А помните Vampire: The Masquerade — Bloodlines?
Vampire: The Masquerade — Bloodlines вышла в один день с Half-Life 2 — именно это игру Troika фактически и «убило». А еще огромное количество багов, в том числе и критических, из-за которых до финала дойти было попросту невозможно. Все это, впрочем, не помешало Bloodlines стать культовой среди игроков. И вот почему.
Давайте начнем с лодки.
Это была уже финишная прямая — одна из последних миссий, безумно сложная, позади — часов двадцать увлекательных приключений. И тут я, значит, с дикими глазами забегаю в пещеру с озерцом, а лодки нет. А если нет лодки, значит нужный скрипт не сработает, и c локации мне не выбраться, то есть миссию завершить не получится.
Ситуация потрясающая: интернетов нет, гайдов — тоже, патчей, даже если бы они были (а их не было), скачать неоткуда. Пришлось советоваться с другом, который как на зло играл за тот же самый класс, — тремером. В итоге я выдвинул отчаянное предположение — вдруг баг не возникнет, если перепройти игру за другой клан. Ну я и перепрошел, но лодки в пещере, конечно, не оказалось.
Так Vampire: The Masquerade - Bloodlines работала после релиза. Вернее, так она НЕ работала, потому что баг с лодкой — единственный, делающий игру непроходимой, но ошибок помельче были десятки.
Я понимаю, как это выглядит: лучшая игра, посвященная вампирам, в которую при этом невозможно было играть. И в чем подвох? Его нет, все наоборот — даже несмотря на баги, Bloodlines все равно следует назвать лучшей. Потому что технические ошибки ничего не говорят о самой игре. А она настолько крутая, что я просто не знаю.
В основе Vampire: The Masquerade лежит одноименная настольная игра, события которой происходят в сеттинге World of Darkness. Признаюсь, что про настолку я не знаю вообще ничего, и в другую игру по вселенной — Vampire: The Masquerade — Redemption — никогда не играл, но воспринимать Bloodlines это не мешает. Я только не до конца понимаю, чья заслуга в том, что мир этой игры получился одним из самых правдоподобных и живых в играх — авторов настолки или разработчиков. Полагаю, что и тех, и других. С другой стороны, даже лучшую вселенную можно запороть, если кривыми руками создавать игру на ее основе. У Bloodlines в этом плане все отлично, да и не могло быть иначе, если учесть, КТО эту игру разрабатывал.
Студию Troika Games основали люди, без которых не было бы Fallout. Судя по всему, невероятно талантливые геймдизайнеры и сценаристы, среди которых не нашлось толковых программистов. Поэтому команде не удалось совладать с новым движком Source от Valve, зато она смогла во все остальное — в мир, квесты, атмосферу, массу неожиданных игровых ситуаций, декорации и сюжет. Концовку слили, но это ладно — в immersive sim же не ради финала играют.
Vampire: The Masquerade — Bloodlines — именно «иммерсив сим», ближе к Thief и Deus Ex, чем к System Shock и BioShock. В то же время это RPG, работающая по правилам настолки — то есть вы вроде бы играете в экшен от первого (реже — от третьего) лица, но когда достаете пистолет и стреляете, шанс попадания высчитывается по броску кубиков и в соответствии с вашими характеристиками. Выглядит это забавно — особенно когда вампир с особыми способностями не может попасть из револьвера в бутылку с метра.
Вот как раз на то Bloodlines и immersive sim, что стрелять вовсе не обязательно. Как и в других играх жанра, вы зачастую можете выполнить квест несколькими способами — или по стелсу пробраться мимо бандитов и стащить у них взрывчатку, или устроить в их доме бойню, или уговорить какого-нибудь персонажа, или «выпить» его, или зайти через главный вход, или пробраться по вентиляции, чтобы никто не заметил.
Bloodlines — вообще мир больших возможностей. Я специально не рассказываю особо про сюжет, потому что наблюдать за развитием истории в The Masquerade лучше самому, но если вкратце, то героя обратили, и он теперь — вампир. Все дела творятся в современном Лос-Анджелесе, где в тайне от людей живут кровососы, оборотни и другие черти, подчиняющиеся маскараду. Нарушить маскарад проще простого — надо лишь выйти в центр Санта-Моники и на глазах у смертных «выпить», к примеру, полицейского. Если вы будете часто нарушать маскарад, то за вами пошлют охотника на вампиров, отбиться от которого практически невозможно, и тогда игра закончится.
К моменту, когда герой попадает в мрачный, но притягательный мир Bloodlines, в нем вовсю идет война между Камарильей (элитарная организация для самых наглых кровососов), Шабашом (дикие отморозки и оборванцы) и Анархистами (харизматичные отморозки и оборванцы). Еще за власть сражаются другие влиятельные вампиры, о которых вы узнаете ближе к середине. В финале даже будет возможность выбрать сторону, хотя, как я уже сказал, концовка у Vampire: The Masquerade слитая, поэтому ждать какого-то откровения от нее точно не следует. Надо наслаждаться тем, что происходит по дороге к титрам.
А происходит там всякое. В погоне за таинственным Анкарским саркофагом, который может принести гибель кровососам, герой побывает в самом жутком отеле с призраками в видеоиграх (я серьезно), поможет смотрителю кладбища отбиться от оживших мертвецов, украдет кровь оборотня, которая по ошибке попала в местную клинику, попытается найти кассету со снафф-видео, встретится с азиатскими вампирами, разгадает загадки сумасшедшего владельца огромного особняка и повздорит с русской мафией. И это только малая часть всего, что есть Bloodlines.
Vampire: The Masquerade — сборник чуть ли не самых изобретательных квестов в ролевых играх вообще, и это, пожалуй, главная ее особенность. В ней полным полно иных занятий (например, максимально реалистичный взлом компьютеров), выдающихся персонажей (например, владелица ночного клуба с раздвоением личности) и десятки вариантов убивать (например, отрубленной рукой). Однако именно неожиданные ситуации и квесты выжгут у вас в сознании название Vampire: The Masquerade — Bloodlines, позволят забыть про баги и с удовольствием сыграть в лучшую игру, посвященную вампирам.
И да, поклонники уже давно выпустили любительские патчи, с которыми Bloodlines работает прекрасно. Осталось только сыграть. И не забудьте посмотреть наш ролик из рубрики «Еще не ретро», как раз про Bloodlines.