12 ноября 2010
Обновлено 09.05.2015

А "Крепость" все-таки пала

Патриотическое кино - это хорошо. Это всегда нужно. Если не давить, если тонко, иногда с юмором. В наше время один фильм - это уже не один жанр, а целый винегрет. Как смешение кровей - дает наиболее генетически продвинутую особь. Поэтому уж если снимать патриотическое кино, да тем более про такую езженую-переезженную веху нашей истории, как Великая Отечественная Война, то надо быть крайне осторожным в подаче материала. Ибо существуют эталоны советских времен, и их немало. Что ни говори, но был в истории русского кино период, когда тема Второй мировой звучала свежо и актуально.
Патриотическое кино - это хорошо. Это всегда нужно. Если не давить, если тонко, иногда с юмором. В наше время один фильм - это уже не один жанр, а целый винегрет. Как смешение кровей - дает наиболее генетически продвинутую особь. Поэтому уж если снимать патриотическое кино, да тем более про такую езженую-переезженную веху нашей истории, как Великая Отечественная Война, то надо быть крайне осторожным в подаче материала. Ибо существуют эталоны советских времен, и их немало. Что ни говори, но был в истории русского кино период, когда тема Второй мировой звучала свежо и актуально.
А Крепость все-таки пала - фото 1

Фильм Брестская крепость явно отстал от времени, лет этак на сорок, может больше. Немцы в картине все сплошь злодеи. Русские солдаты - наоборот, герои. Утрирование событий, сюжет без конфликтов (только общеисторический), изобилие штампов в деталях, фразах и образах - все это не прибавило картине новизны и свежести. Как недавно обмолвился в своем мастер-классе режиссер Алексей Учитель (“Прогулка”, “Дневник его жены”, “Космос как предчувствие”, “Край”), «режиссеру нужно идти до конца, важен максимальный результат. Если чувствуете малейшую недоработку – переснимайте. Все это вылезет на пленке». И ведь вылезло же…

А Крепость все-таки пала - фото 2

Прежде всего подача от первого лица. Очень мощный контрапункт, который никак не играет: старческий голос, комментирующий историю своей жизни, а на экране десятилетний мальчишка. Этот прием очень сбивает. Чувствуется ложь. А когда фильм начинается со лжи, фальши (это уже в сюжете), перегибании палки в поведении персонажей, надежда на хорошее кино быстро тает.

А Крепость все-таки пала - фото 3

Рядом со мной в кинотеатре сидел историк. Стоит ли говорить, что фильм не минул множества ляпов? Тем не менее, в некоторых деталях художники были точны и поработали наславу. Отдельной похвалы заслуживают гримеры и сотрудники цеха по созданию муляжей. Неплохо поработали мастера по спецэффектам. Нет, мы не вышли на уровень “Крепкого орешка”, но если делать скидку на “Беларусьфильм”, то это уже очень неплохо. Я не нападаю на кинематограф дружественной страны, я наслышана о реальной ситуации на их киностудиях. Мышь повесилась в холодильнике - это недостаточно яркий образ, чтобы ее описать.

А Крепость все-таки пала - фото 4

Из слабых мест (в техническом плане) назову звукорежиссуру, саундтрек (хотя порой музыка попадала в точку) и все-таки операторскую работу. Снята картина грамотно, смонтирована тоже, но с первых же минут понимаешь, что это снимали для ТВ. Изобилие крупных и средних планов, смакование диалогов, отсутствие больших панорам - все это сдает замысел создателей выпустить картину в прокат на 9 мая по ведущим каналам стран СНГ.

А Крепость все-таки пала - фото 5

Что касается сценария и режиссуры, то здесь все плохо. Сюжет сколочен, как советская табуретка - грубо и того гляди развалится. Совсем не учтены достижения кино про войну советских лет, вернее, сделана неудачная попытка. Как я уже говорила, мы видим историю глазами мальчика, но он то появляется в картине, то мы надолго забываем о нем. И вот он снова является, как затычка во всех дырах. Фартовый? Нет, просто непродуманный персонаж. Я ему не сопереживаю. Я почти ничего не знаю о его семье, о его пристрастиях, о его чувстве к девочке Ане.

А Крепость все-таки пала - фото 6

Меня кормят тем, что есть «по факту». Это Саня, он любит Аню, взаимно, он помогает всем, и поэтому ему везет. Никакого развития характера. Как в начале фильма он был героем, так и остался. Ни сомнений, ни страха, ни драматургии. Что касается других персонажей, то все сюжетные линии не дотянуты. Только линия шофера, но и о нем мы знаем слишком мало.

А Крепость все-таки пала - фото 7

Есть в картине пара интересных моментов (хотя фильм смотрится легко, динамично). В частности, подвиг героя Павла Деревянко, воздушная охота за нашим самолетом и, наверное, сцена бомбежки. В остальном - тягучая резина и слабые потуги авторов (и прежде всего сценариста) заставить нас сопереживать. Ну любят в России мучеников. Вот и мне бабушка с предыханием рассказывала о святых: «Они же муууучались».

А Крепость все-таки пала - фото 8

Задень картина мое сердце, я бы говорила иначе. Но единственный трогательный кадр (уж как бы я ни любила лошадей, а их там убивали) - самый последний. Прием это старый, первое, что приходит на ум - “Черный красавец” и “Титаник”. Но скрыто-церковная мысль о том, что они все счастливы “где-то там” все же не должна быть озвучена. Все портит этот закадровый текст и этот временной отсчет на черном фоне. Ну неужели мы такие дураки, что ничего не поймем из кадров? Эх, режиссер, режиссер…

А Крепость все-таки пала - фото 9

Осталось упомянуть еще один кадр, который точно запомнится. Режиссер на это и рассчитывал, не понимая, как сделать из кадра метафору, не опошлив ее тем, что «фашисты плохие и жестокие». Я имею ввиду кадр, где немецкий танк въезжает в крепость по трупам женщин и детей. Нам всегда говорили на мастер-классах: не надо перегибать палку. Кино - это тонкая материя, пленка все стерпит, но кадры умеют гореть. И слишком кадр сгорит и потянет весь фильм за собой. Вот это был как раз тот случай.

Что ж, очередное кино как чья-то проба пера. Вроде есть бюджет, есть актеры, есть натура и даже история есть, оригинальная, живая (я не имею ввиду драматургию), ан нет. Странно, что такой фильм все же был снят. После того, как на экраны вышла картина “Мы из будущего” я думала, что тема Великой Отечественной пережила эволюцию. Увы, увы.

P.S. Я понимаю, что в фильмах про отечественную войну мы еще в состоянии сохранить независимость от голливудских штампов (и эта картина доказала), но зачем нарочно-то таких некрасивых актеров подбирать? Стиль натурализма вовсе не предполагает отборно неправильных лиц. Это была задумка режиссера, очевидно. Но я с ней не согласна. Когда глаз отдыхает на силуэтах лошадей, а не на лицах актеров - это все же печально.

P.S.2 Да, еще забыла похвалить пиротехников и бригадиров. Они в нашем кино всегда были на высоте.

Комментарии 352
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
0pex
0pex
+ Обожаю поцреотические фильмы... даже попкорн есть таки пrотивно.