«Armored Warfare: Проект Армата»: путь от идеи до запуска
Когда в 2014 году Obsidian Entertainment анонсировала Armored Warfare: Проект Армата, я был уверен, что известный разработчик займется тем же, чем и его конкуренты — просто «переизобретет» World of Tanks (благо, эта тактика принесла другим компаниям миллионы). Но создатели легендарной Neverwinter Nights 2 неожиданно пошли другим путем и решили всерьез изменить наше представление о популярном жанре. О разработке Armored Warfare я поговорил с директором проекта Ричардом Тейлором из Obsidian Entertainment и Надеждой Голубенко, ведущим продюсером компании Mail.Ru Group, отвечающей за издание игры на территории СНГ.
Перед разговором с Ричардом Тейлором я вновь просмотрел список игр, созданных Obsidian. Вы все хорошо их знаете: это и Fallout: New Vegas, которую многие фанаты серии называют лучшей и вопрошают в комментариях, почему четвертую часть не отдали Obsidian; это и безумная South Park: The Stick of Truth, пропитанная иронией; это и Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords, ставшая буквально классикой жанра. Но все эти игры — ролевые. Одни в большой степени, другие в меньшей, но определенная жанровая последовательность выстраивается. И тут, ни с того, ни с сего — многопользовательский (!) танковый (!!) экшен.
Obsidian Entertainment основана в 2003 году выходцами из студии Black Isle Studios, где они разрабатывали Icewind Dale, Fallout 2 и другие ролевые игры. Игры, созданные Black Isle Studios, были коммерчески успешны и получили признание прессы, но это не спасло издательство Interplay от банкротства.
Спрашиваю у Ричарда Тейлора, как компания вообще решилась пойти на этот эксперимент: «Идея впервые взяться за разработку сессионной ММО, пока мы были маленькой командой из шести человек, казалась безумной. Но за три года студия разрослась, в ней появились талантливые разноплановые специалисты, которых не хватало в Obsidian, и многие прежние страхи начали исчезать, когда основные системы и внутренняя архитектура соединились. Сегодня над Armored Warfare работают более 100 человек, включая настоящих ветеранов индустрии – они трудятся над всеми ключевыми аспектами игры, и их присутствие позволило нам справиться со всеми крупными сложностями, встававшими на пути. От обширной внутренней системы связи до растущей коллекции отличных карт и боевых машин – команда вкладывается в каждую деталь и каждый аспект Armored Warfare».
Когда я говорю о том, что разработчики «пошли другим путем», то это следует понимать буквально. Очевидный путь — взять основу, на которой построены успешные игры конкурентов, и воспроизвести ее. То есть сделать очередную игру, в которой две армии на «исторически точно воссозданной технике» сражаются друг с другом на столь же «исторически точно воссозданных картах». Путь понятный и очевидный. Вместо этого Obsidian намеренно усложнила себе задачу и перенесла место действие в ближайшее будущее. 2020-е года, мир пережил десятки критических ситуаций, мощные военизированные группировки сражаются друг с другом за контроль над территориями и ресурсами.
Когда Obsidian Entertainment была создана, в ее штате трудилось всего шесть человек. Пятеро из них были основателями компании.
Ричард Тейлор рассказал мне, что разработчики не просто взяли готовые модели с текущими боевыми характеристиками, но и постарались выстроить правдоподобные математические модели эволюции танковой техники: «Мы потратили несколько месяцев на изучение развития современных военных машин, представили себе, как, по нашему мнению, они изменились бы по мере технологического прогресса и использовали свои выводы для игровых выкладок по каждой боевой единице. Вдобавок мы поговорили с людьми, хорошо знающими современную бронетехнику. Хотя мы не обсуждали засекреченную информацию касательно стоящих сегодня на вооружении средств, мы получили достаточное представление, которое и направило нас по правильному пути при воссоздании этих машин в Armored Warfare».
Спрашиваю Ричарда, насколько трудно было в принципе создать работоспособные, а главное — технически корректные модели техники: «С самого начала работы над проектом мы знали, что боевую технику в игре важно воссоздать как можно ближе к оригиналу. Команда собрала целую библиотеку справочных книг со всего мира и на всех языках, с изображениями машин, схемами, информацией об улучшениях и так далее.
Мы также обратились к опытным военным консультантам, которые детально контролировали процесс разработки моделей. И, конечно, мы продолжаем собирать обратную связь от наших игроков: во всех случаях, когда дело касается моделей машин и мы можем взять комментарии пользователей в работу, мы улучшаем существующие модели с каждым обновлением Armored Warfare. Когда пришла пора оценить поведение машин, мы пообщались со множеством людей, служивших в армии, изучили видеозаписи интересующих нас машин в действии. У нас даже есть в команде люди, которым доводилось лично водить танки по долгу службы. Все это помогает нам работать над достоверностью моделей и их поведения в бою».
В СНГ игра получила дополнительное название — «Проект Армата». Так называется танк (Армата Т-14) российского «УралВагонЗавода».
Ричард Тейлор рассказывает, как устроены отношения между разработчиками и специалистами завода, ведь последние являются хранителями государственной тайны и не могут раскрывать технические особенности новейшего вооружения: «Наши коллеги из «УралВагонЗавода» очень помогли нам с точки зрения экспертизы представленной в игре российской техники. У тех боевых машин, которые экспортируются, есть специальные паспорта, в которых указаны технические характеристики. Новейшие разработки, такие как Армата Т-14, еще не стоят на вооружении никаких стран, поэтому их данные частично засекречены. В таких случаях нам отдают только часть информации о танке, с которой мы можем работать, однако эксперты из УВЗ все равно следят за тем, как мы реализуем очередную модель в игре».
Сотрудничество с «УралВагонЗаводом» и Министерством обороны РФ — это, безусловно, решение не только разработчика, но и издателя Mail.Ru Group. Поэтому продолжаю обсуждение этой темы с Надеждой Голубенко, ведущим продюсером компании: «Наше сотрудничество с УВЗ начиналось с того, что их эксперты консультировали нас относительно реалистичности представленной в игре российской техники. На промо-материалах у нас даже появилась плашка «Одобрено УралВагонЗаводом» — таким образом мы помечали ту бронетехнику, реализация которой в игре полностью устраивала наших коллег. Они стали выступать гарантом того, что разработчики бережно относятся к реалистичности и достоверности, а не просто используют внешний вид и названия различных танков.
Когда была анонсирована Армата, команда Armored Warfare подумала о том, что если мы хотим дать нашим игрокам возможность опробовать самую современную бронетехнику, то это немыслимо и без этого новейшего российского танка. УВЗ и Минобороны с энтузиазмом отнеслись к нашей идее и разрешили команде проекта интегрировать этот танк в игру, хотя к тому моменту он еще даже не был представлен широкой общественности. Сейчас разработчики занимаются этой непростой технической задачей, ведь часть характеристик Арматы Т-14 по-прежнему засекречена. Но мы не боимся трудностей и надеемся, что наши игроки смогут покататься на виртуальной Армате уже до конца года. А пока на ее модель уже можно посмотреть, запустив игру на своем компьютере.
Поскольку Армата Т-174 – не просто новейший российский танк, но и, в принципе, одна из самых заметных разработок в сфере танкостроения за последнее время, мы решили вынести ее в подзаголовок к русскоязычной версии игры – Armored Warfare: Проект Армата. С одной стороны, это подчеркивает то, что мы – про самую современную бронетехнику и военные технологии. С другой, мы планируем расширять наше сотрудничество с УВЗ, запускать совместные образовательные проекты, знакомить игроков с тем, как техника развивалась в течение последнего полувека. Ну, а наши коллеги из «УралВагонЗавода» не раз говорили, что надеются заинтересовать в конструкторском деле молодую подрастающую аудиторию и любителей бронетехники».
От техники — к игровым режимам. В Armored Warfare есть как классические для танковых экшенов PvP-сражения, так и совместные PvE-миссии. Вы с друзьями или случайными игроками сражаетесь с командой под управлением искусственного интеллекта, пытаетесь выполнить поставленные штабом задачи и не допустить потерь среди личного состава. Получилась своеобразная «игра в игре», позволяющая отвлечься от напряженных баталий в формате «стенка на стенку».
Ричард Тейлор рассказал, почему компания решила добавить в игру кооператив, столь несвойственный этому жанру: «Мы всегда были уверены, что многим людям нравится жанр танкового экшена, однако им не по душе жесткая соревновательная атмосфера прямых PvP-боев. PvE дает им возможность выполнять командные миссии в наиболее комфортном для них режиме.
Но еще мы уверены, что PvE дает игрокам возможность пережить совершенно новые ощущения и получить необычный опыт битв в маленькой команде игроков против многочисленных отрядов противника с постоянно умнеющим AI. Игроки хорошо приняли наш PvE и у нас отличное предчувствие по поводу его будущего. Мы будем добавлять карты с различными миссиями и уникальные задания с каждым обновлением игры. Также в будущем мы введем в кооперативный режим соревновательный элемент: результаты пользователя в индивидуальной миссии можно будет сравнить с результатами лучших игроков по целому ряду параметров».
Последняя тема, которую обсуждаем с Ричардом — Armored Warfare как киберспортивная дисциплина. Будут ли разработчики двигаться в эту сторону?
Отвечает Тейлор:
Armored Warfare – красивая и развлекательная игра, у которой есть все, чтобы в перспективе стать киберспортивной дисциплиной. Однако пока у нас как у команды разработчиков есть более приоритетные задачи, которые необходимо решить: оптимизация, стабилизация, новый контент и так далее. Но я думаю, что со временем мы сфокусируемся на этом увлекательном аспекте и покажем фанатам киберспорта, каким захватывающим зрелищем могут быть динамичные сражения в Armored Warfare
В конце беседы Ричард попросил передать привет пользователям «Канобу» от всей команды Obsidian Entertainment. Передаю.
Последний вопрос задаю Надежде Голубенко из Mail.Ru Group: чего ждать от Armored Warfare на «Игромире 2015»?
На «Игромире 2015» будет отдельная зона, посвященная Armored Warfare, располагаться она будет прямо перед входом в павильон «Крокус Экспо». У гостей будет шанс принять участие в большой лотерее, главный приз в которой – настоящая бронемашина! Для регистрации достаточно подойти к специальному терминалу, нажать на кнопку, получить карточку и зарегистрировать ее на сайте проекта. Посмотреть на БРДМ и заодно сфотографироваться с ней можно будет на сцене в той же зоне.