«Асока» — впечатления о самом атмосферном старте в истории сериалов «Звёздных войн»
Поклонники анимационных проектов «Звёздные войны: Войны клонов» (Star Wars: The Clone Wars) и «Повстанцы» ждали сериал «Асока» (Ahsoka) со скепсисом, но с нетерпением. Наконец после премьеры первых двух эпизодов можно выдохнуть — продолжение одной из самых интересных сюжетных арок во вселенной Star Wars получилось интригующим, интересным и точно необычным. Кажется, что «Асока» имеет все шансы победить сериал «Мандалорец» (The Mandalorian) в гонке за звание лучшего многосерийного проекта космооперы. Рассказываем, каким получился старт «Асоки»!
Сюжет
Первый эпизод открывается под звуки эпичной, грузной оркестровой музыки и ритм ритуальных барабанов. На экране всплывают старые-добрые звёздновойновые титры. Как и в полнометражных «Звёздных войнах» они обрывается планом космического корабля, пересекающего кадр и скользящего в глубину.
Даже зарождающийся сюжет отсылает к классике — герои «Асоки» рыщут по Галактике в поисках макгаффина, что приведёт их к желаемому.
События «Асоки» разворачиваются в одном таймлайне с «Мандолорцем» — в период, когда хрупкая Новая Республика столкнулась с угрозой возвращения Империи. Заточённая Морган Элсбет (Диана Ли Иносанто), когда-то поручившая Дину Джаррину убить Асоку Тано в обмен на бескарское копьё, освобождается из тюрьмы благодаря своим союзникам — бывшему джедаю, павшему на Тёмную сторону Силы, Бэйлану Сколлу (его сыграл Рэй Стивенсон, умерший в мае 2023 года) и его ученице, холодной Шин Хати (Иванна Сахно). Морган надеется найти своего учителя гранд-адмирала Трауна (Ларс Миккельсен), чтобы начать войну с Республикой, а заодно отомстить Асоке Тано (Розарио Доусон).
Тем временем Асока (Розарио Доусон) вместе с тысячелетним дроидом Хьюянгом (Дэвид Теннант) отправляется на планету Аркана, в крепость, построенную Сёстрами Ночи Датомира, архитектурно напоминающую постройки с планеты Зеффо из игры Star Wars — Jedi: Fallen Order. В глубине крепости спрятан артефакт-карта с обозначенным местоположением Трауна. Как известно, в финале «Повстанцев» во время освободительной битвы за планету Лотал, Эзра Бриджер отправил себя вместе с Трауном в гиперпространство с помощью космических китов. Поэтому карта обещает героине не только доступ к главарю остатков имперских войск, но и к старому другу.
Оторвавшись от дроидов, Асока узнаёт о побеге Элсбет и спешит к повстанке Гере Синдулле (Мэри Элизабет Уинстед). А следом отправляется на Лотал, где встречает пушистых лот-котов и Сабин Врен (Наташа Лю Бордиццо), волевую художницу-мандалорку. Тано просит её помочь в расшифровке шара с картой, но шанс найти потерянного друга вынуждает Сабин действовать необдуманно.
Чем интересен сериал?
Сценарий
В сценарии Джорджа Лукаса и Дэйва Филони нет провисаний — первые серии смотрятся на одном дыхании с частым замиранием сердца. И дело здесь, пожалуй, в долгожданной смене оптики на оформление проектов «Звёздных войн».
Вместо весёлой космической саги, «Асока» сразу заявляет о себе как о мрачном и мистическом повествовании, в котором вместо радости и жизнеутверждающей энергии — склепы, старинные храмы и фоновая грусть.
Главные героини пресытились потерями и трагедиями, что даже в мирное время им не удаётся избавиться от нервного напряжения — вот-вот грядёт очередная волна ужаса и имперского террора. Но каким бы грузным не показался проект на первый взгляд, в нём достаточно умилительных сцен и эпизодов, которые заставят пережить какое-то доброе детское любопытство или восторг — взять хотя бы мяукающих лот-котов, фреску из финала «Повстанцев» с изображением героев сопротивления. Или эпичные битвы на световых мечах, которые в этом сериале становятся особенно интересными, потому что Асока использует необычную технику боя джарʼкай — фехтование двумя клинками. Добавляет новизны и внезапное панковое и тинейджерское настроение, присущее сценам с Сабин Врен. Мандалорка гоняет по улицам Лотала на своём спидере под энергичную инопланетную песню «Igyah Kah», в которой солирует голос Сары Тудзин из Illuminati Hotties.
Бросается в глаза драматическая скромность Дэйва Филони: пока сериалу не всегда удаётся достичь той же харизмы и эмоциональности, присущих «Повстанцам».
Да, все актрисы идеально вписались в свои роли: в Асоке Розарии Доусон узнаёшь героиню из мультсериалов, только повзрослевшую, уставшую и явно разочарованную в мире. То же касается Сабин Врен: Наташе Лю Бордиццо удалось в деталях очертить характер бунтарки-отшельницы и показать её замкнутый темперамент. Но в их коммуникации, помимо необходимого напряжения, чувствуется некоторая непреодолимая неестественность. Но кто уж точно бесспорно полностью совпал с изначально придуманным образом из мультфильма — это правитель планеты Лотал, Райдер Азади, но всё потому, что его исполнил актёр оригинальной озвучки — Клэнси Браун.
Самыми интересными персонажами «Асоки» кажутся таинственные антагонисты, ученица и учитель, Шин Хати и Бейлан Сколл. Герои вышли, возможно, самыми внушительными и притягательными из всех злодеев сериальных проектов саги, хотя они практически молча шагают вдоль планов и хладнокровно производят свои злодейские дела.
Визуальный стиль и мистика
«Асока» впечатляет детальной продуманностью мира и сменой визуальности и ландшафта. Постановщики, декораторы, отдел спецэффектов в точности воссоздали планету из «Повстанцев» — Лотал, которая известна своими степями, валунами и красивым городом с немного восточным колоритом.
Наконец сериал по «Звёздным войнам» не придерживается вестерновой эстетики и не пытается играть в ковбоев на Татуине. Этот песок надоел уже не только Энакину Скайуокеру, но и преданным фанатам.
Вместо избитых локаций, Филони и Лукас отправили свой новый сюжет по местам Силы — таинственным и нетронутым локациям на карте Галактики, мрачным и бездушным, но важным для построения лора. Добавляет экспериментальности шоу и проделанная работа со стилем: постановщики часто заменяют статичные безжизненные планы пустующих земель на уютные очерки комнат и убранств кораблей, движущиеся панорамы или усложнённые мизансцены, чего очень не хватало в том же «Оби-Ван Кеноби» (Obi-Wan Kenobi).
Первые эпизоды по атмосфере приблизились к фантастическому визуалу «Дюны» Вильнёва, только вместо песочных буранов — пыльная дымка в ночи, степь Лотала и жуткие храмы. Даже темы сериала о мистическом уровне Силы и преемственности судьбы переливается отголосками с философским содержанием книг Фрэнка Герберта, тем более в «Асоке» на первый план вот-вот выйдут Сёстры Ночи, почти что клан Бене Гессерит из «Дюны». Визуальное настроение поддерживает невероятный саундтрек, заколдовывающий и вселяющий физический ужас, даже если на экране представлена светлая комната и ничего не происходит. Пульсирующие ритмы и саспенс в мелодиях Кевина Кинера добавляют проживанию сериала остроты и напоминают о том, что грядёт нечто невообразимое.
Уклон в мистические горизонты играет «Асоке» только на руку. Прошлые проекты часто избегали любой таинственности, сосредотачиваясь исключительно на очевидных политических распрях в Галактике. Но «Асока» получилась совершенно другой, хотя по традиции «ЗВ» обсуждает типичные для саги проблемы взаимоотношений учителя и ученика, старого и нового.
Радует и то, что «Звёздные войны» наконец отошли от излюбленных самоповторов и не стали объяснять устройство Силы в который раз. Вместо этого Лукас решил проговорить нечто более важное, например, что Сила — это не только Тёмная и Светлая стороны, но и эзотерический опыт, не имеющий определённых оттенков. Сила — это пугающая материя, о которой на самом деле мало, что известно. Но сценарий очень грамотно не адресует эти вопросы прямо зрителю, а вуалирует их, запечатывая между строк.
«Асока» стремится развивать философию и мифологию «Звёздных войн», аккуратно восстанавливая свою предысторию, рассказанную в анимационных сериалах. Для зрителей, не знакомых с Асокой Тано, Сабин Врен, Герой Синдуллой или Эзрой Бриджером всё равно стоит погрузиться в эту историю, ведь все самые важные детали из прошлого героев будут лаконично объяснены в паре фраз и обыграны делом.
А для тех, кто знает персонажей не понаслышке — «Асока» подарит море впечатлений и восторга. Не хочется завышать ожидания от просмотра, но, учитывая, что Disney+ и Lucasfilm склонны выпускать блёклые, непродуманные проекты, эксплуатирующие любимых персонажей, видеть подобный шаг вперёд навстречу к развитию киновселенной как минимум по-фанатски приятно, как максимум — очень интересно.