14 января 2015Игры
Обновлено 17.01.2016

Беды и победы отечественной индустрии комиксов, часть 1

«Канобу» побеседовал с издателями, сценаристами, художниками, редакторами, продавцами и владельцами магазинов комиксов, чтобы выяснить, в каком состоянии, по их мнению, сейчас находится отечественная комикс-индустрия.
«Канобу» побеседовал с издателями, сценаристами, художниками, редакторами, продавцами и владельцами магазинов комиксов, чтобы выяснить, в каком состоянии, по их мнению, сейчас находится отечественная комикс-индустрия.

Роман Котков, выпускающий редактор Bubble, администратор SpiderMedia.ru

Главная победа российской комикс-индустрии – ее существование и то, что мы можем теперь с уверенностью говорить, что она есть, хотя всего несколько лет назад об этом не шло и речи. Браво всем издателям, которые рисково бросаются на амбразуру и делают столько всего прекрасного, о чем раньше никто и мечтать не мог. Браво людям, открывающим магазины комиксов и порой теряющим на этом деньги, но продолжающим нести все это в массы. Браво покупателям, которые поддерживают издателей и раскупают тиражи. Победа – наличие тех людей в комикс-индустрии, которые работают, не прекращая, и вкладываются в ее развитие.

Что касается бед, то их много, они разные, все с этим по-разному пытаются справиться. Для меня главным минусом является то, что когда издатель обещает что-то, но не сдерживает обещание, в итоге у него появляется дурная слава, хотя сам он в общем-то мало в чем виноват, и порой от него мало что зависит. И тем не менее – главные похвалы уходят все же тем, кто неукоснительно соблюдает сроки. Второй «бедственный» момент – так называемая «элитарность» многих читателей западных комиксов, которые уткнулись только в западные книжки и не хотят помогать советом или деньгами развивать нашу индустрию, лишь изредка отвлекаясь от чтения западных авторов и бурча «говно» в интернете. По-хорошему нет ничего непреодолимого, и все перечисленные беды со временем сойдут на нет, но пока есть куда развиваться и издателям, и читателям.

Михаил Богданов, генеральный директор издательства «Комильфо»

Главная победа в том, что комиксы стали появляться в обычных книжных магазинах, т.е. комиксы медленно, но все же начинают пользоваться спросом уже у широкой аудитории, а не только среди тех, «кто в теме», как это было несколько лет назад. К комиксам стали относиться лояльно, российскими издателями проделана огромная работа, чтобы снять с комиксов клеймо «книжек с картинками для детей, не любящих читать». Уже практически никому не нужно объяснять, что комиксы бывают разными, что они делятся на жанры, отличаются по направлениям и тому подобное.

Не может не радовать, что за последние пару лет по всей России стали открываться специализированные магазины комиксов, причем даже в городках с очень небольшим населением, и занимаются этим делом зачастую люди увлеченные комиксами, а что может быть лучше, чем работа, которая доставляет удовольствие. Побед на самом деле очень много, индустрия активно развивается, встает на ноги и вокруг нее происходит много значимых событий, каждое из которых можно рассматривать как весомое достижение. О бедах. На мой взгляд, беда индустрии в том, что стало появляться много новых издательств, которые выводят на рынок синглы с плохим переводом, неважной полиграфией и неоправданно завышенной ценой. Молодые амбициозные и самоуверенные издатели покупают права на относительно популярные в США серии комиксов и на скорую руку запускают сделанные на коленке макеты в печать.

Я считаю это проявлением неуважения к читателю. И благодаря им рынок периодики насыщается некачественными изданиями, которые в какой-то мере отпугивают от этого направления многих читателей, и это пагубно сказывается на продаже изданий, которые на самом деле достойны внимания. Это печально. Но со временем произойдет естественный отсев, на рынке останутся только те, кто делает все качественно, с душой и с уважением к своему читателю. Еще одна беда – пиратство. Аниме- и комикс-магазины частенько производят и нелегально торгуют различной атрибутикой по комиксам и сериалам, нарушая права создателей данных персонажей и владельцев франшизы. Хотелось бы, чтобы со временем в нашей стране все перешло в легальное русло. А то репутация у российских предпринимателей в глазах зарубежных партнеров не самая лучшая, возможно, поэтому так сложно порой договориться с ними о сотрудничестве.

Игорь Смирнов, генеральный директор магазина комиксов Bazinga

На мой взгляд, главная беда российской комикс-индустрии заключается в российском менталитете. Большинство жителей нашей страны убеждены в том, что комикс – это такой веселый детский журнал с картинками для лиц не старше 18. К большому сожалению, целевой аудиторией издательств становится именно сегмент 12-16 летних подростков, которые, в своем большинстве, неплатежеспособны и зависят от решения родителей –выделять им деньги на комиксы или нет. Тем не менее, очень приятно, что постепенно увеличивается количество взрослых, которые по-настоящему интересуются комиксами и комикс-культурой в целом. Всегда приятно, когда в наш магазин заходит взрослый человек, который хочет найти что-то себе по вкусу. На мой взгляд, главным катализатором «взросления» аудитории становятся комикс-экранизации, благодаря которым многие узнают о первоисточнике. И именно постепенное «взросление» аудитории и является скромной, но все же победой российской комикс-индустрии. Именно благодаря этому появляются маленькие, но гордые издательства, которые закупают лицензии на интересные работы лучших зарубежных авторов.

Василий Шевченко, владелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Главной победой российской комикс-индустрии, очевидно, надо признать то, что она начала создаваться. Главным признаком ее возникновения является все большее количество людей, которые зарабатывают на жизнь комиксами – создателей, издателей и продавцов. Дальше, как видите, уже надо начинать оговаривать, что такое «зарабатывать на жизнь», насколько это получается у создателей комиксов и так далее. И, тем не менее, о чем-то мы все-таки говорим, и это, безусловно, большая победа. Непосредственно «бедой» я бы назвал только закрытие журнальной программы Panini (издавали комиксы Marvel в формате синглов – прим. ред.), но сейчас гораздо большую опасность я вижу в так называемой «политике анонса и лайка», когда реальная работа подменяется обещаниями издателя и похвалами от аудитории, желающей увидеть тот или иной комикс на русском языке. Все, конечно, молодцы, но разговоров и анонсов я все еще вижу гораздо больше, чем результатов.

Артем Габрелянов, главный редактор издательства Bubble

Беда и победа российской комикс-индустрии состоит в одном и том же факте – во внезапном осознании доступности создания/издания комикса. Это как две стороны одной медали. С одной стороны, все резко поняли, что делать комиксы достаточно легко: надо либо купить зарубежную лицензию, либо основать собственную серию – и готово (собственно, отсюда и бум роста различных издательств). С другой – многие люди начинают этим заниматься, не понимая, насколько все легко на старте и неимоверно сложно во время самого процесса изготовления комикса. Здесь и начинаются всевозможные проблемы – от кривой печати и перевода и до задержек обещанных серий.

Дмитрий Яковлев, директор фестиваля рисованных историй «Бумфест» и глава издательства «Бумкнига»

По моему мнению, беда российской комикс-индустрии состоит в том, что у большинства она четко ассоциируется с гик-культурой и минимально включена в контекст современной книжной культуры и литературных процессов. Но отчасти именно это является и победой – увеличение и развитие специализированных магазинов, а также появление отдельной системы дистрибуции.

Евгений Федотов, сценарист издательства Bubble

Минусы:

  • Слишком много авторов не способны завершить начатую работу. Неважно – свой авторский проект или заказ.
  • Распространено мнение, что комикс – это «очень легко и можно знать мало, а сделать шедевр». Как у авторов, так и у читателей.

Плюсы:

  • В русскоязычном пространстве за последнее время появилось немало хороших комиксов от новых и старых авторов, есть стрип-сериалы долгожители.

  • Пришла мода на комиксы (на героев и на форму повествования «комикс») и надо успеть построить рынок, оттянуть туда деньги и покупателей. Мода пройдет, а структура и люди останутся, это было бы хорошо.

Дмитрий Каменев, администратор магазина комиксов Bizarrebook

Наше «Броуновское сообщество издателей комиксов» невозможно назвать полноценной комикс-индустрией. Самая главная беда – это разрозненность, разобщенность людей, занимающихся изданием комиксов и их реализацией. Прежде всего, хаотичность в выборе самих комиксов и графических романов.

Разве что сложно упрекнуть в этом «Ашет-коллекцию» (раз в две недели в продаже в твердой обложке появляются лучшие сюжеты Marvel самых разных лет – от классических до новейших; всего планируется 60 книг) и те, что выпускает «Азбука». Эта хаотичность напоминает скорее какую-то сезонную моду и вскоре может всем надоесть.

Если же говорить о победах, то главная из них в том, что крупные книжные издатели обратили внимание на этот жанр. Но и они не всегда относятся к переводу комиксов добросовестно.

Анастасия «Phobs» Ким, художница издательства Bubble

Я считаю основной победой то, что отечественные комиксы наконец стали издаваться на регулярной основе.

А основной бедой агрессивное восприятие аудиторией всех начинаний, которые подаются не как «авторские».

Стас Якимов, художник издательства «42»

Победа российской комикс индустрии пока одна – она родилась и она есть. О ней все больше говорят, все больше замечают, все больше людей втягиваются в тему комиксов. Вообще радует, что у большинства авторов и издателей сменился настрой с «Да кому это нужно» на «А почему бы и нет, давай сделаем». Единственный минус этой победы – разного рода критики и обзорщики, которые в погоне за просмотрами и лайками в соцсетях снимают абсолютно трэшовые обзоры, рецензии, мнения и прочее (видео со сравнением DC и Marvel на Comic Con Russia, например). Но я, конечно, надеюсь, что это временно.

Основная беда – некомпетентность некоторых авторов в вопросах сценария, неосведомленность в культуре комиксов вообще и завышенное без весомых причин самомнение некоторых деятелей. Из-за последнего, в частности, они не могут увидеть своих ошибок и не думают о том, как это повлияет на имидж художников, сценаристов или издательств в целом. Помимо этого, происходит навязывание читателям завышенных ожиданий: позиционируя себя как «Большая двойка России», авторы некоторых комиксов, в итоге, попросту не дотягивают до того уровня и до тех «рангов», к которым сами себя причислили. Все это весьма негативно сказывается на отношении к русским комиксам в целом, и всю эту грязь, которую после себя оставили те, кто успел издаться раньше других, в итоге будет очень трудно отмыть.

Кирилл Сухов, главный редактор фэнзина Big Name Fan: Weekly и администратор в магазине комиксов Bizarrebook

Беды и победы – не более чем две стороны одной медали: с одной стороны многие издательства начали издавать кучу как импортных, так и своих комиксов, а с другой – большинство этих издательств не укладываются в сроки, выпускают «сырой» продукт и всячески «плошают».

Александр Волокитин, основатель сайта Comicsboom.net

Наверно к бедам я могу отнести предвзятое мнение о комиксах в целом. Люди смотрят кино, играют в игры, но при этом комиксы для них до сих пор являются некой темой, вокруг которой сосредоточены одни задроты. Подобные стереотипы ломаются очень сложно. Вторая беда состоит в том, что так же думают многие крупные издатели, не желая посмотреть на предмет современным взглядом. Ну и третья – проблема распространения. В крупных городах все не так уж плохо, в то время как периферии остается лишь интернет. Просто дойти до магазина и купить нужный комикс – для многих сегодня несбыточная мечта.

Победы – несомненно, это рост количества издаваемых в нашей стране комиксов. Само по себе это привлекает новых читателей и помогает бороться с двумя бедами, которые я описал выше. Кроме того, нарастающий пиар. Ведь прошел же в России первый Comic Con. И прошел вполне неплохо.

Игорь Кислицын, журналист сайта Сomicsboom.net

Победой, пожалуй, могу считать формирование четырех столпов – «Комильфо», XL Media, «Комикс Арт» (ныне отдел издательства «Азбука, прим. ред) и Bubble. Плюс, как обзорщик, назову хорошую тенденцию предоставления материалов для отзывов.

Беды: несколько неудачных стартов отечественных энтузиастов и общее упадническое состояние отечественного комикса – реет только Bubble, отношение к которому у многих неоднозначное, а прочие лишь мелькают на горизонте.

Комментарии 40
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Оро Друин
Оро Друин
Вероятно, просто почва и климат не подходят. Кокосы я, конечно, могу попытаться вырастить в деревне, но... Кстати, на рутрекере видел дичайшую штуку - издания DC - "Орда" Игоря Баранко. Сферическая пелевинщина в вакууме.
The ILLUSIONIST
The ILLUSIONIST
Миша Богданов дело говорит. Хороший парень ;)
OXYBOT
OXYBOT
Самым большим успехом можно считать тот факт, что в России появились официальные комикс-издания тобишь догнали остальной мир и можем с ним конкурировать, а самой большой проблемой можно считать всё остальное т.к. востребованность слаба. Спасибо за материал...