ALOHADANCE: «Дота комьюнити — это непослушный ребенок, которого давно пора поставить в угол»
— Ты уже давно не выступаешь на про-сцене, насколько пристально ты сейчас за ней следишь?
— Конкретно сейчас смотрю намного больше, чем пару месяцев назад. Слежу почти за всеми СНГ командами, ведь там играют мои друзья. Я очень много сам играл в июне, наверное, игр 10-15 в день, так что слежу и за метой.
— Я помню тебя еще на первом EPICENTER в качестве игрока Virtus.pro. А сейчас ты был аналитиком. Ты не скучаешь по профессиональным играм, глядя на них со стороны?
— Тот «Эпицентр» был для меня пока единственным «Эпицентром» и, к сожалению, для нашей команды он тогда вышел провальным. У нас был всего один матч на сцене с не самой сильной командой Complexity, которой мы умудрились проиграть. Если говорить откровенно, то мы сами были плохой командой, которая играла посредственно и ничего не выигрывала. Да и на EPICENTER мы играли только потому, что у нас был инвайт, через квалы мы бы не вышли.
Насчет возвращения на про-сцену. Я погулял, постримил и теперь понимаю, что мне не хватает соревновательной «Доты». Так что в следующем сезоне я планирую вернуться на про-сцену.
— Тебя уже зовут в команды?
— Когда я ушел из Vega Squadron, у меня было много спорных предложений. Меня звали в команды, где необходимо было все строить с нуля. К тому моменту и в Empire, и в Vega я уже немного устал от того, что я очень много стараюсь и тренируюсь, но ничего не выходит. Тогда я понял, что мне нужен перерыв. И он несколько затянулся. Хотя, в какой-то момент я вообще думал, что не вернусь на про-сцену.
— Сейчас ты хочешь построить сам команду или придти уже в готовый коллектив?
— Вряд ли я смогу собрать что-то свое, потому что я не тот персонаж, за которым сразу пойдут сильные игроки, на данный момент так точно. К тому же я не смогу выстроить тренировочный процесс и у меня нет лидерских качеств. Но индивидуально я считаю себя довольно сильным игроком, который при должной практике может показывать очень хорошую игру. Так что после The International 2019, я думаю, будет глобальный решафл и там уже будет видно в какой команде я смогу себя попробовать.
— Где бы ты хотел попробовать свои силы: только в СНГ или, например, готов и к Европе?
— Желательно в СНГ, но я мог бы попробовать себя и в Северной Америке, либо в Европе.
— С тебя как-то пошел мем про «команду друзей». Насколько для тебя сейчас важно играть именно с близкими людьми?
— Если в команде не будет дружеских отношений, но при этом будет результат, то меня это устроит. Но я все еще придерживаюсь мнения, что людям, которые хорошо ладят и дружат, будет легче выстроить и командные взаимодействия, да и играть будет просто комфортнее. У нас так было в Team Empire, ты идешь по карте и у тебя все получается и тебе нравится это делать.
— Ты хотел бы играть в VP?
— У меня нет такой привязанности к конкретной организации. Помню, s1mple как-то говорил: «Хочу привести NAVI к победе». Я не хочу именно привести Virtus.pro к победе, я хочу играть в сильном коллективе и добиваться результатов. Мне нужны лишь нормальные условия в виде хороших компьютеров, буткемпов и отсутствия необходимости спать впятером в одной комнате, как уже было у меня в карьере.
Главное — это пять сильных игроков, заряженных только на то, чтобы победить, а организация найдется рано или поздно сама.
— Перейдем к твоим стримам. Ты получаешь удовольствие от стриминга или это просто заработок?
— Я стримлю уже порядка 6 лет и вот первые года 2-2,5, когда не было партнерки и денег, я получал удовольствие. Для меня это изначально было как хобби, а не способ заработка. Сейчас же мне тоже иногда нравится стримить, но не всегда. Когда я в определенный период вообще ушел из «Доты», мне не приносил удовольствия стриминг, сейчас, когда я часами тренируюсь, мне снова нравится стримить. Но иногда определенные личности в матчмейкинге «Доты» могут подрывать мою … мотивацию.
— И не только мотивацию…
— Да, еще и задницу (смеется). В матчмейкинге много раздражающих персонажей, например, игроки, которые всегда берут Techies или просто слабые ребята. Сейчас все топ-игроки жалуются на то, что их кидают вместе с «двухтысячниками». Но Valve все равно. Иногда тебе попадаются игры, где собираются сильные игроки, тогда ты реально получаешь удовольствие от процесса, а все действия и передвижения логичны. С «двухтысячниками» такого не бывает, там полный хаос, и из игры это превращается в клоунаду.
— Насколько ты вообще эмоционален в игре?
— Я очень эмоционален… Один раз я сломал мышку, сильно ударив ее об стол, и колесико перестало работать. Еще на клавиатуре некоторые кнопки вылетают.
— Как же тогда у тебя так удачно все получилось с покером? Я помню новости о том, что ты удачно выступал на турнире European Poker Tour в Сочи.
— Я бы не сказал, что у меня хорошо пошло с покером. Наоборот, моя главная проблема, которая мне мешает в покере — отсутствие терпения. У меня, например, очень большой показатель VPIP, то есть, процент рук, с которыми ты заходишь в раздачу. Так вот у меня он 27-30%, это очевидно плохо, учитывая, что в норме этот показатель равен 17-20%. Я так часто участвую в раздачах, потому что много блефую, из-за этого постоянно проигрываю. Я в покере ничего не выиграл, а то попадание в призы в Сочи ничего не значит.
— Насколько серьезно ты вообще увлекаешься покером?
— Когда я был в бане на Twitch, я сутками играл в покер. Но пошло это увлечение с детства, так как у меня и брат, и отец играли в покер. Я очень азартный человек сам по себе и мне нравилось смотреть за ними. Кстати, про азарт, именно из-за него я хочу возвращаться в «Доту» на 4-ку, а не на «керри».
Мой азарт приходит в «Доту» и там плохо сказывается на результате.
«Керри» должен играть максимально осмотрительно и осторожно, используя то время, которое ему выигрывают товарищи по команде. А я могу даже на «хардкерри» вместо «фарма» бежать и пытаться кого-то убить на 1ХП, надеясь, что вовремя нажму все кнопки и сделаю прям хайлайт. Это не то, что ждут от «керри». Зато это идеально подходит для 4-ки, которая как раз и должна жать на кнопки и создавать за счет этого «спейс» для команды. Поэтому я, учитывая, что хочу серьезно вернуться на про-сцену, ищу именно команду, в которой буду играть на 4-ке. Даже если мне предложат «керри», то я откажусь.
— Тебе нравятся какие-нибудь 4-ки сейчас? Равняешься на кого-нибудь?
— Ни с кого не беру пример. Я считаю, что в СНГ сейчас нет ни одной тир-1 четверки.
— А Роджер?
— Роджер выделяется на фоне всех остальных, но я бы просто не стал равняться на его игру, хотя он хорош.
— А если брать в расчет не только СНГ, а вообще весь мир, выделил бы кого-нибудь?
— Yapzor. Меня действительно поражает его игра, то как он двигается, его айтембилды, раскачки. Я помню Yapzorʼa, когда он еще был ноунеймом и играл в каком-то стаке. Я заметил его игру на Рубике, так как сам люблю этого героя, и сразу подумал, что он обязательно окажется в топ-команде. Тоже самое можно сказать про Sumail. Я с ним первый раз пересекся, когда играл на в «миду» на Storm Spirit, а он меня 4 раза убил на «роум» Mirana.
Я тогда даже твит написал, что этот парень будет топом. А потом Sumail перешел в EG и выиграл The International.
— Тебе нужно тогда капитаном становиться, как Пуппей, раз ты так хорошо подмечаешь талантливых игроков.
— Нет, не капитаном, а скаутингом заниматься (смеется). Есть, кстати, тут один парень умственно отсталый по поведению — epileptic kid. На YouTube даже есть видео, где мы ругаемся в пабе, а потом идем 1 на 1 на СФах играть. Стоит отметить, что он очень сильно играет. Но он вряд ли будет выступать на про-сцене пока не повзрослеет и не решит свои ментальные проблемы, потому что он и вещи разбивает в игре, и паузы ставит, и ссорится со всеми. С таким подходом сложно.
— К слову про разбитые шмотки, нужно ли бороться с токсичностью в «Доте»?
— Я не могу разработать и предложить какую-то вакцину, но я думаю, что стоит сделать нечто подобное как в League of Legends, но не настолько жесткое. Хотя бы минимальные меры все равно нужны, потому что полная безнаказанность — это не то, что нужно нашему сообществу.
«Дота» комьюнити — это маленький и непослушный ребенок, которого давно пора поставить в угол.
— Будучи игроком, ты обижался на критику комментаторов?
— Как мне кажется, комментаторы должны просто рассказывать то, что они видят и не вдаваться в аналитику.
— Почему игроки сейчас так остро реагируют на критику?
— Суть в том, что у комментаторов большой вес в сообществе. Многие люди, которые не особо понимают в «Доте», к ним прислушиваются. А потом эти зрители, под воздействием мнения комментаторов, начинают строчить в личку игрокам, кидая им необоснованные претензии.
— Вернемся к Twitch. Тебе нравится контент там? Например, свой канал ты бы смотрел?
— Я бы не смотрел свой канал. Я много ною, мне вообще не нравится мой голос на видео, плюс я еще вечно что-то бубню под нос, глотая слова. Я бы честно не вынес это смотреть.
Были периоды, когда я плохо играл, тогда я бы вообще не заходил на свой канал.
— А других стримеров ты смотришь?
— Могу посмотреть No[o]ne, RAMZES, Cooman… Больше никто на ум не приходит.
— Что ты думаешь про политику твича и эти постоянные баны?
— Была недавно забавная история в WoW, где за употребления слова «Нага» мог прилететь бан, потому что слово похоже на то самое запретное.
Большинство банов на твиче действительно абсурдны.
Мне, например, недавно прилетел бан за авторские права, потому что в удаленном клипе 2016 или 2017 года у меня играла песня Lil Uzi Vert — New Patek. У меня сейчас два таких бана. Если прилетит третий такой же за авторские права из какого-то удаленного клипа, который я еще и не могу обжаловать, то все, я потеряю свой канал навсегда.
— Ты уже думал, что сделаешь в таком случае? Пойдешь на другую платформу?
— Есть несколько платформ, которые мне уже предлагали выгодные условия, но я не хочу уходить с Twitch, потому что там правда ламповая атмосфера. Я уже привык к аудитории, к смайлам, к «пастам» — это все одна из причин, почему я стримлю. На другой платформе этого не будет, да и зрителей будет меньше.
Менять зрителей на деньги я не хочу. Я стримлю не ради денег.
— Ты считаешь, что про-сцена делает игроков, особенно молодых, более асоциальными?
— Мне сложно говорить за всех. Я могу назвать себя асоциальным. Мне нравится быть одному и ни с кем не контактировать. Я люблю в одиночестве слушать музыку, в одиночку ходить в рестораны, в кальянную. Мне не нужна компания. Возможно, меня к этому привела «Дота», но мне кажется, я всегда был таким. Наверное, именно поэтому я стал играть в «Доту». У меня сразу флешбеки из детства, где мама говорит мне: «Илюша, к тебе пришли друзья, иди погуляй с ними», а я в ответ: «Мам, нет. Я сделал домашку и теперь иду играть в Доту».
— Не могу не спросить про главный мем «Доты» последнего времени — «Я Dead Inside». Сейчас каждый второй себе ставит такой ник, а пошло это все с тебя. Расскажи, что это такое?
— Это пошло после интервью с Mrs Marple год назад, когда я сделал татуировку «Dead Inside». Суть мема в пасте: «Я Dead Inside, мне по…й на игру…», но самое забавное, что не я ее автор. Я пару раз шутил и повторял ее на стриме, когда она уже была в тренде. Наверное, это просто мои фанаты. Мне часто в директ люди пишут: «Смотри, Илюха, я набил татуировку как у тебя!».
— Как ты относишься к тому, что вокруг тебя даже без твоего участия создают такие популярные мемы?
— Мне не очень нравится, что моя татуировка превратилась в клоунский рофл. Я не хотел это продвигать в массы. Ситуация забавная, но я от нее не в восторге.
Я набил тату не ради того, чтобы сделать из нее мем и всеобщую тему для шуток.
— В конце хотелось бы поговорить о The International. Ты будешь за ним следить?
— Да, но на сам TI9 я не поеду, мне не очень нравится Китай.
— Почему?
— Мне тяжело дается перелет, не нравится местная еда и климат. Один из моих перелетов в Китай из Харькова вместе с Team Empire длился около 29 часов, учитывая все шаттлы и пересадки. Это было просто ужасно.
— Кого бы ты отнес к фаворитам нынешнего «Инта»?
— Я считаю, что у The International своя мета, поэтому так часто до финалов доходят неожиданные команды, как, например, это было с DC в 2016 году.
Все фавориты TI9: Team Secret, Virtus.pro вообще могут занять 16-12 место из-за того, что на TI начинается совершенно другая игра.
Важно просто быстро поймать свою волну и понять складывающуюся турнирную мету. И сделать это может абсолютно любая команда, выбив при этом с турнира всех грандов.