Байопик, опоздавший на 2 года: может ли чем-то удивить «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем?
«Война токов» — фильм-противостояние, главными действующими лицами которого выступают те самые предприимчивые гении. Эдисон (Бенедикт Камбербэтч) и Вестингауз (Майкл Шэннон) воюют за право снабдить светом всю Северную Америку.
Изобретатель первой коммерчески используемой лампы накаливания Эдисон отдавал предпочтение постоянному току, как единственно правильному и безопасному пути доставлять электричество в дома, тогда как скупающий патенты Вестингауз видел будущее за переменным током.
Разный подход к одном делу и ярое желание стать первым превратил изобретателей в непримиримых врагов. И, оправданный бытовыми фактами, спойлер, правильный выбор в карьере изобретателя сделал именно Вестингауз, положив начало подключению света в нашем мире.
Реальные события, происходившие в конце 19 века и столкнувшие лбами двух изобретателей, интересны сами по себе, без киновоплощения и бурной фантазии сценаристов.
Двое новаторов и гениальнейшие люди своего времени устроили своеобразную «гонку вооружений», не брезгуя время от времени пользоваться грязными приемами по устранению соперника с пути.
Подобная история, герои которой отличаются не только блестящим умом и амбициями, но еще и горделивостью, не могла не получить экранизацию, способную принести, при правильном подходе к созданию фильма, немало наград. За дело взялся Харви Вайнштейн, и фильм увидел свет в 2017 году на кинофестивале в Торонто.
Правда уже через пару недель продюсера обвинили в сексуальных домогательствах, а его компания была вынуждена отложить широкий прокат «Войны токов». И все же фильм добрался до широкого проката, сменив амплуа интригующего проекта на довольно проходное кино. Почему же так вышло?
Больше байопиков:
С уверенностью можно сказать, что Эдисон в исполнении Камбербэтча затмевает всех остальных персонажей. И это при том, что актер не выдает невероятный перфоманс, а скорее повторяет успех своих предыдущих ролей гениев с низкой социальной ответственностью.
Играет персонажу на руку еще и то, что создатели попытались раскрыть его со стороны человеческой (а не гениально-изобретательской), показав зрителю его взаимоотношения с семьей, чего нельзя сказать о персонаже Майкла Шэннона.
И оно понятно: фильм настойчиво тянет Вестингауза в злодеи, хотя по факту здесь речь не идет о правых и не правых. Стремление достичь успеха первым выставляет даже семейную драму Эдисона какой-то скоротечной и неуместной. Фильм гонится за событиями, хватаясь за каждый зафиксированный исторический факт, а моментами и вовсе не позволяет зрителю опомниться.
Больше байопиков:
При просмотре «Войны токов» часто ловишь себя на мысли, что фильм нещадно спешит и словно не разрешает зрителю осмотреться и проникнуться той скоротечной и изобретательской жизнью, предпочтение которой отдали главные герои. Особенно сильно это ощущается в начале, когда создатели посредством рваного монтажа хотели познакомить с героем Камбербэтча. События в жизни выдающегося изобретателя, как и решения вкупе с блестящими идеями, подобны зажиганию лампы — молниеносны и стремительны.
Вполне возможно, что эксперименты с монтажом обусловлены именно непростыми характерами персонажей, дабы подчеркнуть их на киноязыке. То же самое можно сказать и про операторскую работу: ряд сцен завораживают и производят должный эффект, но длятся они от силы пару секунд, опять же не позволяя оценить то, что достойно внимания.
«Война токов» собрала внушительный актерский состав, но, увы, практически не воспользовалась преимуществами задействованных актеров. Николас Холт, сыгравший удивительного изобретателя Николу Тесла, также пал жертвой неинтересного сценария. Он был непосредственным участником конфликта между Эдисоном и Вестингаузом, существенно его обострив, но фильм, обозначив присутствие Теслы и сделав акцент на парочке значимых обстоятельств, более персонажа не раскрывал. И ладно бы роль Теслы была второстепенной в этой войне, но ведь благодаря ему, еще более безумному и одержимому гению, она и закончилась.
И сама так называемая война в фильме относительная и не ощущается в полной мере. Соперники наносят друг другу удары, вроде как даже серьезные и попадающие в категорию хитрых ходов. Но при просмотре каждое из решительных действий выбивается из категории сюжетных поворотов, заставляющих зрителя понервничать в предвкушении интересного витка истории.
Решения героев скорее идут по накатанной, оставаясь в рамках «должно быть по сценарию», а не «должно захватить внимание зрителя». Было бы глупо ожидать от Эдисона и Вестингауза битвы вроде «Чужой против Хищника», но накала страстей, что можно проследить просто при прочтении статей об их соперничестве, в фильме ощутимо не достает.
Не помогает делу и то, что и Тесла, и одна из самых впечатляющих сцен фильма уже были использованы в знаменитой картине Кристофера Нолана о противостоянии двух гениальных фокусников:
Итог
«Война токов» подобна хрестоматийному пособию по истории: факты присутствуют, изложение последовательное, но читать все это до безобразия скучно. Такими людьми, как Эдисон и Вестингауз, однозначно хочется восхищаться: они творили, изобретали, горели своим делом и не останавливались ни перед чем в достижении поставленной цели.
Правда осознание их гениальности происходит за пределами кинозала, поскольку величия этих людей фильм оказался не в состоянии передать. Даже их встреча в конце, что должна была стать эмоционально-сильным и заключительным штрихом всей истории, оказывается пустой и разочаровывающей.
Фильм о двух гениях, чьи заслуги неоспоримы, по итогу получился проходной картиной, подробности которой стираются из памяти быстрее, чем ток бежит по проводам.
- Камбербэч о критике фильмов Marvel.
- Анонс сиквела «Доктора Стрэнджа».