«Арахисовый сокол» — «Человек дождя» с Шайа ЛаБафом или наивная мелодрама про синдром Дауна?
«Арахисовый сокол» — как раз то кино, которое высмеивали герои культовой комедии Tropic Thunder («Солдаты неудачи») в лучшей сцене фильма. Той самой, в которой персонаж Бена Стиллера удивляется, что ему не дали «Оскара» за роль умственно отсталого мужчины, а герой Роберта Дауни-младшего объясняет ему: You went full retard! You never go full retard!
За грубостью формулировки («отсталость нужно играть только наполовину! А ты сыграл целиком!») скрыта реальная формула успеха такого рода фильмов. Все дело в полутонах, в тонкости подхода к теме. Это то, что отличает шедевры в духе «Человека дождя» и «О мышах и людях» от стиллеровского «Простого Джека».
В главной роли в «Арахисовом соколе» выступает 22-летний Зак Готтзаген, с которым режиссеры-сценаристы фильма познакомились в лагере для актеров-инвалидов и решили специально под него написать весь проект. В компании депрессивного рыбака Шайа ЛаБафа он отправляется в классический американский роуд-трип (хотя тут, скорее, еще более классический уотер-трип), перебрасываясь ламповыми подколами и встревая в комичные ситуации. Все очень мило, трогательно… и до невозможного скучно и вторично.
«Арахисовый сокол» — очередной пример фильма, который из кожи вон лезет сломать формулу, но по итогу тщательно следует каждому ее пункту.
Главного героя тоже зовут Зак. Он — 22-летний парень с синдромом Дауна, которого всю жизнь держали под надзором в доме престарелых (больше его девать было некуда). Сбежав из медицинской клетки, Зак встречает неотесанного и, цитируя одного из персонажей, «похожего на бомжа» Тайлера (ЛаБаф, кто же еще), скрывающегося от парочки головорезов.
Ворчащий неудачник и совсем не приспособленный, да и в принципе не знающий ничего о жизни парень становятся BFF и вместе отправляются исполнять мечту последнего. Мечта Зака — стать рестлером и протеже Соленого Реднека (Томас Хейден Черч), некогда легендарного борца в округе.
«Арахисовый сокол» всеми силами давит на жалость и у него это получается — кинозал буквально утопает в слезах зрителей, редко или вообще никогда ранее не смотревших фильмы об «особенных» людях. Остальным же остается лишь ждать, когда происходящее хоть как-то оправдает свое упоротое название и синопсис.
Больше об «особенных» людях в кино:
Но этого не происходит: что «Основные принципы добра», что «Пожалуйста, приготовьтесь», что «Арахисовый сокол» и еще ряд подобных фильмов показывают одну и ту же историю, меняя лишь заболевание главного героя. Будь то парень с мышечной дистрофией, девушка с аутизмом или Зак с синдромом Дауна, каждый из фильмов рисует персонажа, который рушит стереотипы о собственной болезни, дышит полной грудью и преодолевает физические и моральные недуги.
И как бы «Арахисовый сокол» не пытался придать мелодраматичному и жалостливому тону фильма брутальности, все, что у него выходит — сыпать абсурдными сценами с рестлингом и имитировать опасную погоню (игру в кошки-мышки) за главными героями, только чтобы те оставались в рамках роуд-муви.
Жизни «Арахисовому соколу» не придал даже эпатажник Шайа ЛаБаф, весь фильм старательно пытающийся быть настолько пресным, насколько это возможно. Для актера это, наверное, была одна из самых сложных ролей. Она требовала зарыть свои способности куда подальше и исполнить роль понурого рыбака, который манит в сон одним только своим скудным обликом, что там говорить про характер. Дакота Джонсон (да, она тут тоже есть и играет медсестру Зака) далеко не ушла — роль актрисы настолько вторична, что ее даже лень упоминать.
Функцию же триггера в фильме, скорее, выполняет Готтзаген, по-максимуму отталкивающийся от собственного синдрома, внося диссонанс в каждую обыденную ситуацию своим ребячеством и незнанием окружающего мира. Поначалу это смешит, однако все полтора часа «Арахисовый сокол» пользуется особенностью героя, чтобы вывернуть каждую сцену наизнанку, из-за чего уже к середине фильма прием приедается и перестает хотя бы как-то задевать — скорее, действовать на нервы однообразием.
Больше об «особенных» людях в кино:
В «Арахисовом соколе» определенно есть моменты, которые заслуживают внимания. Это чуткий фильм, который раскрывает отношения между человеком, который устал от жизни и другим, который только начинает делать первые шаги навстречу реальности, где нет пристального надзора медсестер и ежедневных шоколадных пудингов.
И все же «Арахисовый сокол» — это очередная наивная сказка, которая как и десяток других фильмов об «особых» людях как мантру повторяет избитые истины. Это определенно полезно и правильно. Правда, только для тех, кому требуется постоянное напоминание, что нужно быть чуточку добрее.
- «Джокер» — современная блокбастерная версия фильма с неполноценным героем. И тоже во многом типичная!