Batman: Damned — как Темный рыцарь и Джон Константин убийство Джокера расследовали
Если вы никогда не слышали об этом комиксе, то наверняка застали скандал, который произошел в ноябре 2018 года после выхода первого выпуска. Дело в том, что на одной из панелей комикса Брюс Уэйн изображен полностью обнаженным. Почему это так необычно? А все просто — этого никогда прежде не случалось в комиксах за всю долгую историю издательства.
DC, конечно, быстро спохватилось и исправило в digital-версиях первого номера свой косяк, спрятав член Темного рыцаря, но фанаты все равно запомнили, а выпуски без цензуры разошлись на Ebay втридорога.
Затем комикс продолжительное время переносили, и короткая серия из трех номеров закончилась лишь спустя девять (!) месяцев после ее старта. За время, прошедшее между выпусками, многие и вовсе успели забыть, о чем вообще была история. А зря! Аззарелло и Бермехо в Batman: Damned попробовали создать идейный сиквел своего комикса Joker 2008 года.
Эта история была максимально реалистичным взглядом на Готэм и его обитателей глазами простой шестерки Джокера — Джонни Фроста. Он помог Джокеру выбраться из Аркхэма, а затем, следуя приказам своего босса, своими глазами видел все то безумие, о котором ему рассказывали другие члены банды. При этом на фоне разворачивался классический криминальный сюжет, где Бэтмен ловит Джокера, чтобы вернуть его в лечебницу Аркхэм.
Batman: Damned не продолжает сюжет напрямую, но общее настроение будет знакомо фанатам предыдущего комикса Аззарелло и Бермехо. Новая история будто подхватывает финал Joker — Бэтмен и готэмский клоун сражаются на мосту и падают в воду. Когда Темный рыцарь приходит в себя, то узнает, что Джокер мертв.
Джон Константин спасает Бэтмена, вылечив тяжелую рану, после чего перед Темным рыцарем возникает новая загадка — кто убил Джокера? Он начинает расследование, но понимает, что оно плотно завязано на его детских воспоминаниях и вмешательстве в его жизнь загадочной Чаровницы.
Больше говорить о сюжете не стоит, поскольку он полон уже традиционных для дуэта Аззарелло-Бермехо переосмыслений классических злодеев в непривычной обстановке.
Для наглядности приведу одного из них. Джейсон Блад, он же хранитель демона Этригана, в сюжете представлен как популярный рэп-исполнитель J Blood. Аззарелло осовременил героя, подстроив его манеру общаться стихами под рэп, и это, к удивлению, гармонично работает. Этриган и прежде заметно контрастировал с вечно серьезным Бэтменом, когда говорил стихами, здесь же он выглядит еще более непохожим на него — особенно когда читает рэп в адрес Темного рыцаря в окружении своих фанатов. Выглядит это очень необычно.
Назвать Batman: Damned детективом сложно, поскольку именно расследования в истории совсем нет. Комикс скорее ведет Бэтмена от одной хлебной крошки к другой, постепенно подводя к разгадке, которая на деле лежит на поверхности. Аззарелло попытался запутать читателя, создав интригу насчет смерти Джокера, но она плохо работает в истории. Финал вызывает много вопросов, а ответов на них, к сожалению, не последует.
В отличие от Joker, отлично иллюстрировавшего жизнь простых людей, работавших на суперзлодеев в Готэме, Batman: Damned не представляет чего-то подобного. При этом к его заслугам можно отнести наглядное представление сочетания классической мрачности города, за которым приглядывает Темный рыцарь, и мистики, которая, кажется, есть в каждой тени, куда Бэтмена заносит во время его «расследования».
Batman: Damned — очень неспешная история, которая целиком построена на метафорах и недосказанности.
Сюжет при первом прочтении вообще выглядит так, словно Аззарелло лишь набросал его наметки, но не придумал, куда вести серию. На деле же Batman: Damned таким и задумывался — рваным, неясным, мрачным, как ночной кошмар, который легко забывается, но оставляет после себя четкое впечатление пережитого опыта.
Это комикс не про миростроение, не про экшен, не про развитие Темного рыцаря или Джокера — это попытка подать извечную метафору борьбы Бэтмена со злом через попытку оправдать весь пережитый в детстве ужас, который наложился на всю его дальнейшую жизнь. Ведь защитником Готэма Брюс Уэйн стал не только из желания справедливости, но и из стремления отомстить, наказать виновников гибели родителей, найти себя в мире, где их больше нет, а он — одинок.
Роль Джона Констанина в комиксе довольно условная. Он выступает рассказчиком и условным спутником Бэтмена, который несколько раз спасает жизнь Темного рыцаря, но не спешит привести его к финалу истории (в котором отличный оммаж на другой культовый комикс — The Killing Joke), позволяя детективу самому ко всему прийти.
Главным аргументом в пользу прочтения, конечно же, становится не сюжет — его вы едва ли вспомните спустя месяц после прочтения. Здесь все внимание отбирает рисунок. Ли Бермехо — один из тех художников, чьи комиксы заслуживают внимания вне зависимости от качества истории, которую они сопровождают.
Все дело в стиле художника — он невероятно реалистичен.
Бермехо рисует в нетипичном для американских комиксов стиле — его работы скорее похожи на европейские комиксы, поскольку в них огромное количество деталей, а еще Ли зачастую не использует традиционные для «Большой двойки» методы раскадровки.
Некоторые страницы Batman: Damned вообще можно смело вешать на стенку как картины — в отрыве от истории Аззарелло.
Редизайн персонажей, кстати, во многом заслуга именно Бермехо. Несмотря на то, что Batman: Damned во многом продолжает Joker, сам костюм здесь все же другой. В новом комиксе Брайана и Ли можно внимательно рассмотреть броню Темного рыцаря и все ее порванные в бою с Джокером элементы. Вообще в работах Бермехо всегда приятно рассматривать, как он рисует знакомых персонажей с поправкой на сеттинг. Скажем, в Batman: Damned есть Харли Квинн, что неудивительно. Но Аззарелло с Бермехо и ее смогли подать иначе — более драматично. Притом, что персонажа в комиксе мало, она вызывает больше эмоций, чем образ девушки в ряде других серий с ее появлением (возможно, даже больше сольника!).
Batman: Damned воспринимается как другая работа Бермехо — Batman: Noel 2011 года. Это максимально обособленное произведение, которое передает не какую-то идею, а настроение. И им оно подкупает — позволяет в полной мере насладиться погружением в тягучий магический ураган, в который читателя затягивает точно так же, как и Бэтмена. Это далеко не лучший комикс про Бэтмена, но весьма необычный, и оторваться от него при чтении не менее трудно, чем Темному рыцарю в его поисках ответов.
Такая кринжовая еджи параша, ей богу.
Batman: Noel написал и нарисовал лично Бермехо, это полностью его авторский проект. Аззарелло там не участвовал.