Шедевры аниме: «Бакуман»
Но есть один жанр, который выбивается из этого ряда по одной причине – его часто обходят стороной по абсолютно неверным причинам. Уже из заголовка понятно, что я говорю об аниме, но мне кажется важным донести до «нефанатов» японских мультфильмов одно – ничто больше в мире не обладает столь шокирующим эффектом в плане контраста ожиданий и реальности, как аниме.
Мы часто открываем для себя нечто интересное, случайно или по советам друзей, и думаем: «Как я мог не знать о такой классной штуке все это время?». Шедевры аниме шокируют этим больше всего, потому что, учитывая гениальную драматургию, уровень проработки персонажей и сюжета, эти произведения должны быть известны всему миру, но это и близко не так.
Это действительно крайне странное ощущение, случайно смотреть по чьему-то совету малоизвестный мультфильм и испытывать шок, от того, что его мало кто видел. С фильмами, к примеру, подобное происходит куда как реже. Можно отыскать какое-нибудь малобюджетное чудо, которое заслуживает куда большей популярности, чем имеет (например, «Монстры» или «Примесь»), но масштаб проблемы все же отличается кратно.
Многие не смотрят аниме, потому что судят о целом жанре по не самым лучшим его представителям, приписывая особенности отдельных раскрученных сериалов вроде «Наруто» всему жанру.
Кому-то попрек горла встает непривычная рисовка, у других аллергия на культурные особенности описываемого мира, кто-то просто не хочет смотреть мультфильмы вообще. Но одно остается неизменным – эти люди лишают себя шанса насладиться шедеврами искусства, не уступающего голливудским боевикам и драмам, а чаще – значительно превосходящего их по качеству написания сюжетов, диалогов, персонажей.
Сложно смотреть на попытки создать по-настоящему запутанный детективный сюжет и изощренный план злого гения после «Тетради Смерти» или «Кода Гиасс». Смешно смотреть на нелепых кинооборотней после «Волчьего дождя», показавшего как на двоякой природе вервольфа можно построить эпичное приключение и сильную драму, способную стать рядом с «Властелином колец». Грустно от недостатка атмосферы и человечности персонажей, глубины изображаемого мира, после фильмов Миядзаки, Мамору Осии, Сатоши Кона. И становится по-настоящему грустно от того, что многие никогда не увидят этих шедевров, потому что уверены, все аниме – это глупые мультики, состоящие исключительно из больших глаз, разноцветных безумных причесок, трусов и безумного экшена.
Именно таким людям я и хотел посвятить этот цикл, концентрирующийся на аниме, которое просто обязан увидеть каждый, ибо оно сделано качественнее и талантливее как минимум восьмидесяти процентов того, что мы смотрим. Я понимаю, что докричаться получится до единиц, большинство просто не откроет статью – ведь им неинтересно аниме как таковое, и все же, эти произведения и эти люди заслуживают еще одного шанса все-таки встретиться.
Естественно, я понимаю, что на «Канобу» помимо людей, считающих аниме не заслуживающим внимания, есть множество фанатов жанра, которые разбираются в нем куда лучше меня. Я не пытаюсь называть себя знатоком — скорее, ценителем, который не смог пройти мимо того факта, что великолепные произведения прозябают в безвестности. Если вы хотите рассказать об аниме, которое заслуживает внимания всех и каждого, напишите о нем в комментариях. Но если решитесь – расщедритесь на полноценное описание с перечислением причин, по которым это может понравиться даже новичкам в жанре. От выкриков «Ева рулит» люди не изменят своего отношения.
Мне хотелось начать цикл с довольно странного сериала. Он не слишком известен даже в рядах поклонников аниме и редко появляется в топах. Но этот сериал ценен своей уникальностью – ничего подобного я не встречал больше ни в этом, ни в любом другом жанре. Мне кажется, подобная оценка дорогого стоит в сфере, где всё собрано более или менее из одних и тех же деталей.
«Бакуман» – довольно буквальная, как водится у японцев, экранизация одноименной манги от создателей «Тетради смерти» Цугуми Обы и Такэси Обаты. 176 выпусков манги уместились в 75 эпизодов сериала – три сезона по 25 серий.
В «Бакумане» нет монстров, огромных человекоподобных роботов и сражений за судьбу мира, это манга про… мангу. Два шестнадцатилетних подростка, писатель и художник, решают посвятить свою жизнь любимому делу – рисованию манги, но для этого им придется вкалывать как проклятым на протяжении многих лет, так как высокие стандарты жанра, график публикаций и высокая конкуренция не оставляют возможности прохлаждаться. Учеба, семья, девушки и развлечения – все уходит на второй план. Решительная парочка тратит все силы на то, чтобы создать историю, которая сможет заинтересовать самый популярный еженедельный журнал манги в Японии.
Если бы подобный питч отдали в Голливуд, все мы представляем себе, что бы из этого вышло. История бы уместилась в полтора часа. Для начала нам бы показали, как героев-нердов унижают в школе, потом потратили бы полчаса на беготню за девочками и страдания по этому поводу. Потом герои с первой попытки нарисовали бы мангу, которая победила бы на конкурсе, а в конце по ней сняли бы фильм в Голливуде. Естественно, ничего ценного ни о деталях процесса создания манги, ни о творческом труде мы бы не узнали. Но, к счастью, за этот питч взялись одни из самых талантливых людей в мире манги.
Не ждите никаких легких побед, простых путей и счастливой жизни. «Бакуман» рассказывает о жертвах, на которые приходится идти всем творческим людям, если они хотят чего-то достичь. И даже выложившись на все сто, лишив себя сна и отдыха, никто не обещает успеха. Герои терпят провал за провалом, и им многого стоит не сдаться, не отступить.
Мы наблюдаем за героями и их конкурентами на протяжении нескольких лет, видим как они развиваются, пробуют новые направления, заходят в тупик, отчаиваются, как обходят друг друга, как стремятся победить, но все же находят в себе благородство поддерживать конкурентов, ставших друзьями.
К сожалению, подобный сюжет – одна из тех вещей, о которой мы не знаем, что нам интересно смотреть нечто подобное. Это настолько необычно и редко, что у нас от такой аннотации не выделяется слюна как на взрывы, семейные драмы и так далее, когда мы можем представить себе, что увидим, и как воспримем такое.
Я не видел ничего, что лучше передавало бы писательский, творческий драйв. Это шоу построено исключительно на страстной любви к творчеству, духу соревнования, зацикленности на любимом деле и жертвенности искусства.
Немногие представляют себе ощущения от процесса создания персонажей, судеб, историй – от потока, который проходит через тебя, когда ты пишешь. Да, на утро текст, который вчера казался гениальным, часто превращается в тыкву. Трезвым взглядом становятся видны минусы, и текст приходится бесконечно переписывать, но суть не в этом. Суть — в состоянии потока, когда ты чувствуешь персонажей, ощущаешь пульсацию напряжения в сцене, ритм диалога – до этого состояния тяжело пробиться, но когда пробиваешься – это ни с чем несравнимое ощущение создания чего-то из небытия, рождения живых героев, чьи эмоции, мечты и страхи существуют в тебе и тем самым словно умножают тебя.
Обычно, все фильмы про писательство сводятся к тому, как кто-то лохматый сидит над машинкой и рвет на себе волосы – писать, мол, сложно. Это не говорит ничего ни писателям, ни людям других профессий. «Бакуману» же удалось передать целый веер ощущений от создания своей истории, сложностей, радостей и прорывов этого процесса, показать этот мир изнутри.
Помимо прочего, это шоу обладает удивительным побочным эффектом – оно вдохновляет. Злит, вызывает зависть, даже ненависть к себе за лень. Хочется тоже немедля что-нибудь написать, нарисовать, станцевать или вылепить из глины. Причем, нырнуть в процесс с головой, не спать и не отвлекаться, отдаться делу полностью – без бесконечных перекуров и перерывов на игры и сериалы. Сериал помог мне в какой-то момент взяться за работу, чего, возможно, не произошло бы без этого шоу так скоро. Может, он и вас вдохновит на что-то, на что вы не решались уже давно.
Мы привыкли к цинизму, мы вечно разочарованы, но мир «Бакумана» воспринимается совсем по-другому. Там нет плохих людей. Там все – приличные, приятные люди, хотя при этом у всех есть свои недостатки. Кто-то скажет, что это утопия, это не реалистично и похоже на наивный wishful thinking, но мне так не кажется. Это вера в человечество и способность не циклиться на плохих вещах, видеть честных людей, не опустивших руки, верить в свое дело и в то, что другие так же верят в свое.
Я был бы рад, если бы больше вещей напоминали нам об этом, помогали не опускать руки и не запираться в маленьком холодном мирке с мыслью «всем наплевать». И напоминали убедительно, заражая ясностью мышления автора, проступающей сквозь страницы и кадры.
Дайте «Бакуману» шанс, посмотрите пару серий, и посмотрим, сможете ли вы не дать азарту главных героев захватить вас.