А "Крепость" все-таки пала
Фильм Брестская крепость явно отстал от времени, лет этак на сорок, может больше. Немцы в картине все сплошь злодеи. Русские солдаты - наоборот, герои. Утрирование событий, сюжет без конфликтов (только общеисторический), изобилие штампов в деталях, фразах и образах - все это не прибавило картине новизны и свежести. Как недавно обмолвился в своем мастер-классе режиссер Алексей Учитель (“Прогулка”, “Дневник его жены”, “Космос как предчувствие”, “Край”), «режиссеру нужно идти до конца, важен максимальный результат. Если чувствуете малейшую недоработку – переснимайте. Все это вылезет на пленке». И ведь вылезло же…
Прежде всего подача от первого лица. Очень мощный контрапункт, который никак не играет: старческий голос, комментирующий историю своей жизни, а на экране десятилетний мальчишка. Этот прием очень сбивает. Чувствуется ложь. А когда фильм начинается со лжи, фальши (это уже в сюжете), перегибании палки в поведении персонажей, надежда на хорошее кино быстро тает.
Рядом со мной в кинотеатре сидел историк. Стоит ли говорить, что фильм не минул множества ляпов? Тем не менее, в некоторых деталях художники были точны и поработали наславу. Отдельной похвалы заслуживают гримеры и сотрудники цеха по созданию муляжей. Неплохо поработали мастера по спецэффектам. Нет, мы не вышли на уровень “Крепкого орешка”, но если делать скидку на “Беларусьфильм”, то это уже очень неплохо. Я не нападаю на кинематограф дружественной страны, я наслышана о реальной ситуации на их киностудиях. Мышь повесилась в холодильнике - это недостаточно яркий образ, чтобы ее описать.
Из слабых мест (в техническом плане) назову звукорежиссуру, саундтрек (хотя порой музыка попадала в точку) и все-таки операторскую работу. Снята картина грамотно, смонтирована тоже, но с первых же минут понимаешь, что это снимали для ТВ. Изобилие крупных и средних планов, смакование диалогов, отсутствие больших панорам - все это сдает замысел создателей выпустить картину в прокат на 9 мая по ведущим каналам стран СНГ.
Что касается сценария и режиссуры, то здесь все плохо. Сюжет сколочен, как советская табуретка - грубо и того гляди развалится. Совсем не учтены достижения кино про войну советских лет, вернее, сделана неудачная попытка. Как я уже говорила, мы видим историю глазами мальчика, но он то появляется в картине, то мы надолго забываем о нем. И вот он снова является, как затычка во всех дырах. Фартовый? Нет, просто непродуманный персонаж. Я ему не сопереживаю. Я почти ничего не знаю о его семье, о его пристрастиях, о его чувстве к девочке Ане.
Меня кормят тем, что есть «по факту». Это Саня, он любит Аню, взаимно, он помогает всем, и поэтому ему везет. Никакого развития характера. Как в начале фильма он был героем, так и остался. Ни сомнений, ни страха, ни драматургии. Что касается других персонажей, то все сюжетные линии не дотянуты. Только линия шофера, но и о нем мы знаем слишком мало.
Есть в картине пара интересных моментов (хотя фильм смотрится легко, динамично). В частности, подвиг героя Павла Деревянко, воздушная охота за нашим самолетом и, наверное, сцена бомбежки. В остальном - тягучая резина и слабые потуги авторов (и прежде всего сценариста) заставить нас сопереживать. Ну любят в России мучеников. Вот и мне бабушка с предыханием рассказывала о святых: «Они же муууучались».
Задень картина мое сердце, я бы говорила иначе. Но единственный трогательный кадр (уж как бы я ни любила лошадей, а их там убивали) - самый последний. Прием это старый, первое, что приходит на ум - “Черный красавец” и “Титаник”. Но скрыто-церковная мысль о том, что они все счастливы “где-то там” все же не должна быть озвучена. Все портит этот закадровый текст и этот временной отсчет на черном фоне. Ну неужели мы такие дураки, что ничего не поймем из кадров? Эх, режиссер, режиссер…
Осталось упомянуть еще один кадр, который точно запомнится. Режиссер на это и рассчитывал, не понимая, как сделать из кадра метафору, не опошлив ее тем, что «фашисты плохие и жестокие». Я имею ввиду кадр, где немецкий танк въезжает в крепость по трупам женщин и детей. Нам всегда говорили на мастер-классах: не надо перегибать палку. Кино - это тонкая материя, пленка все стерпит, но кадры умеют гореть. И слишком кадр сгорит и потянет весь фильм за собой. Вот это был как раз тот случай.
Что ж, очередное кино как чья-то проба пера. Вроде есть бюджет, есть актеры, есть натура и даже история есть, оригинальная, живая (я не имею ввиду драматургию), ан нет. Странно, что такой фильм все же был снят. После того, как на экраны вышла картина “Мы из будущего” я думала, что тема Великой Отечественной пережила эволюцию. Увы, увы.
P.S. Я понимаю, что в фильмах про отечественную войну мы еще в состоянии сохранить независимость от голливудских штампов (и эта картина доказала), но зачем нарочно-то таких некрасивых актеров подбирать? Стиль натурализма вовсе не предполагает отборно неправильных лиц. Это была задумка режиссера, очевидно. Но я с ней не согласна. Когда глаз отдыхает на силуэтах лошадей, а не на лицах актеров - это все же печально.
P.S.2 Да, еще забыла похвалить пиротехников и бригадиров. Они в нашем кино всегда были на высоте.