«Антология русского хоррора: Красный состав»: рассказываем, как устроен новый анимационный сериал

16 февраля на Кинопоиске и more.tv вышла первая часть сериала «Антологии русского хоррора: Красный состав», основанного на жутковатых произведениях русскоязычных писателей – от Александра Грина до Дмитрия Быкова. Авторка «Канобу» Светлана Кириченко рассказывает, как сериал адаптирует пугающие литературные сюжеты под разные стили анимации.
«Антологии русского хоррора: Красный состав»
Дата премьеры: 18 февраля 2023 год Режиссеры: Джим Брайсон, Алексей Климов, Сергей Кибус, Хирофуми Накада, Сэмюэл Чоу, Адам Джеффкуот Жанры: мультсериал, ужасы
Похожие сериалы: «Любовь. Смерть. Роботы», «Аниматрица», «Звёздные войны: Видения», «Дзюндзи Итто: Маньяк»
Страны производства: Россия, Молдова, Канада, Великобритания
Где смотреть: Кинопоиск, more.tv
Серии международного мультсериала «Антология русского хоррора: Красный состав» (Red Iron Road) не связаны между собой общим сюжетом. Авторы придерживаются различных анимационных техник и жанровых решений – от графичной чёрно-белой картинки до нервного комиксного визуала, от антиреволюционного пафоса до чёрного юмора, что позволило им творчески подойти к интерпретации аффекта жуткого и чувства страха. Своевольное прочтение классических текстов в жанре ужасов делает проект интересным зрелищем, цепляющим неординарными решениями и творческим подходом.
Несмотря на несвязный нарратив и визуал серий, в рассказываемых историях остаётся общей и объединяющей тема потустороннего ужаса в русской литературе, поэтому структурно «Красный состав» можно сравнить с антологиями «Любовь. Смерть. Роботы» / «Любовь, смерть и роботы»(Love, Death & Robots / LOVE DEATH + ROBOTS) и «Чёрное зеркало» (Black Mirror), в которых связывались разнообразные по стилистике и технике исполнения сюжеты одной общей концепцией. Небольшой хронометраж каждой серии позволил выдержать бойкий ритм повествования, а переосмысленные сюжеты классиков смотрятся свежо и актуально.
Первый эпизод

«Дочь крысолова» поставлена по мотивам мрачного метафорического рассказа Александра Грина «Крысолов», повествующем о голодном послереволюционном Петрограде. Начало прошлого века, интеллигентная девушка Нина, дочь петроградского крысолова, встречает на базаре революционера Антона. Молодые люди вынуждены укрыться в заброшенном здании, где сталкиваются с культистами, поклоняющимися Избавителю – духу огромной демонической крысы.
Чёрно-белая графичная картинка, местами прошитая красными пятнами крови, задаёт серии общий мрачноватый пафос. Культ крысы-Избавителя удачно вписан в продрогший, оголодавший и полуразрушенный город, словно проклятый на вечные страдания.
Тем не менее визуальные и сюжетные решения выглядят несколько вторично – в отце девушки безошибочно опознается эдакий Абрахам Уистлер из «Блейда», сами крысолюди словно сошли с зарисовок Гильермо дель Торо, а финальная форма Избавителя навязчиво отсылает то к Саре Кэрриган, то к Королеве чужих.
Второй эпизод

«Семья вурдалака» снята по одноимённому рассказу Алексея Толстого, который уже не раз попадал в поле зрения кинематографистов, как на советском («Семья вурдалаков») и постсоветском пространстве («Папа умер, Дед Мороз», «Вурдалаки»), так и на западе («Три лика страха», «Ночь дьяволов»). Готический рассказ о маркизе д’Юрфе. Пробираясь по заснеженным сербским лесам в сторону венского конгресса, маркиз решил остановиться на ночлег в крестьянском домишке. Ночью крестьянская семья и гость-аристократ подвергнутся нападению волка-оборотня, притворившимся отцом семейства.
Достаточно подробная экранизация рассказа Толстого, поданная с изрядной долей чёрного юмора и сдобренная кровавыми брызгами. Удачные анимационные решения, бойкие диалоги и точно рассчитанный хронометраж делает эту серию лучшей в уже показанной тройке эпизодов.
Третий эпизод

«Можарово» снят по рассказу-антиутопии Дмитрия Быкова (признан иноагентом), первому представителю современных русскоязычных авторов в антологии. В недалёком будущем спецпоезд с гуманитарной помощью отправляется из столицы по городам России, чтобы раздать избытки продовольствия голодающим жителям, которым не столь повезло с местом жительства. Оппозиционная журналистка Алиса Ганина получает возможность провести собственное расследование, присоединившись к группе знаменитостей, приглашенных к участию в работе гуманитарной миссии.
Наиболее мрачный и тревожный эпизод из тройки просмотренных, к сожалению, с весьма слабым анимационным решением. Триллер, притворяющийся хоррором с игрой на выбывание и финальным твистом вполне в духе уже упомянутого «Чёрного зеркала» обладает и наиболее ясно считывающимся политическим зарядом.
Контраст столицы и глубинки буквализируется донельзя, а людоедская коррупция изнутри Стены противопоставляется вполне реальному людоедству, творящемуся за ёё пределами.
Четвёртый эпизод

Мрачноватая киберпанк-антиутопия «Лесной царь» поставлена по мотивам баллады Гёте о смерти ребёнка под воздействием некоего сверхъестественного существа, лесного божества, заманивающего мальчика в свои чертоги. Эпизод, действие которого происходит в мире цифровой диктатуры и политики нулевой терпимости, рассказывает о попытках Отца спасти своего сына Алёшу от вируса, проникшего в его тело посредством очков виртуальной реальности.
Несколько затянутый хронометраж эпизода снижает уровень напряжённой тревожности в ожидании развязки, однако благодаря удачному сочетанию разных видов анимации и психологической проработке персонажей смотрится с интересом. Наиболее близкий по форме и духу к вышеупомянутым антологиям «Любовь, смерть и роботы» и «Чёрное зеркало».
Пятый эпизод

Постапокалиптический эпизод «Князь» снят по рассказу «Беспросветные» современного писателя Дмитрия Тихонова. Недалёкое будущее, по пустошам разъезжают банды в облачениях древнерусских богатырей и чинят грабежи и беспорядки, в которых главный герой – простой водитель – пытается выжить, несмотря на творящееся вокруг безумие.
«Князь» представляется прямолинейным оммажем «Безумному Максу» и отличается от прочих ураганным темпом, кислотными цветами и целыми вёдрами мультяшной крови.
Несколько бестолковый сюжет и слабая проработка персонажей превращает эпизод в безумный аттракцион бессмысленного насилия. Возникает впечатление, что создатели не справились с малой формой и постарались втиснуть в ограниченный хронометраж абсолютно все идеи, пришедшие им в голову на этапе работы над сценарием.
Шестой эпизод

«Гробовщик»— заключительный эпизод гексалогии «Красный состав», снятый по одноимённому произведению Александра Сергеевича Пушкина. История мрачного могильщика Адриана, влюбившегося в дочь гробовщика. Сначала умирает тесть, позже при родах умирает молодая жена, и Адриан вместе с дочками-близняшками переезжает в ремесленные ряды и открывает там бюро похоронных услуг.
Самая визуально-завораживающая и технически-совершенная серия сезона, выполненная в технике перекладной анимации и отдающая дань немецкому экспрессионизму, в частности «Кабинету доктора Калигари». Искаженное пространство и гротескные цветовые сочетания задают общую тревожную атмосферу, обрамляющую мрачноватую историю злосчастного гробовщика-мизантропа.

Первый сезон «Красного состава» продемонстрировал разноплановый и разносторонний визуал и небанальное прочтение классических и современных литературных сюжетов. Некоторая сценарная шероховатость отдельных серий не портит общего впечатления от просмотра, и в целом сериал оставляет приятное послевкусие. Вместо отчаянного поиска недостатков хотелось бы сосредоточиться на плюсах. Российский хоррор – территория малоизученная и несмотря на обилие идей и авторов, вылазки на эту «землю» совершаются в прискорбно малом объёме и количестве. «Красный состав» прокладывает новые пути и маршруты, реанимирует старые сюжеты и анимационные техники и смело экспериментирует с формой и смыслами.


