Артем Мироновский, глава Nival RED: о том, как правильно управлять талантливыми людьми, где их взять
У нас небольшая команда, сейчас в штате работает 20 человек. Мне очень нравится сам феномен небольших групп людей, способных делать всякие фантастические вещи. Максимальная сплоченность суперпрофессионалов, выполняющих сумасшедшие задачи качественно и вовремя.
Самая большая проблема – собрать такую команду: в контексте игровой индустрии это вообще страшный объем времени. Каждый считает себя богом и дальше своих амбиций, как правило, ничего не видит. Плюс, при всей условной глобализации очень сложно объединить усилия на международном уровне: никакой Джейсон Копалка (главный геймдизайнер PopCap – Прим. ред.) по первому звонку к вам в офис не поедет – так что приходится работать с теми, кто есть на рынке. А рынок у нас очень избалованный – то какие-то внезапные люди, то кризис, постоянная волнообразность и все такое.
Nival RED был основан на базе компании Symphony Games, собственником и управляющим которой так же был я. И команда осталась – мы вместе уже почти девять лет. В какой-то момент мы поняли, что нужно братское плечо; от Nival мы получили первоклассную визионерскую экспертизу; здесь заслуга персонально Сергея Орловского – во многом благодаря его таланту наш нынешний проект выглядит именно так, как выглядит.
Бесхозные самородки, как правило, один раз вспыхивают и тут же сгорают. Поэтому Nival – это наш инвестиционный тыл. Работать над экспериментальными проектами в стабильных условиях гораздо проще и выгоднее, чем находясь в шатком положении. Есть масса примеров, когда люди выпускают успешную инди-игру, но что с ними происходит дальше – довольно грустная история.
Приоритетная вещь для нас – бизнес; здесь лукавить не стоит. Да, игры мы делаем для людей. Экспериментируем с разными нестандартными вещами – причем иногда себе в убыток – и не пытаемся зарабатывать на тупых «фермах», которые поднимаются на тупых щелчках мышью. Nival, с его 15-летней историей и массой успешных кейсов, как ни одна другая компания способен курировать подобные дела.
Из 20 наших сотрудников 16 имеют опыт работы в игровой индустрии от десяти лет и более, и ни один из них не страдает звездной болезнью, никто не строит из себя гуру – работать с людьми легко; у специалистов со стороны Nival тоже звезды во лбу нет. Мы приняли многие технические процессы, механизмы и бизнес-идеи наших кураторов, сохранив при этом целостность и свободу творческих идей внутри коллектива. Кадры, реализация идей – на 99% этого у нас карт-бланш.
Доверие мы заслужили благодаря тем людям, которые у нас работают. Вот, например, на стенах висят картины Романа Гуро – это наш арт-директор; раньше он, в частности, работал в Crytek – и на этом не останавливается: постоянные курсы повышения квалификации и так далее. Технический директор Саша Савчуков занимал пост ведущего программиста в Wargaming.net. А наш серверный программист работал главным программистом в украинском Mail.ru. Серж Снисаренко, гейм-дизайнер, тоже в свое время сделал и выпустил массу успешных проектов.
Есть ощущение команды мечты, в которой каждый занят своим любимым делом. Такая своеобразная рок-группа. Отсюда и автономия. И это моя основная гордость как лидера этой команды.
Я раньше занимался музыкой, и наше прежнее название тоже не случайность. Symphony Games была командой-оркестром. Сколько-то людей сидят и слаженно играют – и если дирижер будет тупо всех лупить палкой по рукам, лучше не будет. И задача дирижера – в определенной настройке людей; в нашем случае – в задании вектора развития и работы. Потому что если одна скрипочка лажает, портится вся картина.
Я горжусь тем, что собрал сложных людей с большим опытом, которым я могу доверять и не диктовать им, чем заниматься с девяти до пяти. Как говорил Стив Джобс, «мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам», а не наоборот. И в нашем случае это правило полностью работает.
Наш дизайнер делает все сам. Художник сам все рисует. А я выступаю промежуточным звеном, собирая все воедино. За полтора года работы у нас нулевая текучка кадров, что само по себе – большая редкость. А если считать с 2004 года, когда была создана Symphony Games, от меня ушли всего три человека.
С хорошими людьми работать сложно. Гораздо проще работать с плохими – потому что плохим ты можешь указывать на то, что надо делать. А с хорошими людьми надо выстраивать некий аналог семейных отношений. Мы не завод, на котором можно орать про полимеры: все ранимые, творческие личности. Но в силу их опыта все просто и приятно.
У меня есть несколько корпоративных футболок Nival RED – на спине написано «стая». Вот это про нас.
Беседовал: Петр Сальников.
Материал о новом, еще не анонсированном проекте Nival RED, читайте на Канобу на следующей неделе.