Австралия против Steam

Вадим Милющенко
Все началось с Risen 3. За долгие годы привыкший к консольному счастью (скачал/вставил диск — запустил — играешь), я вдруг вернулся в глубокое детство, прошедшее под знаком «что-то пошло не так». Убедившись, что домашний компьютер значительно превосходит максимальные системные требования Risen 3, лезу на форумы. Обнаруживаю группу таких же страдальцев, танцующих с бубнами вокруг системников и пытающихся понять, какое железо вступило в конфликт с, безусловно, припадочным кодом Risen 3. Оказалось, виной всему последние обновления драйверов видеокарты, и банальный откат позволит запустить игру. Окей, PC!

На этом фоне Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей (ACCC) подала в суд на Valve за то, что компания не разрешает отменять заказы в цифровом магазине Steam и не возвращает покупателям деньги. Работает у вас игра или нет — представителям Steam до этого нет дела. Таким образом, по мнению австралийцев, нарушается базовое право потребителя на возврат нерабочего товара. Согласитесь, это разумно: сломанный телевизор или холодильник у вас примут в любом магазине, а игру — нет.

Только что делать, если игра работает, но ее качество вас не устраивает? Вы ведь помните скандал, разразившийся вокруг Aliens: Colonial Marines. Когда разработчики буквально пошли на подлог и долгое время показывали нам совершенно другую, искусственно прилизанную игру. Когда рабочая демо-версия была с помощью различных ухищрений настолько далека от реальности, что в США против Gearbox и Sega был подан коллективный иск в суд. История закончилась тем, что американцам было возмещено суммарно $1.25 млн. Но сколько было случаев, когда никакие общественные волнения не приводили к выплате компенсаций!

Австралия против Steam | Канобу - Изображение 1
Австралия против Steam | Канобу - Изображение 2

Решение этой проблемы лежит на поверхности. На недавно прошедшей выставке gamescom 2014 издательство Ubisoft сообщило, что с каждой копией Far Cry 4 для PlayStation 4 игрок получит 10 ключей, которые на два часа открывают доступ к кооперативному прохождению игры. Вот вам готовый вариант: перед тем, как продать игру, дать человеку посмотреть ее механику, удостовериться, что игра работает на конкретно его компьютере. Время прошло — возникает экран с надписью: «Если вы удовлетворены качеством игры, нажмите кнопку ‘Купить’».

Австралия против Steam | Канобу - Изображение 3

Такая система защитит и игрока, и издателя. Первые смогут оценить любую игру и принять решение о покупке, вторые получат юридическую защиту. Так, если потребитель возмутится качеством финального продукта и попробует в судебном порядке взыскать с разработчика деньги, то последний сможет указать либо на принятую игроком публичную оферту, либо на то, что он не воспользовался возможностью оценить товар перед приобретением.

Многие, с кем я говорил об этом варианте, указывают на наличие демо-версий, которые, якобы, решают проблему. Я с этим не согласен. Во-первых, в последнее время количество выпускаемых демо-версий резко сократилось. Многие издатели просто отказываются этим заниматься, ссылаясь на разные, зачастую абсурдные причины. Во-вторых, демо-версия дает простор для махинаций, так как может значительно отличаться от финальной версии игры как в визуальном, так и в игровом плане. Это как трейлеры современных боевиков, в которых показано ровно три минуты махача, размазанные впоследствии на 90 минут полной ленты. А вот если игроку дать два-три-четыре часа (в зависимости от типа игры), то он точно сможет полноценно оценить ее и принять мотивированное решение о покупке.

Австралия против Steam | Канобу - Изображение 4

Показателен опыт компании Blizzard. До 20-го уровня вы можете играть в World of Warcraft бесплатно. Хотите продвинуться дальше — платите. Именно эта функция позволила новичкам попробовать самую популярную MMORPG в мире, а затем и остаться в ней. Такой вариант отлично подойдет и для одиночных ролевых игр с открытым миром. Смотреть — смотрите, но пока не оплатите полную версию, развиваться мы вам не дадим.

На мой взгляд, все это позволило бы уменьшить градус агрессии в спорных случаях. Часто я читаю в комментариях на «Канобу» примерно такую теорию: «Я покупаю только хорошие игры, а плохие — качаю, чтобы не попасть на деньги». Пробники, как это давно выяснила косметологическая индустрия, действительно работают. Сработают они и в случае с играми. Правда, после нескольких часов, проведенных за той же Aliens: Colonial Marines, вряд ли нашлось бы много желающих ее приобрести. Может, потому индустрия и не готова к этому шагу? Но тогда и жаловаться на засилье пиратства не стоит.

Теги
Комментарии (203)
Хм, мечты мечтами. Если позволять играть людям первые пару часов от уже полной версии, то большинство игр просто перестанут продаваться теми тиражами, которыми продаются сейчас, и резко упадут. Говна слишком много, которое люди сначала покупают, а потом давятся им и нахваливают, ибо деньги уже отвалили.
"Часто я читаю в комментариях на «Канобу» примерно такую теорию: «Я покупаю только хорошие игры, а плохие — качаю, чтобы не попасть на деньги»" - вранье, за такие комментарии сразу банят.
А вообще я за австралийцев. Стим хоть и хорошая вещь, но он монополист. И может иногда перегибать палку, а так будет рычаг в случае чего.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE