Baldurʼs Gate и Planescape: Torment вышли на Switch — и это лучшая платформа для культовых RPG с ПК
У Switch-версий всех четырех игр (и их многочисленных дополнений) есть ровно два достоинства и столько же недостатков. Во-первых, хардкорные ролевые игры, которые несколько лет назад сложно было представить на чем-то кроме ПК, на удивление здорово управляются на консоли Nintendo. И, надо полагать, на PS4 и Xbox One — тоже.
Дело в том, что авторы портов добавили к привычной схеме управления (кликнул мышкой на экране — все герои побежали в эту точку) дополнительную. В любой момент вы можете переключиться с курсора («водить» им надо правым стиком) на прямое управление главным героем с помощью левого стика. Как в консольной Diablo 3, все верно! Все активные области и NPC, с которыми можно поговорить, в таком варианте автоматически подсвечиваются, когда герой к ним приближается. И это удобно — управление адаптировали под геймпады, и при этом никаких проблем за 4 часа, к примеру, в Planescape: Torment у меня с этим не возникло.
В этом фрагменте видны два типа управления: сперва — с помощью курсора, затем — с помощью прямого управления левым стиком.
Правда, с управлением же связан и первый недостаток. Разработчики почему-то забыли (забыли ли?) о том, что у Switch сенсорный экран. Понятно, что схему управления подстраивали не конкретно под консоль Nintendo, а под геймпады в целом — но как можно было не задействовать сенсорный экран в изометрической RPG? Это при том, что на планшетах, где обновленные версии всех указанных игр тоже есть, главный тип управления — как раз через сенсорный экран!
Но вернемся к достоинствам. Второе — круговые меню, по которым удобно «бродить» с помощью стиков. На эти меню вынесены все ключевые элементы, которые на ПК были раскиданы по всей клавиатуре, — журнал и карта, главное меню, сохранение и загрузка, управление партией и так далее. Опять же, удобно — позаботились о консольных игроках.
Примеры круговых меню: первая картинка — из Planescape: Torment, вторая — из Baldurʼs Gate.
Но снова не приняли в расчет владельцев Switch, которые чаще всего играют в портативе. Baldur’s Gate, Planescape: Torment и Icewind Dale — это игры, где надо очень много читать, но на маленьком экране разглядеть мелкий шрифт — та еще задача. Его размер можно увеличить в настройках, но делу это особо не помогает: текста все равно очень много, и он занимает треть (в Planescape: Torment) или половину (в Baldurʼs Gate) небольшого экранчика Switch.
На телевизоре, когда консоль подключена к док-станции, все, впрочем, в порядке, но Switch — в первую очередь портатив. Возможно, в будущем разработчики выпустят патч, который позволит еще больше увеличить размер шрифта. Сейчас же к нему можно привыкнуть, но от продолжительной сессии глаза все равно устают.
Еще о портах игр на Switch:
И тем не менее именно Switch сейчас — лучший вариант играть в Baldurʼs Gate, Planescape: Torment или Icewind Dale. Вам все еще ничего не помешает играть в них на телевизоре или мониторе, а при необходимости консоль можно взять с собой в дорогу и продолжить прохождение — это главный плюс Switch, и в этом случае он тоже работает.
А что же сами игр? Ну, о качестве портов ничего нового не скажешь — в них повышенное разрешение и есть «сглаживание» пикселей, но в остальном это те же изометрические RPG, без серьезных графических улучшений. И если вы в них прежде не играли, то прочитайте наш топ-20 западных RPG, где нашлось место Baldurʼs Gate 2 и Planescape: Torment — лучшим из указанных игр. Тексты ниже написаны как раз для этого топа.
Продолжение хитовой Baldurʼs Gate 1998 года было идеальным. Мы много нового узнали о судьбе детей Баала, бога убийств. Стало больше возможностей в конструкторе персонажа, в схеме прокачки. А мир Забытых королевств вырос в разы, сохранив очарование и уникальные черты.
Вторая часть саги посвящена настолько увлекательной авантюре, что за ней незаметно пролетает одна сотня часов и начинается вторая. Огромное количество интереснейших локаций, обилие тщательно выписанных персонажей, магия, снаряжение, книги — всего этого было так много, что, погрузившись в игру, можно было натурально забыть о времени. И, конечно, Амн из названия. Огромный, многолюдный, красивый город, он кружил голову любителям хороших RPG, был просто набит тайнами, приключениями и опасностями.
Именно во второй части Baldurʼs Gate раскрылась вся прелесть мира Королевств, с его гигантскими пещерами Подземья, эльфийскими городами на деревьях, с царством амфибий. С такими незабываемыми деталями, как психбольница для волшебников.
Очень здорово работали тактические бои, шесть персонажей в команде обеспечивали простор для тактической мысли. Двухмерный движок Infinity Engine рисовал красивейшие декорации с обилием мелочей вроде мух над мясной лавкой. Оркестровый саундтрек вмиг настраивал на нужный лад.
Baldurʼs Gate 2 из тех игр, что уверенно прошли проверку временем. К тому же сейчас есть переиздание — Enhanced Edition, так что грех не сыграть или не перепройти.
Алексей Корсаков
Еще о крутых ролевых играх:
Топ-20 западных RPG — от Kingdom Come: Deliverance до The Elder Scrolls 5: Skyrim
Planescape: Torment
Когда речь заходит о Planescape: Torment, на ум сразу приходят слова «самая», «единственная в своем роде» и «уникальная».
Основные причины, чтобы пройти или перепройти эту классику, просты. Здесь самая на сегодняшний день глубокая, многогранная, философская и трагичная история в RPG. Причем все эти рассуждения о морали, этике, цене бессмертия и смерти органично вплетены в процесс. Здесь многословные диалоги зачастую важнее, чем колдовство и махание саблей. Здесь немного напарников, но каждый достоин отдельной игры, а летающий череп Морте — и вовсе отдельной серии.
Город дверей Сигил, где начинается рассказ, мгновенно вызывает или острое отторжение, или влюбляет в себя своей безумной атмосферой. В любом случае это место запомнится надолго. Ведь Сигил — один из самых оригинальных городов в массовой культуре. Он изрыт порталами в иные миры, умершие граждане здесь возвращаются к жизни в качестве слуг, правит городом могущественная Леди Боли, а необычная гравитация позволяет обжиться на внешней стороне гигантского обруча, в форме которого Сигил и построен.
Отдельно стоит отметить пронзительные печальные мелодии композитора Марка Моргана. Удачным решением было пригласить его для работы над духовным наследником Planescape: Torment — игрой Torment: Tides of Numenera.
Алексей Корсаков.
Вступительный ролик Planescape: Torment