14 марта 2013
Обновлено 09.05.2015

Артхаусец. Раз! Два! Три! Умри!

В один прекрасный день Крис и Тина срываются с места, чтобы отправиться в путешествие по историческим памятникам Англии. В программе музей трамваев,  пещера Голубого Джона, виадук Рибблхед и другие малоизвестные достопримечательности. Кто бы знал, что столь спокойная и ничем непримечательная поездка обернётся для влюблённых серией жестоких убийств.
В один прекрасный день Крис и Тина срываются с места, чтобы отправиться в путешествие по историческим памятникам Англии. В программе музей трамваев,  пещера Голубого Джона, виадук Рибблхед и другие малоизвестные достопримечательности. Кто бы знал, что столь спокойная и ничем непримечательная поездка обернётся для влюблённых серией жестоких убийств.

Что такое моральные критерии? Существуют ли они вообще? Нам всё сложнее и сложнее ответить на эти вопросы. Двойные стандарты и свобода совести сделали мораль крайне относительной. Лучшее всего это отражено в современной массовой культуре. Так сложилось, что публика любит антигероев. Грабители, наркоманы, убийцы - чем жёстче и циничнее – тем лучше. В французском языке это называется «L’enfant terrible» - истории ярких, свободомыслящих личностей, не считающихся с законами «ханжеской морали».

Нам плевать на честность. Мы хотим быть счастливыми.
— Жизненная философия Тины

Один из основных архетипов подобных произведений – это Бонни и Клайд. История жизни двух влюблённых бунтарей настолько сильно запала американцам в душу, что стала неотъемлемой частью американской культуры и многократно описывалась в различных вариациях в книгах и кино. Британская трагикомедия «Раз! Два! Три! Умри!» - это очередная трактовка сего сюжета, с изрядной долей иронии в отношении к первоисточнику.

Артхаусец. Раз! Два! Три! Умри! - фото 1

В первую фильм примечателен тем, что преступления, совершаемые героями, ни разу не романтизируются. В большинстве подобных историй авторы идут на “жульничество”, делая из жертв своих героев не людей, а ходячие типажи, без собственного характера и предыстории, так чтобы их было жалко не больше, чем подстреленную на охоте дичь.  В случае с «Раз! Два! Три! Умри!», никто не строит иллюзий, на счёт того, что делают герои и зрителю дают понять, что у убитые персонажи - не просто статисты: у них были семьи, надежды и планы на будущее, которые оказываются разбиты в один миг, словно яичная скорлупа. Сами убийства воссозданы анатомически точно, во всех неприглядных подробностях, так что в них  тем более нет ничего красивого или романтичного.

- Ты убил его?! - Да… Но… - Зачем? - Так получилось, это случайность… - Нельзя так делать… Это испортит нам отпуск…

«Раз! Два! Три! Умри!» - это фильм не о бунтарстве, не о «борьбе с системой», а победе иррационального над разумом. Вопреки всякой логике, в менее всего подходящих для этого условиях, в героях пробуждается абсолютно бездумная, первобытная агрессия. И если Крис как-то пытается оправдать происходящее, придумывая совершенно нелепые и бессвязные предлоги, почему тот или иной человек должен умереть (в психологии это называется «защитная реакция»), то Тине это совершенно не требуется, для неё совершенно ясно, что всё, что они делают - они делают прежде всего ради себя и нет никакого единого мотива или «высшей цели». И в этом плане она гораздо честнее, чем Крис, в том числе честнее с собой. Убийство – это всегда убийство и никакие мотивы не изменят сути.

Артхаусец. Раз! Два! Три! Умри! - фото 2

Прекрасный сценарий – это одно из основных достоинств ленты. Очень многое в рассказываемой истории построено на символах, мелких деталях, полунамёках. Воспоминания о школьных годах, осмотр достопримечательностей, общение с природой, вязаное бельё, гигантские карандаши, пляски шаманов – из этих, на первый взгляд, разрозненных элементов складывается целостное многослойное повествование, в котором можно найти двойное и даже тройное дно.

- Я хотел быть невидимым. - Но ты был рыжий! - Да, это была проблема.
— Крис про свои школьные годы

Также, одна из главных заслуг фильма – это его герои. Они прекрасны своей естественностью. Они не приукрашивают того, что делают, они не играют в героев-романтиков и ни перед кем не притворяются. На уровне деталей постепенно раскрываются их характеры и истории, дающие нам понять, что как бы Тина и Крис не хотели бы казаться грозными, в душе они глубоко несчастные, одинокие и побитые жизнью люди, совершенно не тянущие на роль «благородных разбойников». Им действительно можно сопереживать. Отдельно хочется отметить блестящею игру актёров, особенно Элис Лоу. Думаю, у неё впереди большое будущее.

Артхаусец. Раз! Два! Три! Умри! - фото 3

В конце концов «Раз! Два! Три! Умри!» - очень красивое кино. Прекраснейшие леса и поля со всех концов Англии – это настоящее пиршество для глаз. Последние минуты фильма в этом плане просто поразительны.

«Раз! Два! Три! Умри!» - кино далеко не для всех. Оно не поверхностное, в нём не разжёвывается сюжет, очень многое требует внимательного взгляда и критического восприятия. Это один из тех фильмов, что оставляет после себя больше вопросов, чем ответов. И это очень правильное кино: красивое, умное, со смыслом. Хотя бы попробовать посмотреть его стоит.

Вот как-то так. С вами был “Артхаусец”, до новых встреч.

Комментарии 25
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar
Артхаус это худшее, что есть в мире.
the_hyp0crite
the_hyp0crite
вот в прошлый раз мне казалось, а сейчас еще сильнее это ощущение, что ты не про артхаус, а про инди, что вещи разные немного, хоть и пересекающиеся иногда