8-битные онлайн-игры на Nintendo Switch: почему это круто… и почему за это пока не стоит платить
Речь о возможности игры онлайн в эти самые ретро-тайтлы из секции Nintendo Entertainment System, изрядно потасканной библиотеки классической Nintendo (пока что — только восьмибитные). Если в детстве у вас была «Денди» или аналогичная консоль, вы наверняка сильнее всего помните те игры, в которые можно было играть в кооперативе — с друзьями, которые в 2018 году вряд ли физически доступны, а если и доступны, то их теперь гораздо труднее усадить за телевизор рубиться в «Контру» или «Чипа и Дейла».
На официальном уровне эту проблему не пыталась решить ни одна игровая компания, даже сама Nintendo: в сервисе Virtual Console на Wii, Wii U и DS все игры выходили «как есть», без онлайнового мультиплеера. Ну а теперь вот — сервис, главный слоган которого звучит как «играйте вместе, даже когда вы не рядом». Неужели вас не заинтересует возможность еще раз сыграть в Contra с человеком, уехавшим в другой город или даже в другую страну?
Ранее вопрос можно было решить только эмуляторами, давным-давно научившимися поддерживать игру по Сети, но это был далеко не идеальный вариант. Практически все кооперативные игры на системе — сверхточные аркады. Вы представляете, что даже малейший лаг (не говоря уж о полной рассинхронизации) делает с мультиплеером Battletoads?
Совместно с руководителем раздела «Технологии» Дмитрием Петренко мы потестировали ретро-часть Nintendo Switch Online — и в этом материале я расскажу о наших впечатлениях. Для вашего удобства я разделил материал на три секции, отвечающие на самые часто задаваемые вопросы по поводу нового сервиса.
Оно работает?
Если кратко: да. Но, как всегда у Nintendo, с некоторыми моментами.
Онлайновая часть Switch сама по себе привередлива по отношению к роутерам и сетям — а уж с надстройкой нового сервиса… нам так и не удалось выйти онлайн, когда один из игроков раздавал Wi-Fi на консоль с телефона, подключенного к интернету через LTE. Согласитесь, серьезная проблема для портативной консоли.
На домашнем Wi-Fi все запустилось, но с жутким лагом — при расстоянии всего в 600 км между игроками. Мы уже и не думали, что сервис можно будет порекомендовать пользователям из разных уголков России, не говоря уж о международном мультиплеере. Но тут в настройках нашлась опция Low Latency Mode, разом убирающая весь лаг за счет более грубой синхронизации аудио-видео и прямого обсчета вводимых игроками команд. Найти ее непросто — опция появляется ТОЛЬКО после того, как вы запустили какую-то игру с напарником.
Помимо этого опций вообще всего три — игра в режиме 4:3, более аутентичном Pixel Perfect и включение/отключение CRT-фильтра для имитации эффекта старого телевизора. Это все.
Да, управление поменять нельзя — ни в одной игре. Нет, Nintendo вряд ли побежит исправлять ситуацию ближайшим патчем… Но все не так плохо, как могло бы быть (эта мантра относится ко всем параметрам нового сервиса). Посмотрите на кнопки своего Switch: в оригинале, на геймпаде NES, на котором было всего две кнопки, приходилось играть только на B и A. Попробуйте прожать «выстрел», удерживая прыжок! Приходилось изобретать довольно мудреные хваты геймпада, да и в целом — тренировать пальцы.
Непереставляемое управление сервиса во всех играх подвешено на X и A, кнопки с внешней стороны геймпада — то есть выстрел в Ghost 'n Goblins и ускорение в Super Mario Bros. оказываются там, где нужно, над кнопкой прыжка, и прожимать их можно без особых проблем.
Лично я предпочитаю ставить выстрел и прыжок на Y и B на внутренней стороне геймпада — так его удобнее держать, но играть можно, даже в Ghost 'n Goblins, где точность управления легендарная, а несчастный X с удержанием A вам придется прожимать десятки миллионов раз. Могло быть хуже.
В самих играх опций четыре: создать точку сохранения, загрузить ее, перезапустить игру и выйти в меню выбора тайтлов. Также при игре в хэндхелд-режиме можно тыкать пальцем в сенсорный экран — и на экране напарника будет появляться анимированная рука, показывающая, куда вы давите. При игре с геймпада все осуществляется правой аналоговой рукояткой. Опция небесполезная для ситуаций в духе «держи этого крипа» или «вон там та секретка». Это опять-таки все. Это Nintendo. Могло быть… ну, вы понимаете.
С чего начать первую в жизни онлайновую сессию игры в классические NES-игры?
В первой волне Nintendo Entertainment System 20 игр. Как это обычно бывает в такого рода подборках, присутствует откровенный отстой вроде Soccer, Pro Wrestling и Ice Climber, в который тяжело было играть в конце 80-х на полнейшем безрыбье и уж точно не стоит даже запускать в наши дни. К сожалению, все они — многопользовательские игры!
Признанные шедевры вроде Super Mario Bros. 3 и той же Ghost 'n Goblins — сугубо однопользовательские. Формальный мультиплеер есть — игра по очереди, но
- он интересен только в том случае, если оба игрока играют примерно на одном уровне и можно соревноваться, кто зайдет дальше
- кому-то придется играть за Луиджи
Из оставшихся игр Tecmo Bowl и Baseball отпадают как слишком американские, Yoshi и Dr. Mario — как примитивные соревновательные пазл-игры, многократно превзойденные в ходе эволюции жанра (на том же Switch доступны Puyo Puyo Tetris и Lumines), а классика вроде Donkey Kong, Mario Bros. и Super Mario Bros. доступна на консоли в куда более продвинутых версиях с игровых автоматов — скажем, в Donkey Kong там можно играть в нативном вертикальном режиме, а в портированную на аркады Super Mario Bros. Vs добавлены новые уровни и увеличена сложность.
То есть выбора практически нет — не начинать же знакомство с первым в мире официальным восьмибитным онлайн-мультиплеером с однопользовательского порта Gradius, Legend of Zelda или Excitebike!
К счастью, те несколько достойных и очень достойных игр, которые заточены все-таки под соревновательный и кооперативный мультиплеер, в наше время ничуть не устарели. Мы начали с Balloon Fight — превосходного клона классической аркады Joust, в котором вы с напарником летаете на воздушных шарах и пытаетесь проколоть воздушные шары соперников, пока они не сделали это с вами. После прокола шара противник спускается на парашюте и его надо успеть добить на земле, пока он не надул свой шарик заново (самая гениальная находка игры). Управление — стрелки и одна кнопка геймпада, но чуткость управления и физика движения здесь такие, что дух в баталиях захватывает до сих пор.
Главное в Balloon Fight — это программирование, очень хороший движок, который поддерживает этот чудный маленький мир, где сражающихся то поражает выскочившая из тучек молния, то съедает выпрыгнувшая из океана хищная рыба. Между прочем, главным (и, судя по всему, единственным) программистом на проекте значится некий Сатору Ивата — да, Balloon Fight своими руками программировал будущий четвертый президент Nintendo.
Потом пришла очередь гвоздя программы — River City Ransom, вершины творчества невероятно талантливых разработчиков из Technos Japan, создателей Double Dragon и знаменитой серии игр о Кунио-куне.
Большая часть творчества Technos — либо чистые beat 'em up, одиночные и кооперативные файтинги со скроллингом картинки, либо жестокие спортивные симуляторы, где Кунио-кун и компания крошат другие японские подростковые банды в доджбол, волейбол, футбол, хоккей и очень специфическую уличную разновидность олимпийского многоборья. Но River City Ransom — это уникальный гибрид beat 'em up с ролевой игрой… и даже тем, что в наше время называют «симуляторами жизни» и «рогаликами».
Игра вышла в 1989 году — и до сих остается непревзойденной хотя бы как beat 'em up с потрясающим интеллектом компьютерных соперников. В отличие от Streets of Rage или Final Fight, и игроки, и оппоненты умеют ставить блоки, и на нормальном уровне сложности (а их тут всего два) достучаться до челюсти противника непросто. Враги творчески используют подручные объекты — могут швырнуть из-за экрана в затылок кастетом или пнуть лежащий на земле мусорный бак так, чтобы он въехал вам под коленки. Также они учитывают особенности уровня — скажем, могут поднять вашего бойца на руки и просто-напросто выбросить в пропасть.
И ведь речь только о рядовых врагах — а тут еще есть быстрые, опасные и сообразительные боссы! Разумеется, вы все это тоже можете против них использовать — физика в игре прекрасная, можно отбить палкой брошенную в лицо цепь или забраться на практически любой объект, чтобы в прыжке атаковать соперника или просто сбросить с более высокой точки принятого на руки недруга.
Физика, анимация и озвучка каждого удара очень реалистичные — это фирменная черта ранних игр Technos, главный разработчик которых, Йошихиса Кишимото, знал о жестоких школьных драках не понаслышке и старался как можно более аутентично передать весь процесс восьмибитными средствами.
Ну, а дойдя до города, вы сможете посетить десятки колоритных заведений — от книжного магазина до суши-бара — в поисках спецсредств, которые наиболее эффективно поднимут вам больше всего ролевых параметров. Все как в серии Yakuza! Причем это единственная (насколько я знаю) игра, где при заходе в закусочную у вас интересуются, будете ли вы есть бургер здесь или возьмете с собой.
Даже в GTA: San Andreas приходилось давиться «уопперами» прямо на месте… А тут можно, не торопясь, взять бургеры, колу, снэки и пойти с приятелем на природу — поблизости есть отличный уединенный парк, обитателей которого, правда, перед едой придется быстренько загасить цепями и палками.
После сессии в River City Ransom (все стандартно: завалили первого босса, пошли на второго без прокачки, получили, что называется, «в щщи» вдвоем от одного человека) нам хотелось более мирных развлечений — и их предоставил Ice Hockey. Тут особо расписывать нечего — это просто очень хорошо нарисованная, озвученная и запрограммированная игра, местами немного напоминающая настоящий хоккей.
Это далеко не лучший хоккей на системе — на NES есть Blades of Steel от Konami c cовершенно роскошными драками и еще один Ice Hockey от той же Technos, где к традиционному хоккейному геймплею вообще прицепили полноценную боевую систему с суперударами. Но запустите после Ice Hockey Tennis или Soccer — в хоккей можно тут же, интуитивно, начать играть и получать огромное удовольствие от отзывчивости управления, отличной музыки, забавной мультипликации игроков и изумительной системы автоматического переключения управления на вратаря.
Даже если оба участника не знакомы с управлением и играют из рук вон плохо — матч все равно получается безбашенным. С теннисом или футболом надо в гробовом молчании разбираться. Кстати, курсором-ладонью в Ice Hockey можно прикрывать от противника шайбу… на такое использование опции Nintendo вряд ли рассчитывала!
Завершилась сессия традиционным для 8-битной эры развлечением — битвой до смерти за Абобо. Дело в том, что первый Double Dragon — это проба пера Technos, еще не понимавшей, чего можно добиться от новой консоли (строго говоря, это второй росчерк пера после порта Renegade). От версии великого beat 'em up с игровых автоматов практически ничего не осталось — в основной кампании нет даже возможности играть вдвоем одновременно, только по очереди!
Зато есть дополнительный режим, в котором можно стравливать друг с другом как главных героев, так и противников из кампании. Один из них — срисованный с китайского актера Боло Йена лысый перекачанный верзила Абобо, ставший культовым персонажем и даже героем собственной фанатской флэш-игры Aboboʼs Big Adventure.
Из-за специфической анимации и физики боевых действий этого персонажа эпическая битва «Абобо на Абобо» — это настолько же смешное, насколько и азартное зрелище, сопоставимое разве что с хорошо поставленным матчем по американскому рестлингу. Бойцы разбегаются, нелепо выставляют руки и ноги, сталкиваются, падают, пытаются подняться… Особой геймплейной ценности развлечение не имеет, но заставит и посмеяться, и как следует «помэшить» геймпады.
Cтоит ли Nintendo Switch Online своих несимволических 279 рублей в месяц?
Если вы по каким-то причинам не знаете наизусть (или вовсе не играли в) Super Mario Bros. 3 — смело берите подписку, это вторая лучшая 2D-часть серии (после Super Mario World), богатейшая игра, которая сама по себе отобьет затраченные деньги (причем возможно, что не только на этот месяц, а на подписку в целом).
The Legend of Zelda и Ghost 'n Goblins — превосходные, очень сложные и продолжительные игры, с ними вам всегда будет чем заняться на Switch в обозримом будущем. Но это все — игры на одного игрока, вдвоем онлайн в них можно поиграть только в специфическом режиме «по очереди», а в чистом сингле они и так уже продавались либо на платформах Nintendo, либо вообще на всех мыслимых консолях, не считая эмуляторов.
За онлайн пока отвечают 3 игры — River City Ransom, Balloon Fight и Ice Hockey. Для ознакомления с ними вам более чем хватит 7 дней бесплатной подписки… которую я и советую оформить каждому владельцу Switch — независимо от возраста, а также жанровых и платформенных предпочтений. Зайдите с другом или подругой, живущими в другом городе или другой стране, в закусочную Ривер-сити за парой бургеров, возьмите их с собой и устройте пикник в парке, периодически отгоняя гопников велосипедной цепью. Что может пойти не так?
Остальная доступная библиотека — либо очень спорные тайтлы, либо игры, превзойденные позднейшими аналогами. Три игры для первой партии — не так плохо, но далеко не все согласятся в кооперативе играть в beat 'em up или аркаду на одном экране, не говоря уж о дуэлях в хоккейный симулятор 30-летней давности. При всем моем обожании River City Ransom, это все-таки не та игра, название которой приходит в голову при словах «Nintendo», «Денди» и «90-е». Если вас интересует только онлайн, придется подождать месяц-другой — пока на платформе не появятся Chip ‘n’ Dale 1-2 и «святая трилогия» Konami из Contra, Jackal и Life Force. Тогда я смогу безоговорочно порекомендовать этот сервис кому угодно. Все вопросы о его нужности и уместности пропадут в момент, когда напарник-Чип «случайно» подберет вашего Дэйла и выкинет его в пропасть, неискренним голосом уверяя, что хотел швырнуться ящиком в металлического бульдога.
Ну а потом подоспеет сверхпрочный второй эшелон из Super C, Blue Shadow (она же Kage), Double Dragon 2-3, Bubble Bobble, Teenage Mutant Ninja Turtles 3 (эксклюзив для NES), и все будет чрезвычайно хорошо.
Судя по наличию в подборке Gradius и Ghost 'n Goblins, с лицензированием игр у Konami и Capcom все в порядке, а вот Battle Toads на платформе вряд ли появится — игр Rare не было даже в библиотеке Nintendo Classic Mini. Собственно, игры из первого набора копируют большую часть библиотеки Mini. Предсказываю, что в октябре во второй волне появятся Double Dragon II: The Revenge, Kirbyʼs Adventure, Metroid, Ninja Gaiden, Super C, Bubble Bobble, Final Fantasy III (со Square, похоже, тоже есть отношения) и культовый пазл Solomonʼs Key. А вот Mega Man 2, одна из лучших игр на системе, вряд ли выйдет — все игры серии доступны на Switch в подборках лично от Capcom.
Пока что Nintendo Switch Online существует как proof of concept, действующая модель с проблемами в работе и одной прекрасной, но крайне нишевой сквозной кооперативной игрой. То, что такой сервис наконец-то сделали и запустили, — это очень круто… но, если вы и без этого не были яростным энтузиастом NES как лучшей в мире платформы, вам точно не надо бежать покупать его прямо сейчас.
Потому что у Нинтендо больше ничего нет.
Зачем такое вообще поддерживать? То есть сама идея огонь, но 8-битные тайтлы? Итак выходят ремастеры на ремастерах..
Нужно быть очень сильно выпившим, чтобы на фоне всех существующих эмуляторов вдруг выбрать Switch. А так мне все равно - игры юридически принадлежат Nintendo, они могут создавать под них какие угодно бизнес-модели. Реально Nintendo в этом году сильно подкосила свою репутацию после агрессии по отношению к Emuparadise, который именно из-за Nintendo закрыл вообще все эмуляторные раздачи, даже раздел с PS2 iso закрыли!!!!! Ну и сама идея некрофагии на 8-битных тайтлах тоже не вызывает поддержки в игровых кругах, так как подобная некрофагия от Nintendo тянет игровую индустрию вниз - новых тайтлов и маскотов Nintendo не выпускают, а хотят наживаться на старых и уже надоевших дедах. То есть по сути Nintendo сейчас пытается продавать сборники ностальгического шансона и бати-рока стареющему поколению - это если переводить на музыкальный язык.