мяться из-за такой смешной суммы – мне и самому становится адски смешно, потому что он выливает столько вопросов на всех в интернете, когда получить и лично оценить сам комикс – проще простого.

Вообще, лично оценить комикс – обязанность каждого человека, который считает себя фанатом комиксов. А сделать выбор среди всего разнообразия ему поможет мнение экспертов – к примеру, чтение профильных сайтов (например, нашего!).

Михаил Богданов, генеральный директор издательства «Комильфо» и магазина комиксов «28oi»

Что касается читателей, то, конечно же, я призываю всех поклонников комиксов поддерживать издателей хотя бы информационно, делиться своими впечатлениями от прочитанных комиксах, рекомендовать друзьям и знакомым, особенно если издатель проделал большую и качественную работу над книгой.

Безусловно, не стоит скупать все подряд, тем более что не все издатели комиксов добросовестно подходят к делу, а наименований и серий становится все больше, но надо обязательно обращать внимание на новинки, от которых сами издатели пребывают в восторге и с неподдельной гордостью хотят поделиться этим чудом с вами. Такое, кстати, не часто встречается.

Также призываю читателей покупать комиксы все-таки в специализированных комикс-магазинчиках, во-первых, цены обычно там ниже, чем в книжных, но прежде всего вы поможете ребятам, которые горят этим делом, продержаться на плаву в период кризиса.

Игорь Смирнов, генеральный директор магазина комиксов Bazinga

К счастью, в последнее время индустрия хоть немного, но укрепляется самостоятельно. Тем не менее, издательствам и комикс-магазинам нужно продолжать сообща трудиться над развитием индустрии. Тематические выставки, ярмарки, вечеринки, – все это привлекает новых людей.

Василий Шевченко, владелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Практические меры по укреплению индустрии: надо чтобы стабильно выходил качественный мейнстрим, как оригинальный (это уже делает Bubble), так и переводной. Как только выстроится фундамент из достаточного количества изданий повседневного спроса, можно будет говорить о формировании индустрии.

Еще отдельно хочется добавить, что самой отстающей веткой индустрии неожиданно оказалась профильная пресса. Притом, что еще пару лет она обгоняла индустрию, то сейчас малость отстала и как будто находится в прошлом-позапрошлом году.

Надо больше хороших критических разборов, красивых лонгридов, интересных и глубоких мнений вместо скучных комплиментарных обзоров или случайно-критических. Нынешние авторы вполне на это способны.

Артем Габрелянов, главный редактор издательства Bubble

Два слова: инвесторы и профессионалы. Рынок перенасыщен новичками, создающими комикс-издательства на коленке при помощи денег, сэкономленных на завтраках в школе.

Чтобы индустрия вышла на качественно другой уровень, нужны профессионалы, которые будут создавать и издавать комиксы на деньги серьезных инвесторов, которые будут отвечать за все это своей головой и репутацией.

Дмитрий Яковлев, директор фестиваля рисованных историй «Бумфест» и глава издательства «Бумкнига»

Для укрепления, в первую очередь, необходим стабильный курс валют.

Евгений Федотов, сценарист издательства Bubble

Нужны законченные истории, проекты, которые вывели из состояния «вечного пролога». История без финала – зря потраченное время, как читателей, так и авторов.

Дмитрий Каменев, администратор магазина комиксов Bizarrebook

Для того, чтобы укрепить комикс-индустрию, необходимо прежде всего остановить «гонку» издателей (кто первый застолбит лицензию и издаст с горем пополам комикс или графический роман).

Я еще раз хочу сказать о необходимости последовательной системы издания комиксов. Нужно относиться тщательнее к выбору серий для издания, потому что, как показала практика продажи комиксов, те комиксы, что находятся в мировых топах продаж, не всегда нам подходят по менталитету и не всегда так хорошо продаются, как это происходит за рубежом.

Анастасия «Phobs» Ким, художница издательства Bubble

Индустрию должен двигать не только регулярно появляющейся контент, причем появляющейся часто, но и маркетинг, от которого зависит как минимум половина успеха.

Очень сложно продвигать отечественные комиксы для российской аудитории, которая уже перекормлена продуктом и с запада, и с востока, и, по традиции, заранее относится негативно ко всему, что делается отечественным производителем. Мало создать – нужно еще и продать, а чтобы успешно продать, нужен спрос.

В случае российских комиксов – еще и спрос в условиях бешеной конкуренции со стороны иностранных изданий, которые известны и любимы всеми, и с которыми неизбежно будет происходить сравнение. Так что, прежде всего, нужно решать проблему привлечения аудитории и удержания той, которая уже есть.

Стас Якимов, художник издательства «42»

Развитие индустрии будет тогда, когда у художников и авторов будет стимул делать комиксы.

Кирилл Сухов, главный редактор фэнзина Big Name Fan: Weekly и администратор в магазине комиксов Bizarrebook

Индустрия должна обрести целостность. Куча издательств, куча авторов, куча художников, куча журналистов, но никто не стремится объединять усилия.

Понятное дело, что все вокруг конкуренты, но для успешного развития индустрии необходимо сотрудничество в той или иной форме.

Александр Волокитин, основатель сайта Comicsboom.net

Скорее всего ничего не нужно для укрепления. Индустрии в нашей стране не будет еще очень долго, так как индустрия должна производить. Издательств, которые твердо заняты именно производством комиксов, в нашей стране можно пересчитать по пальцам на одной руке бывалого фрезеровщика.

Если говорить о рынке, то нужна массовость, которая заставит обратить внимание крупных издателей на жанр, вложить деньги в выпуск книг и их раскрутку. Однако то, что происходит сейчас, уже неплохо. Если все будет продвигаться в том же темпе, что и последние пару лет, то мечта о забитых комиксами книжных магазинах не кажется такой уж несбыточной.

Нам же нужно покупать комиксы, писать статьи, делать видео о них. Все это помогает. А вот когда публики будет достаточно, там уже и о какой-то индустрии можно будет разговаривать. Но это уже следующий этап.

Игорь Кислицын, журналист сайта Сomicsboom.net

Все просто: покупать больше комиксов и приносить больше денег издателям, открывать комикс-шопы в регионах и активнее пиарить новые работы.

Будущее российского рынка

Роман Котков, выпускающий редактор Bubble, администратор SpiderMedia.ru

Перспектив очень много, так как наш рынок кажется уже в достаточной степени готовым к тому, чтобы поглощать масштабы тех размеров, что выползают сейчас. Я на месте издателей обратил бы внимание не только на классику всех времен, хотя и она тоже нужна, но и на обычные комиксы про супергероев – такие, как порой включает «Ашет-коллекция».

Мне вот искренне хотелось бы видеть на русском комиксы про Флэша, Зеленого Фонаря и других героев, те, которые не перевернули представление о комикс-индустрии, но создали прекрасные крепкие истории с отличными персонажами и их раскрытием. Столько независимых, красивых историй, но мало супергеройской классики – я считаю, это значительное упущение.

А вообще приятно, что многие издатели ориентируются на список «100 лучших комиксов», который был создан на SpiderMedia.ru, и огромная его часть уже появилась на русском. Продолжайте в том же духе, читательский интерес угасать не будет.

Михаил Богданов, генеральный директор издательства «Комильфо»

В условиях столь серьезных экономических изменений в стране мне трудно делать какие-то прогнозы.

В целом перспективы радужные, но процесс развития индустрии все-таки затормозится из-за кризиса. Надеюсь, что все будет хорошо, и кризис не сильно ударит по участникам данного сегмента, хочется верить, что цены пусть даже и вырастут, но не критично, и комиксы будут все так же доступны для рядового читателя.

Игорь Смирнов, генеральный директор магазина комиксов Bazinga

Потенциал комикс-индустрии в России огромен, и он не ограничивается супергероикой, как считалось несколько лет назад, продажи «Малость подавленного парня» или «Ходячих мертвецов» наглядно демонстрируют это.

В нашей стране огромное количество талантливых ребят, которые могут создавать свои комиксы, которые читались бы не хуже американских или европейских. Уже сейчас есть ряд российских непереводных комиксов, интерес к которым у аудитории весьма велик.

Поэтому хочется надеяться, что и дальше комикс-индустрия в России будет развиваться, а издательства и магазины будут этому активно способствовать.

Василий Шевченко, владелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Еще полгода назад я бы сказал, что перспективы развития комиксов в России самые радужные. Сейчас это уже сложнее – очень многое в индустрии завязано на курсе доллара, который критически вырос, и это отразится буквально на всем: стоимости лицензий, книг, печати и так далее.

Магазины комиксов еще и пострадают от желания государства поднять налоги и всех немножко урегулировать. Чем этого будет меньше, тем успешнее будут развиваться магазины, а именно с их появления и начался этот подъем комиксов в России. В общем, если переживем ближайшие пару лет, то, наверное, и индустрия какая-то появится.

Артем Габрелянов, главный редактор издательства Bubble

Нужно больше профессиональных издательств, которые будут ориентироваться на создание собственных серий, а не перепечатку зарубежных комиксов пятилетней давности.

Как только рынок наберет критическую массу, произойдет качественный скачок в развитии. Ну и плюс нужен русский аналог Diamond Comics (крупный дистрибьютор комиксов в США – прим. ред.), без которого пока всем очень грустно.

Дмитрий Яковлев, директор фестиваля рисованных историй «Бумфест» и глава издательства «Бумкнига»

За последний год произошло стремительное развитие индустрии, как по количеству издаваемых комиксов, там и по увеличению специализированных магазинов.

Если все пойдет так же, то может наступить момент, когда читателю, особенно молодому, придется делать более осознанный выбор, так как денег на покупку всего уже будет не достаточно.

Евгений Федотов, сценарист издательства Bubble

Я думаю, ключевым игроком станут критики/обозреватели в комикс-индустрии. Комиксов много – все не купишь, нужно, чтобы кто-то советовал новичкам, что купить.

Вокруг сформируются фанбазы людей, которые поддерживают те или иные комиксы. Так из аморфного моря рынка сформируются четкие группы людей, которые любят один тип историй и не читают другой. И тогда авторам/издателям будет еще проще ориентироваться в том, для кого начинать работать.

Дмитрий Каменев, администратор магазина комиксов Bizarrebook

Скорость не всегда идет на пользу. Рост потребительской корзины, количество новых книг и «плохой» выбор в конце концов приведут к тому, что люди скажут: «А зачем мне каждый месяц тратить по три тысячи на макулатуру?»

Анастасия «Phobs» Ким, художница издательства Bubble

Я не думаю, что можно строить какие-либо догадки по поводу развития комикс-индустрии при нынешней экономической ситуации в нашей стране. В этом году Comic Con есть, в следующем его нет.

На мой взгляд, такое явление как «русские комиксы в России» будет развиваться медленно в основном из-за того, что у большей части желающих заниматься этим благородным делом есть много энтузиазма, но недостаточно средств. У тех же, кто средствами обладает, в комиксах заинтересованности нет.

Я считаю существование нашей конторы чем-то из разряда чуда. Вероятность появления в ближайшее время второго издательства, которое будет выпускать по несколько тетрадок в месяц и при этом обеспечивать сотрудникам условия, схожие с нашими, на мой взгляд, крайне мала. Поэтому, пока что в перспективе я не вижу радикальных изменений, – в лучшем случае будет некоторое количество не коммерческих авторских проектов и, дай бог, наша контора.

Стас Якимов, художник издательства «42»

Индустрии помогут деньги. И люди, которые на самом деле будут помогать, а не только говорить об этом на каждом углу, строя из себя Иисуса от мира комиксов. Привлечение новых авторов, художников, продвижение их продукта – вот что надо для развития.

Мнение издательства «42» может не совпадать с мнением художника.

Кирилл Сухов, главный редактор фэнзина Big Name Fan: Weekly и администратор в магазине комиксов Bizarrebook

Если интерес у людей не упадет – перспективы вполне хорошие, но как только начнется спад интереса… сами понимаете, что выпускать продукт на уменьшающийся рынок в надежде получить достаточную прибыль, – дело рискованное.

Александр Волокитин, основатель сайта Comicsboom.net

До Comic Con в том виде, в каком его проводят за рубежом, пока, как мне кажется, не доросли, если говорить конкретно о комиксах. Прошедший у нас в октябре фестиваль хоть и был вполне себе неплох, многие отмечали, что любителю комиксов там делать было почти нечего. Если говорить о какой-то общей гик-среде, то да. Доросли. Геймеров у нас навалом.

Что дальше? На этот вопрос смогут ответить издатели и их маркетологи, если таковые вообще у кого-то есть. Мне кажется, что все развивается очень даже хорошо, и никаких резких движений сейчас никому делать не нужно. Разве что форсить массовость комикс-культуры и пытаться дать понять рядовому гражданину, что это «далеко не только для задрота». Грубо говоря, поровнять число любителей комиксов с числом геймеров.

Игорь Кислицын, журналист сайта Сomicsboom.net

Честно, трудно сказать, каковы перспективы – так далеко не могу заглянуть. Время покажет.

Хотелось бы видеть больше отечественного на полках. Да и зарубежный мейнстрим (свежий) сейчас незаслуженно обойден стороной. Надеюсь, это изменится.

Комментарии 45
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
ilovesaintjimmy
ilovesaintjimmy
Комментарий был удален
Михаил Вальмон
Михаил Вальмон
Оу, прям неожиданно крутой текст.