«Аватар: Путь воды» – сказка без морали и содержания. Рецензия на самый долгожданный фильм года
6 декабря состоялась масштабная мировая премьера «Аватара: Путь воды». Триумф возвращения Джеймса Кэмерона в режиссёрское кресло ещё в ноябре подтвердил Гильермо Дель Торо, похвалив вторую часть «Аватара» за «эпичный размах» и эмоциональность. Подогревали интерес к фильму и восторженные реплики кинокритиков, убеждающие в том, что Кэмерону удалось сделать нечто если не революционное, то великое. Однако после выхода ленты в свет мнения зрителей разделились: пользователи Rotten Tomatoes, IMDb и Кинопоиска оценили вторую часть «Аватара» на 8 баллов из 10, а по версии Metacritic фильм еле тянет на 68 из 100. До официального проката в России самый ожидаемый фильм 2022 года добраться не сможет из-за ухода студии Disney и принадлежащей ей компании 20th Century Studios. Но нашему редактору Карине Назаровой удалось посмотреть картину и погрузиться в фантастический мир – хорошо, что всего лишь на три часа. Сразу предупреждаем — впереди спойлеры!
Аватар: Путь воды
Режиссёр: Джеймс Кэмерон
Продюсер: Джеймс Кэмерон, Джон Ландау
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Кейт Уинслет, Мишель Родригес, Стивен Лэнг, Джоэль Мур
«And the thing about happiness, it can vanish in a heartbeat…»
Вот уже 15 лет бывший морпех Джейк Салли (Сэм Уортингтон) живёт в теле представителя нáви вместе с любимой Нейтири (Зои Салдана) на Пандоре, планете, которую земляне безуспешно пытались поработить. В первой части «Аватара» нáви сумели противостоять захватчикам и отправить их обратно в свою обитель, истоптанную антропоценом. Но часть лояльных к племени людей осталась, а вместе с ними оборудование, технологии и военная база, а это значит, что возвращение колонизаторов – лишь вопрос времени. Но долгие годы на Пандоре царили мир и благоденствие. Джейк стал предводителем клана Оматикайа и отцом двоих сыновей Нетейама и Лóака и дочери Тутирей. Вместе с Нейтири они взяли на воспитание Кири, дочь аватара умершей исследовательницы Огустин (Сигурни Уивер), и приглядывают за мальчишкой-маугли Спайдером, забытым родным отцом на военной базе.
За короткую экспозицию фильм успевает передать гармонию и спокойствие жизни на планете, раскрыть маленькие детали взаимоотношений внутри семьи Джейка и Нейтири, отразить как «человеческое» и «инопланетное» уживаются друг с другом во взаимном признании и синтезе культур. Но в одну ночь вместе со звездопадом на Пандору обрушиваются небесные пришельцы – люди на новых смертоносных кораблях, одержимые той же захватнической идеей и поисками ресурсов. На этот раз их интересует эликсир бессмертия, хранящийся в местных существах. За одну секунду цивилизация нáви покрывается огнём: земля пылает, а дикие звери бегут, сгорая заживо. Джейк и Нейтири вместе с детьми и остатками клана в страхе и слезах покидают свой горящий рай и начинают поиски убежища у берегов клана рифов Меткайина – другой пандорианской расы, живущей в единении с водной стихией. Параллельно с основным действием, оккупанты с Земли адаптируются под недружелюбную среду планеты. Вместо привычной синхронизации с аватарами, в биогенетически воссозданные тела представителей нáви вшивается человеческая память и сознание. Среди новоприбывших пришельцев есть и клонированный после смерти полковник Майлз Куортич, запомнившийся с первой части как жестокий и безумный психопат-вояка. Теперь его ярость ещё более хаотична: он одержим местью Джейку Салли за предательство и срыв их первой операции. На планете назревает большая освободительная битва, но только Джейк не готов идти на риск, зная, что лук и стрелы на этот раз не смогут одолеть людской огонь и бомбы. Но всё меняется, когда злодеи добираются до его детей.
К проблемам фильма
Большая часть истории посвящена младшим нáви, их храбрым приключениям, отношениям с миром и отважной борьбе с небесными пришельцами. Вместе с детьми мы встречаем фантастические новые дали прежде знакомого мира и обнаруживаем в нём потенциал к новым открытиям. «Аватар: Путь воды» превращается в грёзу о единстве человека и природы, о желанном возвращении в мир свободы от порабощающей власти технологий и технократов: в водную гладь с интригующей фауной из кораллов, водорослей и диких созданий или в мир детства. Включение детской перцепции помогает погрузиться в фильм и рассмотреть все его необычные детали, но активное присутствие отроков в повествовании делают это кино уж слишком мелодраматично милым, что смазывает катастрофичность, заявленную в экспозиции.
В «Аватаре 2» Джеймс Кэмерон по-видимому пытается выйти за рамки апокалипсиса и стратегически оттягивает его, акцентируя внимание на семейных проблемах. Нейтири, например, ругает возлюбленного за то, что он относится к детям как к своим сослуживцам, хотя должен быть им отцом («This is not your squad, this is your family!»). Отстраненное отношение Джейка к детям сподвигает его сына Лóака на поиски отцовского признания, того же жаждет сын вождя клана Меткайина и Спайдер, чей отец вообще оказался воплощением зла. Видно, что через драму отцов и детей Кэмерон хотел представить историю становления нового героя для будущих частей, на чью роль претендует Лóак. А скитания подростков и их самоидентификация используются режиссёром как возможность привнести чуть больше психологизма. Но разве вторжения людей, жестокости и горящей природы – мало? Индивидуальные трагедии здесь оказываются превыше коллапсирующего во все стороны мира планеты. И неясно — то ли это замаскированная критика индивидуализма, обращенная в зрительный зал, в измерение, где апокалипсис уже вершится, то ли неудавшаяся попытка выразить трагедию целого мира как тотальности в отдельных мирах человеческой души. Как бы то ни было, мелодрамы остаётся слишком много, героизм персонажей слишком вторичен, а угроза истребления всего лишь маячит на заднем плане.
Отсутствие новизны и потеря аутентичности
Грандиозный «Аватар: Путь воды» превратился в миф задолго до своего выхода. Несколько лет до премьеры первой части и после Джеймс Кэмерон намекал на разработку кинофраншизы из серии сиквелов, но даже при согласии студии производство откладывалось на неопределенный срок по разным веским причинам. Например, отговоркой 2014 года стало принципиальное решение Кэмерона использовать при съемке частоту в 48 или 60 кадров в секунду, при привычной 24 fps – с такой частотой снималась и первая часть. Но чем дольше студия откладывала старт проекта, тем больше частей Джеймс Кэмерон планировал снять (впереди нас ждёт еще три фильма). Режиссёр даже приобрел 2,5 тыс. акров земли в Новой Зеландии, чтобы подтвердить свои амбициозные и слегка маниакальные планы. Откладывать было некуда, осенью 2017 началось производство. Потребовалось три долгих года, один из которых прошёл под давлением пандемии, прежде чем съемочная группа выключила свои камеры и отправила свой материал на постпродакшн. И только сейчас фильму удалось доплыть до больших экранов.
Несмотря на большой разрыв в 13 лет между первой и второй частями не случилось качественной эволюции. Чувствуется, что идея продолжения, какой она представлялась Кэмерону ещё в 2006 году, осталась почти без изменений. В «Аватаре 2» натянутые сценарные ходы, едва обыгрывающие престарелую формулу героического боевика и семейной мелодрамы. Очень банальные сюжетные твисты, которые скучно раскусывать. Весьма броские межличностные конфликты и блёклые характеры, при всём многообразии персонажей. Первая часть «Аватара» отлично вписалась в конец 00-х и даже сейчас вызывает восхищение: новаторская работа с визуалом, серьёзный брутальный сюжет (пускай и повторяющий «Танцующего с волками»), какая-никакая, но критика колониализма и наивная, но чертовски притягательная мораль о возможном единстве двух разных миров. В продолжении истории всё то же самое: деколониальное движение, освободительная война, единение культур и те же визуальные эффекты, лишь с маленькими нововведениями. И всё это здесь не работает.
Против захватчиков на этот раз восстаёт уже сама морская природа, потому что у цивилизации нáви не хватает ресурсов и сил для борьбы, да и особого желания. Вместо противоречий человека и жителя другой планеты – расизм и национализм, вплетённый в жизнь народов Пандоры. Забавно, что создавая продолжение своему фантастическому миру, Кэмерон не решился сделать его хоть капельку непохожим на земной — может, он и есть главный империалист, стирающий культурные различия? Не очень ясна динамика общения внутри племенных народов, например, лексика подростков нáви – подслушано с передач MTV, а все их споры и противоречия – надоевшие тропы с каждого второго подросткового фильма и сериала. При всей зрелищности и красоте, не покидал вопрос: на каком моменте у этого мира потерялась индивидуальность?
Вердикт:
Джеймс Кэмерон мыслит блокбастерное кино очень консервативно, поэтому во второй части «Аватара» он содержательно не смог предложить ничего смелого и новаторского, как обещал. Здесь очень блёклый сюжет на фоне впечатляющей картинки – иллюзия глубины. Великий режиссёр и сценарист всё еще удивляется возможностям CGI, несмотря на то, что за окном 2022 год. Да, технологии способны реализовать самые красочные фантазии авторов, самые фантастичные и яркие миры, но и к их содержанию стоит предъявлять не меньше требований. А фантазия Джеймса Кэмерона застряла в прошлом и замкнулась на самой себе, не замечая, что и мир, и зритель сильно поменялись. С 2009 года десятки фильмов уже успели перестроить жанровую формулу, но Кэмерон был слишком занят планированием съемок четырёх «Аватаров», чтобы заметить развитие популярного жанрового кино.