А помните L.A. Noire?
Для меня L.A. Noire стала не просто детективом, а неким подведением итогов всего жанра в рамках игровой индустрии. Так же как Alan Wake аккумулирует в себе дух сразу всех ужастиков конца девяностых и романов Кинга, L.A. Noire вбирает в себя лучшее из классических детективов. Собственно, любители покопаться в деталях сложных преступлений могут даже отсылки к реальным делам в игре углядеть, например, дело «Черной орхидеи» основано на убийстве «Черного георгина» – одном из самых загадочных и жуткий убийств прошлого века.
Так что местами игра ходит на грани документального жанра, погружаясь в него ровно настолько, сколько нужно для того, чтобы достоверно воссоздать на экране послевоенную Америку. В лицах, в декорациях, в самой атмосфере.
Страна пережила депрессию, по улицам бродят морально (да и не только морально) искалеченные вояки, вернувшиеся домой из ада. Кто-то с этим справляется, кто-то опускается на дно, а кто-то пускается во все тяжкие. Герой игры – Коул Фелпс – тоже прошел через войну, но смог адаптироваться к новому миру и даже направил свой военный опыт в правильное русло. Как говорилось в известной хип-хопере: «У всех ублюдков мира отбита жопа — вот дело копа».
А ублюдков в «новом мире» хватает. И это понятно – буквально вчера многие граждане страны жили одной лишь яростью и убийствами.
А разворачивается все в солнечном Лос-Анджелесе, городе мечты, который идеально подчеркивает контраст между внешним благополучием послевоенных Штатов и темными делами, творящимися «в тени». Чуть ли не на каждую красивую улицу приходится своя подворотня с трупом, нелегальным казино или заводом по производству местного «Боярышника». Со всем этим Коулу предстоит столкнуться лично на его карьерном пути через разные департаменты полиции. Прокуренные клубы с наркотиками, угоны машин, убийства, коррупция, афроамериканские банды (тогда их, правда, называли пожестче) – вот Лос-Анджелес, в котором живет и работает Коул Фелпс. И иногда кажется, что он единственный, кто хочет вымести этот мусор с улиц города.
Бороться приходится не только с преступниками – врагов хватает и в тылу. Начальство, наступающее на горло Фелпсу, когда он берется «не за те» дела. Напарники, плюющие на свою работу и проворачивающие свои темные делишки. Тут же и прекрасные дамы, соблазняющие героя, чтобы сбить его с пути. В общем, действительно самый настоящий детективный нуар. Самый концентрированный. В игре даже есть возможность сделать картинку черно-белой, для особых эстетов.
Можете обвинять меня в ограниченности, но лично для меня L.A. Noire стала не только самым цепляющим детективом, но и самым ярким примером нуара в искусстве.
Сюжет разбит на 3 акта, а каждый акт – на несколько глав. Глава — это, по сути, одна большая миссия. Обычно Фелпс прибывает на место преступления, изучает улики, разговаривает со свидетелями, допрашивает подозреваемых и успешно (или не очень) закрывает дело. На каждом из этих этапов Фелпс может облажаться: не заметить улику, которой нужно будет подтвердить обвинение, или бездоказательно обвинить человека, окончательно испортив допрос. Встречи с обвиняемыми тет-а-тет для меня навсегда останутся самой нервной и напряженной частью игры. Каждый раз, когда вы ставите слова человека под сомнения, вы должны найти в блокноте убедительное доказательство ваших обвинений. Рано или поздно случается момент, когда ты точно знаешь, что мерзавец сидит перед тобой, преступление совершил он, но ты ничего не можешь сделать – объективных улик нет.
Вот уж где игра дает в полной мере вжиться в роль копа и прочувствовать бессилие закона против настоящего зла.
И очень важно, что блокнот в игре – такое же важное оружие как пистолет. Или даже важнее – стрелять в L.A. Noire приходится реже, чем разговаривать. Но не стоит думать, что в игре совсем нет зрелищных перестрелок и погонь – этого хватает. Но это как раз не лучшая ее часть. L.A. Noire – так себе шутер, да и автомобильная физика тут слишком уж примитивная. Иногда это становится проблемой, ведь долгие поездки из точки А в точку Б приходится терпеть всю игру. Сначала от этого отвлекают виды Лос-Анджелеса, но потом к этому привыкаешь, и рутина начинает немного раздражать.
Впрочем, когда совсем невмоготу – можно посадить за руль напарника и моментально перенестись в назначенное место.
И, кстати, в L.A. Noire здорово играть с девушкой.
В игре был реализован революционный на то время захват движений актеров с особым упором на анимацию лиц. Черт возьми, даже сегодня это выглядит впечатляюще! Но сделано это не для киношности – технологии в L.A. Noire работают на геймплей. Допрашивая людей, нужно определять, врут они или говорят правду, по их мимике – концепция совершенно потрясающая. И если засесть за это дело с девушкой, то все станет гораздо проще. Судя по моему опыту, девушки обращают внимания на те детали, которые обычный парень не сможет заметить, и выводят на чистую воду даже самых хитрых преступников. Почти читерство.
К сожалению, именно чрезмерно дорогой motion capture стал главной причиной провала L.A. Noire. Актеров снимали на той же голливудской студии, где Джеймс Кэмерон занимался «Аватаром», бюджет, соответственно разросся непомерно, и игра не окупилась. Но, честное слово, оно того стоило. Актеры были задействованы хоть и не первой величины, но со своей работой они справились великолепно. Иногда, конечно, немного переигрывают, но все-таки делайте скидку на графику 2010 года. Кстати, после L.A. Noire было приятно периодически замечать знакомые лица в сериалах.
Если вы до сих пор задаетесь вопросом «Да неужели все так круто?» – то вот прямой ответ: да, так круто. Просто попробуйте игру, если упустили, я уверен, что вы не будете разочарованы. L.A. Noire — это та игра, которую я буду показывать детям и внукам. Она рассказала потрясающую историю о тех временах, когда в Голливуде снималась классика мирового кино, и сама стала классикой мирового уровня.