Alien: Isolation: первые впечатления
Единственная игра про Чужого, созданная строго по мотивам первого фильма киносерии, вышла в 1984 для Amstrad CPC, Commodore 64 и ZX Spectrum. Там был один-единственный ксеноморф. В любой другой игре, будь она сиквелом, кроссовером или просто сторонним проектом, ксеноморфов много. Странно, что такую возможность постоянно упускали. Особенно если вспомнить, насколько ярким и напряженным вышел оригинальный ужастик Ридли Скотта. Один Чужой, оказавшийся на космической станции с перепуганным экипажем, и поблизости нет импульсных винтовок и знаменитого желтого погрузчика.
В главной роли — Аманда Рипли
The Creative Assembly подошла к работе с интересной концепцией. Alien: Isolation должна сломать устоявшиеся за 30 лет правила и заодно вернуть серии репутацию после выпуска Aliens: Colonial Marines. Поэтому студия не только пригласила нас в британский офис на встречу с командой разработчиков, но и разрешила поиграть в еще достаточно сырую версию.
Перед тем, как вручить контроллер PlayStation 4, мне рассказали о сюжете и способах выживания в игре. Alien: Isolation начинается через 15 лет после событий оригинального фильма. В главной роли — Аманда Рипли, дочь той самой Эллен. Корпорация Seegson поручает Аманде разыскать черный ящик с борта разрушенного корабля «Ностромо». Поиски приводят девушку на огромную космическую станцию с прекрасным названием Sevastopol, где и развернется борьба за выживание.
Если что-то нельзя было сделать на съемочной площадке в 1979 году, это не попадет в игру
Разработчики постарались объяснить, как далеко они зашли, чтобы воссоздать атмосферу фильма. Кинокомпания Fox не поскупилась на материалы: все представленные студии наброски и дизайн-документы заняли больше трех терабайт. The Creative Assembly поставила себе жесткое условие: «Если что-то нельзя было сделать на съемочной площадке в 1979 году, это не попадет в игру».
Я начал играть с тремя усвоенными уроками: Чужой смертельно опасен, без детектора движения никуда, цель — не погибнуть. Вид тут от первого лица и, пожалуй, лучше всего игру можно описать как хоррор-стелс на выживание. Нам показали эпизод из середины игры, где Аманде нужно было восстановить питание одной из секций космической станции. Большинство коридоров погрузилось в темноту, так что приходилось пользоваться ручным фонариком.
Не зная точно, как близко Чужой, я сразу же включил детектор движения, выбрал безопасное направление. Несколько раз обернулся, чтобы окончательно убедиться, что за мной не наблюдают, и отправился исследовать ближайшие коридоры и каюты экипажа. Предметы, которые удалось найти по дороге (в том числе бутылка бензина и острое лезвие) намекнули на систему крафта. Проходя мимо шкафчика, я вспомнил навыки Солид Снейка — можно спрятаться и подсматривать через вентиляционную решетку.
Существо разорвало на части неудачливого андроида, оставив за собой шлейф белой жидкости и две половины механического тела
Пока Чужой себя никак не выдавал, и я достал карту, чтобы найти главный компьютер. Он находился по другую сторону герметичной двери. Пришлось обзавестись паяльной лампой, прорезать отверстие и включить аварийный рубильник. Именно в этот момент я встретился с первым кошмаром. Существо буквально разорвало на части неудачливого андроида, оставив за собой шлейф белой жидкости и две половины механического тела, потом хвост и ноги чудовища исчезли в вентиляции.
Меня заставил паниковать даже не одинокий и беспомощный арбалет в инвентаре, которым я даже не умел пользоваться, а сама неожиданность момента. Нужная компьютерная консоль находилась совсем рядом, но теперь Чужой ползал где-то там, над головой. Я выключил фонарик, уставился в детектор и медленно двинулся к цели, останавливаясь лишь тогда, когда точка на радаре маячила совсем рядом. Наконец я подкрался к консоли, разгадал несложные задачки с подбором символов и с ужасом заметил, как монстр выпрыгнул из вентиляционной трубы над головой.
Сразу за этим последовала короткая кат-сцена, в которой Аманда затаилась под столом (к столешнице снизу кто-то приклеил жвачку), а Чужой принялся медленно прочесывать комнату. На секунду мне захотелось испытать кнопку ближнего боя, но после трезвого взгляда на существо трехметровой высоты стало ясно — попытаться напасть на него может только самоубийца. Вместо этого я внял совету Рикардо, — союзника, с которым Аманда переговаривалась по рации, — и отправился к спасательным капсулам.
Каким-то чудом все обошлось, и мне удалось закончить игру, ни разу не погибнув
Демонстрация позволила по достоинству оценить игру в кошки-мышки. Чужой не следует заранее просчитанным маршрутам, как охранник в какой-нибудь стелс-игре. Вместо этого он ориентируется в пространстве куда более правдоподобно. Его движения не кажутся совсем непредсказуемыми, но создается впечатление, что он приблизительно — или даже точно — знает, где вас искать. К счастью, Чужой не мечется от стенки к стенке, как пинбольный шарик. Он настойчиво преследует Аманду в некомфортном для игрока темпе, и появляется именно тогда, когда вы меньше всего этого хотите.
Решив не следовать по пути Бретта, Далласа, Паркера и Ламберта (или Эша, если кто-то думает, что Аманда — андроид), мне удалось ходить на цыпочках вокруг Чужого, ориентируясь на показания детектора и тяжелые шаги, которые позволяли избегать опасных моментов. Случилась пара опасных моментов, когда нужно было метаться от одного укрытия к другому. Особенно ближе к концу сессии, когда я бежал к шлюзу, а Чужой гнался буквально по пятам. Но каким-то чудом все обошлось, и мне удалось закончить игру, ни разу не погибнув.
В финальной кат-сцене показали, как космическая станция взорвалась, а героиню выбросило в открытый космос. Потом экран потемнел, и голос произнес: «Меня зовут Самюэль, и я работаю на компанию. По поводу твоей матери. Мы считаем, что можем найти ее. Мы собираемся захлопнуть эту книгу, Рипли». Это стало неоднозначной концовкой крохотного, но бесспорно напряженного демо. Позже я поговорил с другими журналистами, и они подтвердили слова разработчиков. Попавшись в лапы Чужого, Аманда неминуемо гибнет.
Задолго до появления Немезиды из Resident Evil и Пирамидоголового из Silent Hill, ксеноморфа считали королем среди неудержимых машин для убийств. Сейчас есть только одна причина для беспокойства насчет Alien: Isolation — не очень понятно, может ли на постоянном чувстве опасности целиком работать большая и дорогая видеоигра. Неиспользованная кнопка перезарядки, впрочем, намекает, что мы видели лишь вершину айсберга. Учитывая, насколько далеко The Creative Assembly готовы зайти, воссоздавая тонкую атмосферу кинофантастики конца семидесятых (а они, если что, записывают экраны внутриигровых компьютеров на VHS), у команды есть шансы добиться успеха там, где остальные оступились.
Текст: Мэттью Эдвардс