ArmA 3 Alpha. Впечатления
При разработке ARMA 3 чехи на собственной шкуре осознали весь сакральный смысл поговорки «За что боролись — на то и напоролись». Они всегда любили максимальный реализм, и вот реализм наконец полюбил их: когда несколько сотрудников Bohemia Interactive фотографировали военные базы на острове Лемнос, чтобы в точности перенести их в игру, к ним пришли вполне реальные греческие военные и посадили в реальную тюрьму. Сохраниться чехи не успели, перезапустить миссию, чтобы в следующий раз действовать на Лемносе более аккуратно и скрытно, тоже не получилось, и вообще жизнь оказался реальнее и страшнее игры. Долгие месяцы коллективных писем, воззваний, петиций, трогательных видео, демонстрирующих семьи заключенных, слава богу, закончились хэппи-эндом и показательным вымарыванием из игры слова «Лемнос». Но это — единственный компромисс, на который пошли разработчики.
ARMA 3 — это все тот же большой и сложный симулятор современной войны, наглядно демонстрирующий, что такое садомазохизм.
Можно было предположить, что хотя бы в третьей части он повернется лицом к простым людям. Да и сами авторы обещали поблажки. Но нет: знаменитое контекстное меню приказов и коммуникаций с отрядом на месте, и пока новичок с матом и слезами на глазах будет в нем разбираться, невпопад выкрикивая все эти “Where are you?”, “Repeat” и “Injured”, его уже раз десять пристрелят. Хотя, скорее, еще раньше он сам себя случайно подорвет гранатой.
Какие-то изменения приходится искать под микроскопом, а вот все прежние «особенности» управления никуда не прячутся. Как и раньше, даже просто чтобы сменить оружие, активировать мушку прицела (и уж тем более оптику на снайперской винтовке), приходится совершать много лишних телодвижений, периодически заставляя персонажа делать совсем не то, что вы хотели. Да, у пехотинцев появились дополнительные стойки из разных положений, чтобы удобнее и аккуратнее выглядывать из-за угла и плотнее прижиматься к укрытиям или к земле, а в бронетехнике есть зеркала заднего вида. Но, по сути, единственное удобство, которое мы пока заметили — это появление в главном меню отдельной закладки, где подробно объясняется, как, куда, зачем, какие кнопки для чего и что вам со всем этим теперь делать. Хотя понять, запомнить и простить все равно будет сложно.
Новые стойки — это пока лишь повод снимать забавное видео, демонстрирующее, как двое солдат задом спускаются с горы к вражеской базе, задрав задницы кверху и уткнувшись головами в землю («Как ты думаешь, они испугаются, если к ним придет такое?»). А бронетехника, несмотря на зеркала заднего вида, стала еще более непослушной. Практически любое столкновение приводит к поломке, машина начинает упорно заруливать куда-то влево или вправо, а случайное свидание с деревом зачастую оказывается смертельнее выстрела из гранатомета. Мы уже молчим про управление вертолетами — с физикой и моделью от Take On Helicoptersоно теперь еще больше напоминает суровый симулятор.
Однако что немцу смерть, то русскому хорошо. И если для неподготовленных или просто слабых духом ARMA 3 останется все тем же чудовищем, к которому лучше не приближаться, то для ветеранов серии она обещает много новой радости и подарков. Картинка, например, заметно похорошела, а обновленный движок Real Virtuality лучше оптимизирован: это кажется невероятным, но игра у нас ни разу не вылетала и почти не тормозила.
Кровотечения теперь случаются чаще, заставляя постоянно перевязывать раны и звать на помощь медика. А к сражениям на земле и в воздухе добавятся подводные процедуры. Например, возможность тихо прокрасться на вражескую базу, управляя мини-подлодкой, или что-то заминировать под водой. В альфа-версии мы даже смогли поиграть за специалиста-подводника, который сначала среди рыб и медуз деактивировал мины, потом выбирался на поверхность, вызывал авиаудары по вражеской технике и сбивал вертушки из гранатомета. Не то чтобы это как-то суперсложно или необычно, но разнообразия явно прибавится.
За фанатов мы спокойны: они уже сейчас активно клепают карты и миссии для мультиплеера, используя доступный в альфе (и действительно улучшенный) редактор миссий.
Жаль только, с ИИ по-прежнему есть проблемы. Авторы обещали более динамичные и эффектные схватки, но пока мы этого не заметили. По альфе судить, конечно, рано, но сейчас враги ведут себя примерно так же, как во всех играх серии: метко, по-читерски садят издали и убивают тупостью вблизи.
Там, где не получается задавить интеллектом, ARMA 3 гарантированно задавит объемами. Гигантомания чехов взяла новую вершину. Игра станет самой масштабной в серии: суммарная площадь двух островов, на которых развернется действие, достигнет 290 квадратных километров. Учитывая, что сейчас на большинстве карт в мультиплеере просто не знаешь, что делать со всеми этими просторами, куда идти, в кого стрелять и где ты вообще находишься, остается надеяться на увлекательные фанатские и официальные кампании.
За фанатов мы спокойны: они уже сейчас активно клепают карты и миссии для мультиплеера, используя доступный в альфе (и действительно улучшенный) редактор миссий. А вот разработчикам пока просто верим на слово. Как и раньше, они обещают эпический нелинейный сюжет с моральным выбором, оказанием (или неоказанием) помощи гражданским и возможностью, например, не убивать заказанного вам злодея, а прийти к нему на взаимовыгодные переговоры. И все это можно будет делать силами одного-единственного капитана Скота Миллера, брошенного британскими войсками на островах после провала натовской операции. Авторы делают особый упор на миссии в стиле «волк-одиночка», что на фоне заявленных размеров территории опять же выглядит довольно иронично.
Текст: Кирилл Волошин