Артхаусец. Бен Икс
Так давайте же приступим. Тем более, что у нас сегодня совершенно особенный гость: чуть ли не единственный в своём роде артхаусный фильм, в котором ключевая роль отводиться компьютерным играм – «Бен Икс».
«Бен Икс» - это полностью авторский проект Ника Бальтазара – актёра, режиссера и писателя в одном лице. Фильм поставлен по написанной им же книге рассказывающей историю молодого парня, страдающего синдромом Аспергера , который сильно осложняет ему жизнь, делая изгоем в глазах сверстников. Как в подобных случаях и бывает, есть пара особо агрессивных заводил, которые изводят беднягу до такой степени, что он начинает задумываться о самоубийстве.
Мир онлайновой игры ArchLord, в которой Бен проводит большую часть своего свободного времени – это единственное место, где он может нормально самовыразиться и где у него возлюбленная спутница, которая, что удивительно, реально ему помогает, как в игре, так и в жизни.
Эпизоды, в которых реальное и виртуальное соединяются в единую картину, сделаны довольно ярко и убедительно, хоть и достаточно условно. Впрочем, «Бен Икс» вообще сложно назвать реалистическим произведением, так как в восприятии Бена реальность и воображение переплетены между собой настолько прочно, что он не делает между ними практически никакой разницы.
«Бен Икс» демонстрирует на удивление трезвый взгляд на компьютерные игры. Сюжет обходиться без присущей подобным историям «джектомпсовщины». Игра здесь не является источником проблемы, скорее она просто неверное решение оной, символ внутренней закрепощённости героя. Автор не даёт однозначного ответа, плох ли эскапизм Бена, он лишь понимающе ему кивает, в ярких красках демонстрируя жестокость в школе и непонимание в семье, с которыми ему приходиться сталкиваться каждый день.
К сожалению не весь фильм столь же удачен. Бальтазар, как и большинство современных артхаусных режиссеров, любит сгущать краски. Иногда это действительно уместно, так как помогает создать яркие и объёмные образы, но иногда режиссер откровенно перегибает палку. Совершенно ненужными выглядят христианские аллюзии и странная любовь автора тыкать зрителя носом в распятие. Всем и так понятно, что герою плохо, это не повод делать из него мученика.
Основная мысль фильма о том, что жизнь другого человека нужно уметь ценить, что желательно начать это делать до того, как его не станет – мысль очень правильная, но её можно было выразить куда более тонко. Концовка, хоть и поставлена очень сильно, всё равно выглядит натянуто. И уж тем более, она никак не соответствует реальным, далеко не весёлым событиям, на которых основана вся история. Я понимаю, что так режиссер воплощает в фильме особенную «художественную реальность», но есть ещё такое понятие, как «чувство меры».
Тем не менее, не смотря на некоторые недостатки и ощутимую претензециозность, фильм всё равно вышел достойный. Сюжет интересный и в меру небанальный, а сам фильм хорошо снят и имеет сильный актёрский состав. Отдельно хочется выделить Грега Тиммерманса, который, не смотря на свои 28 лет (возраст на момент съёмок), смог очень убедительно сыграть школьника.
В целом, кино заслуживает внимания, а если вы геймер, то оно заслуживает его вдвойне. Помимо всего прочего, в фильме доносится очень простая, но важная мысль, что того волевого усилия, которое многие из нас ежедневно прилагают, чтобы покорять виртуальные миры и зарабатывать ачивки, достаточно, чтобы изменить жизнь к лучшему.
Вот как-то так. С вами был «Артхаусец», до новых встреч.