15 декабря 2014Игры
Обновлено 17.05.2016

7 причин провала World of Warplanes

Не так давно Wargaming начала закрытое тестирование World of Warships. Это не первая попытка белорусской компании повторить успех World of Tanks на другом «материале». Предыдущий проект — World of Warplanes – игра, у которой были неплохие шансы добиться успеха. А вот почему ей не удалось этого сделать, мы сейчас и попробуем разобраться.
Не так давно Wargaming начала закрытое тестирование World of Warships. Это не первая попытка белорусской компании повторить успех World of Tanks на другом «материале». Предыдущий проект — World of Warplanes – игра, у которой были неплохие шансы добиться успеха. А вот почему ей не удалось этого сделать, мы сейчас и попробуем разобраться.

Еще четыре года назад, летом 2010 года, на рынке появилась очень необычная игра: белорусская компания Wargaming выпустила экшен World of Tanks. Над разработчиками тогда многие смеялись, утверждая, что ничего у них не получится. Да и сами минчане не очень-то верили в успех, прогнозируя всего несколько лет жизни своему детищу. Но «Мир танков» совершенно неожиданно «взлетел». Уже к ноябрю на серверах было создано 700 тысяч аккаунтов, а максимальное количество одновременных пользователей превысило 50 тысяч человек. Сейчас же количество учетных записей приближается к 100 миллионам, а World of Tanks покоряет планшеты и Xbox 360.

Видя, что ниша военных экшенов про Вторую мировую практически никем не занята, Wargaming ринулась закреплять успех. В июне 2011 года была анонсирована еще одна MMO – World of Warplanes. Потом появилась World of Warships, но сегодня нас интересуют именно «самолеты». Которые, к сожалению, потерпели настолько же сокрушительную неудачу, насколько успешным оказался «Мир танков».

1. Авторы

_Авторы** World of Warplanes** – герои или антигерои?_

Авторы** World of Warplanes** – герои или антигерои?

В любом деле важны, в первую очередь, люди, которые им занимаются. И тут Wargaming явно ошиблась с выбором, допустив к созданию World of Warplanes неопытную Persha Studia. Точнее, опыт у украинской команды был, но специфический. Студия занималась в основном аутсорсингом, то есть работала на «больших дядей», помогая создавать крупные и не очень проекты, в том числе сериалы Need for Speed, Battlefield и Overlord. Но в 2011 году коллективу доверили дело, к которому он был откровенно не готов. Да, за процессом следили сотрудники Wargaming, некоторым из которых приходилось летать из Минска в Киев и обратно по несколько раз в неделю. Да и «на усиление состава» в Украину регулярно отправлялись десанты из Беларуси, занимая различные должности в компании виртуальных самолетостроителей. Но это не спасло Persha Studia – удержать планку на уровне, заданном World of Tanks, так и не удалось.

Точнее, сначала все было хорошо – сразу после релиза 12 ноября 2013 года игра привлекла немало людей. Но потом, видя отсутствие качественных изменений, поклонники стали уходить. А разработчики не сумели быстро перестроиться, что-то предприняв. А ведь заметив, что онлайн начинает проседать, надо было кричать об этом на всех углах и что-то предпринимать. Но, судя по сайту, всем все равно. Акции совершенно не впечатляют – даже на годовщину можно было заработать максимум день премиум-аккаунта. А патчи не приносят ничего кардинально нового, ограничиваясь балансными правками и премиумными самолетами. Хотя креативная жилка у команды есть – достаточно вспомнить шутку на 1 апреля, когда небеса заполонили творения сумрачного арийского гения (НЛО с тевтонскими крестами на бортах). Но вот серьезного желания что-то поменять пока не видно.

Разработчикам не до игры – Хэллоуин же!

2. Конкуренты

Будем откровенными, Wargaming и Persha Studia очень не повезло с главным конкурентом. Сами минчане, задумывая World of Tanks, выходили на непаханое поле. Украинцы же тоже попали на поле, только футбольное, на котором желающих взять заветный кубок чемпиона и без них хватает. Были среди претендентов и зарубежные проекты, вроде скромненькой Heroes in the Sky. И хардкорный мультиплеер в «Ил-2 Штурмовик». А в начале апреля 2011 года в дело вступила Gaijin Entertainment, уже пробовавшая свои силы в авиаэкшенах. Хотя сначала информацию о World of Planes (ныне War Thunder) многие восприняли как шутку, эдакое желание подколоть Wargaming. Но уже 6 июня, за день до анонса World of Warplanes, начался прием заявок на альфа-тест.

Немало виртуальных пилотов до сих пор считают «Ил-2 Штурмовик» лучшей авиаигрой в истории

Немало виртуальных пилотов до сих пор считают «Ил-2 Штурмовик» лучшей авиаигрой в истории

Журналисты, радостно потирая лапки, достали попкорн и приготовились смотреть «битву титанов». Мнения, кто победит, разделились. Одни считали, что с Wargaming соревноваться бесперспективно. И что великолепные белорусы попросту задавят авторитетом. Собственно, и на «Канобу» World of Warplanes оценили очень высоко. Но были и другие, сомневающиеся. «У Gaijin за плечами есть опыт создания авиаигр, а у Persha Studia нет, – говорили они. – А сделать авиационный экшен сложнее, чем танковый». И, как ни странно, они оказались правы – опыт сыграл свою роль.

Еще пять лет назад Gaijin Entertainment сделала авиаэкшен Wings of Prey

Еще пять лет назад Gaijin Entertainment сделала авиаэкшен Wings of Prey

3. Аудитория

Три года назад казалось, что Persha Studia с Wargaming знают, на что идут. И что у них все четко просчитано: «Мир танков» был успешным, так что и World of Warplanes «взлетит». Но, похоже, рассчитывали, в первую очередь, на госпожу Удачу. На то, что виртуальные танкисты заинтересуются новой MMO, и часть рожденных ползать все-таки присмотрится к облакам. Только самолет – не танк, его за домиком не остановишь. Это на земле мы деремся в двух измерениях, а в небесах – в трех. Тут нужны совсем другие навыки, и неудивительно, что многие бывшие танкисты уходили обратно, так и не справившись с ориентированием в воздушном пространстве.

В «Танках» тоже можно летать. Но плохо и недолго

В «Танках» тоже можно летать. Но плохо и недолго

Конечно, была надежда и на тех, кому танки неинтересны, но хотелось скоротечных боев в воздухе без симуляторных «заморочек» (вроде взлета/посадки или возни с закрылками). Собственно, они-то сейчас и составляют сейчас большую часть аудитории World of Warplanes. Но здесь мы возвращаемся к пунктам 1 и 2. Чтобы удержать таких виртуальных пилотов, надо было развиваться или выдавливать конкурентов с рынка, чего Persha Studia сделать не смогла. Скатившись, в итоге, к совершенно постыдным цифрам в 5-6 тысяч онлайна в кластере RU в субботу вечером. Чисто для сравнения: в «Мире танков» в то же время нормальными цифрами считаются 165-170 тысяч. А у главных конкурентов в War Thunder (вместе с танкистами) – 60-65 тысяч. И большинство из них предпочитает аркадный режим, который хотя и посложнее, чем в World of Warplanes, но на чистый симулятор не тянет.

Две с половиной минуты ожидания боя в World of Warplanes? Вы это серьезно???

Две с половиной минуты ожидания боя в World of Warplanes? Вы это серьезно???

4. Режимы

Да, компенсировать эти недостатки можно было, если бы появилось желание развивать игру не количественно, а качественно. К сожалению, с этим разработчики World of Warplanes тоже не справились. Формально на сегодня режимов четыре, но стоит ли учитывать бой с ботами, командную тренировку и обучение? Вот и остается у нас один (повторяю: «один!») онлайновый режим, где надо либо всех перебить, либо добиться «превосходства» за счет успешных действий. Знаете, для игры, которой недавно исполнился год, этого как-то маловато. И уж точно мало для проекта, у которого есть минимум один серьезный конкурент.

А теперь давайте посмотрим на конкурентов. Даже скромная Heroes of the Sky может похвастаться разнообразием вариантов, в том числе длинными сюжетными кампаниями и войнами между фракциями. Что уж говорить про War Thunder. Там даже обычных боев три вида – аркадные, реалистичные и симуляторные. А ведь есть еще гонки на самолетах, отдельные миссии, динамические и исторические кампании. Последних пока всего две, но они превращают War Thunder в частично однопользовательскую игру. Впрочем, в отдельных миссиях, например, тоже можно сражаться в одиночку (причем на трех уровнях сложности) и получать за это приличные награды. А таких заданий около 90, и их действие происходит в самые разные эпохи – от эры бипланов (Гражданской войны в Испании) до становления реактивной авиации (Корейской войны).

Чего только не встретишь в War Thunder. Здесь, например, мы охраняем колонну машин от наземной техники врага

Чего только не встретишь в War Thunder. Здесь, например, мы охраняем колонну машин от наземной техники врага

5. Самолеты

Если взглянуть на древо развития в World of Warplanes, кажется, что разнообразия в нем хватает. Но в действительности все чуть хуже. Есть всего два варианта: истребители (трех типов) и штурмовики (автор в курсе, что их теперь обозвали «ударными самолетами»). Да, тяжелые истребители способны уничтожать и наземные объекты, но вопрос ведь не в этом. Кажущееся многообразие техники в игре от Wargaming и Persha Studia на деле как-то не впечатляет. Нет здесь ни знаменитого Ju.87 – «лаптежника», встречающегося в мемуарной литературе на каждом шагу. Нет и прославленного B-17, сыгравшего немалую роль в победе над Германией. И несколько вариантов И-16, способных потешить самолюбие отечественного игрока, не спасают положение. Ну, зато хоть «бумажные» модели (никогда не поднимавшиеся в небо в реальности) нас повеселят.

Забавные самолеты в World of Warplanes есть. Хотя в World of Tanks «бумажной» техники явно больше

Забавные самолеты в World of Warplanes есть. Хотя в World of Tanks «бумажной» техники явно больше

Впрочем, проблема даже не в этом – любовью к несуществовавшим машинам славятся многие онлайн-экшены про Вторую мировую. Вопрос в том, что из-за небольшого количества вариантов выбрать особо не из чего. Черт с ними, со стратегическими бомбардировщиками. В конце концов, не каждый сможет изо дня в день летать на пятикилометровой высоте, когда цель превращается в точку в прицеле. Но ведь здесь нет и, как говорят разработчики, «не планируется» даже торпедоносцев, так как «цели на воде неплохо уничтожаются и бомбами». Хорошо хоть эти самые бомбы с ракетами есть, а то было бы совсем уныло.

Кстати, в Heroes in the Sky попадаются НЛО. Тоже творение чьего-то «гения»

Кстати, в Heroes in the Sky попадаются НЛО. Тоже творение чьего-то «гения»

6. Карты

Прошел уже год с момента релиза, а карты в World of Warplanes тоже не впечатляют. Практически все они сделаны по одной схеме: есть две условные «базы», прикрываемые зенитной артиллерией. А по самой локации разбросано несколько наземных/наводных целей, которые надо уничтожить. Эти самые цели делают вид, что сражаются друг с другом, но в действительности представляют собой декорации. Вот и все, достойное упоминания. Не считать же серьезными особенностями горы или ущелья? Или замену водной поверхности лесом?..

Заменить воду на землю, а корабли на зенитки – и не отличишь эту карту World of Warplanes от других

Заменить воду на землю, а корабли на зенитки – и не отличишь эту карту World of Warplanes от других

Конечно, у карт World of Warplanes есть и достоинства, и главное из них – небольшие размеры. Здесь вам не придется минуту лететь к месту схватки, как в War Thunder. Да и надолго бой не затянется – десяти минут обычно более чем достаточно. Благодаря этому играть в MMO от Persha Studia и Wargaming можно даже в обеденный перерыв (если компьютер на работе потянет, конечно). Но вот если хочется разнообразных и красивых локаций, вам точно не сюда. Конечно, бывает и хуже. Когда видишь графику и прорисовку объектов в Heroes in the Sky, вообще хочется хлопнуть дверью и навсегда удалить этот «шедевр». Но ведь бывает-то и лучше!

Кто видел графику в Heroes in the Sky, того ужастиками не запугаешь

Кто видел графику в Heroes in the Sky, того ужастиками не запугаешь

7. Геймплей

И немного о наших «альфа и омега» – геймплее (впрочем, о нем мы уже немало говорили сегодня). По своей сути World of Warplanes – просто копия «Мира танков» в трех измерениях. С небольшими изменениями – захватывать базу для победы не нужно, достаточно просто добиться «превосходства» (но и вариант «перебить всех врагов» никуда не делся). Как бы то ни было, геймплей World of Warplanes страдает от однообразия. World of Tanks в свое время брал новизной, но даже там одно и то же народу все-таки приелось. К счастью, Wargaming заметила это, начав регулярно вводить что-то новенькое, и не только режимы. Одна глобальная карта – развлечение для кланов на долгие месяцы – чего стоит.

У вашей машины в World of Warplanes мало «очков жизни»? Идите на таран – иногда помогает!

У вашей машины в World of Warplanes мало «очков жизни»? Идите на таран – иногда помогает!

Развивался «Мир танков» и экстенсивно – количество карт росло, да и интересная техника с необычными «фишками» иногда появлялась. Вспомните, какой фурор вызвали барабаны заряжания. Где хоть что-то похожее в World of Warplanes? Ну, да, в этом году добавили несколько карт и премиумных самолетов, а также бой с ботами. Но это практически все, достойное упоминания. А ведь без развития геймплея и появления новых «фишек» игре прямая дорога на свалку истории, не поможет даже единый премиум-аккаунт с World of Tanks и World of Warships. Увы, после прокачки всех самолетов заняться в World of Warplanes решительно нечем. А недавно введенный мизерный клановый функционал вряд ли заставит сбежавших поклонников вернуться обратно.

В War Thunder если поломают фюзеляж – самолету каюк. И «хит-поинтов», кстати, нет

В War Thunder если поломают фюзеляж – самолету каюк. И «хит-поинтов», кстати, нет

Итоги

Идеального авиационного экшена пока, увы, не придумали. Heroes in the Sky, к примеру, явно черпала вдохновение в корейских MMO с их гриндом и «заточкой» предметов. Мультиплеер в «Ил-2 Штурмовик» привлекает лишь тех, кто готов долго учиться, прежде чем начать побеждать. Не без греха и War Thunder, где старожилы имеют явное превосходство над новичками даже на одноуровневой технике, причем не только за счет «прямых рук», но и из-за особенностей системы прокачки. (и это мы еще не разбирали вопрос сомнительного баланса самолетов). К тому же, у World of Warplanes тоже можно найти положительные стороны – быстрые бои, низкий порог вхождения и простое управление. Но чтобы стать настоящим хитом, этого катастрофически мало.

Комментарии 62
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
SlideB
SlideB
Потому что не первые сделали ммо авиосимулятор, вот и всё, кратко и ясно.