7 крутых тактических игр — от The Banner Saga до Divinity: Original Sin 2

Павел Шаповал
Тактические игры — довольно широкий жанр. Через него проявляется множество сеттингов, в нем как-то уживаются и стратегии, и ролевые игры. Где-то есть лишь элементы тактики, где-то на этом строится вся механика. Мы не станем особо копаться в значении формулировок и вместо этого просто возьмем все эти прекрасные игры и выберем из них семь крутых — по нашему мнению, конечно.

Оригинальная Divinity: Original Sin — одна из лучших современных RPG, игра с глубокой тактической системой. Вторая часть преумножила достоинства предшественницы, доведя их практически до совершенства.

Конечно, Original Sin — не чистая тактика, к тому же она часто забивает на классические правила, но забыть о ней попросту невозможно. У нас так долго не было чего-то действительно крутого в жанре, что Divinity хочется проходить и перепроходить раз за разом в ожидании того, что кто-то сможет создать хотя бы примерно сравнимое по крутости.

Трудно вспомнить игру, где в голове нужно держать столько всего, жизненно необходимого для уничтожения врагов. Вот лужа с ядом — туда можно выстрелить фаерболом, взорвав все к чертям, а потом еще и проклясть все, чтобы превратить всю локацию в ад. И перед этим следует правильно разместить на поле боя членов партии, продумав действия на несколько шагов вперед. Понятно, что это не так сложно, как было в тактике в 90-х, где приходилось еще и все параметры персонажей на бумажке записывать, но никто же не будет ругать игру за удобство, верно?

XCOM — практически идеальный перезапуск. Firaxis удалось выдержать идеальный баланс между необходимыми серии упрощениями и сложностью геймплея. Авторы избавились от множества ненужных, перегружавших прежние части элементов, но при этом не сломали главное — тактику. В XCOM безумно интересно и сложно играть — даже на нихки уровнях игра редко прощает ошибки и жестоко наказывает тех, кто решил, что броситься на первого попавшегося пришельца будет умно. Нет, в этой игре надо продумать план действий, провести разведку и затем надеяться, что за ближайшим поворотом на засела толпа мутонов или сектопод.

В XCOM подготовка к сражению чуть ли не важнее самого сражения, а каждое ваше решение реально имеет значение. В этой игре нужно наблюдать за врагом, постоянно стремиться к тому, чтобы опередить его в развитии, и всегда быть умнее пришельцев.

Enemy Within — расширенное переиздание XCOM, куда добавили генетические манипуляции и мехов. То есть в два раза больше удовольствия, чем в оригинальной Enemy Unknown!

Причем при желании вы можете сыграть и в давние UFO: Enemy Unknown, и в X-COM: Terror from the Deep. Просто давайте посмотрим правде в глаза: далеко не каждый современный игрок захочет играть в тактику из середины 90-х. Поэтому мы и решили отдать место в этой подборке переизданию.

Впрочем, среди старых тактических игр есть такие, которые нельзя обойти внимание в таком разговоре. Речь о Jagged Alliance 2, где группа легендарных наемников решала проблемы вымышленной страны третьего мира. И все это — в изометрии, плюс герои с перками и огромным количеством уникальных характеристик, богатый арсенал и масса возможностей для свержения местного диктатора. В общем, представьте Tropico, где вы — это партизаны, которые хотят уничтожить уютный мирок и посадить верного Пенультимо в построенную им же тюрьму.

Jagged Alliance 2, как и X-COM, — весьма сложная игра, где количество перезагрузок после неверного хода зашкаливает. Самое обидное — в какой-то момент понять, что ошибку вы совершили несколько часов назад, а последствия проявились только сейчас. Кроме того, герои уставали, страдали от ран, играла большую роль психологическая атмосфера в команде. Все выглядело максимально реалистично — казалось, что канадская студия Sir-Tech подумала вообще обо всем.

И важно, что в Jagged Alliance хоть и показывали серьезный конфликт, никогда не упускали возможности поиронизировать или отпустить уместную шутку. Интересно, что там с бедным Эллиотом?

У культовой вселенной Shadowrun много видеоигровых проявлений, но нас волнует серия тактических игр в изометрии, начавшихся с Shadowrun Returns. Это отличная возможность попасть в фантастический мир, где научная фантастика и киберпанк удачно смешаны с фэнтези и магией. По сути, Shadowrun — это такой Blade Runner, только с орками, троллями и эльфами. Хотя Returns и ее продолжения ценны не только сеттингом — им удалось грамотно смешать классические RPG-механики с крутейшей тактикой.

Почему мы выбрали именно Dragonfall? Потому что она кажется максимально цельной, созданной с вниманием к деталям, а еще Берлин здорово подходит под вселенную Shadowrun. Местами даже лучше, чем следующий за ним Гонконг. Ну, и дракон, конечно, куда ж без него.

Fallout Tactics поти всеми поклонниками серии считается или провальной, или неканоничной, или вообще позорной. И незаслуженно, на мой взгляд. Да, эта игра — эксперимент, который стал неожиданностью для фанатов, но это вовсе не значит, что сама по себе Brotherhood of Steel — плохая. Пустошь в ней никуда не делать, отколовшаяся часть Братства Стали, вынужденная поселиться около Чикаго, исповедовала все те же принципы технократии, разве что этические нормы у них немного изменились.

Fallout Tactics — отличная тактика. Сложная, с напарниками, переставшими быть болванами, подчинающимися трем простейшим командам, массой новых механик и геймплейных возможностей. Собственно, как раз то, что фанатам серии и не понравилось, сделало из Brotherhood of Steel хорошую тактическую игру.

И если вы до сих пор в нее не сыграли, то обязательно попробуйте сделать это — хуже точно не будет.

Серия Fire Emblem — тот редкий случай, когда практически все части вполне могут войти в любой топ лучших тактических игр. Сейчас их уже пятнадцать штук, и каждая часть хороша по-своему — будь то первая, Shadow Dragon and the Blade of Light, или последняя на данный момент, Shadows of Valentia. Проблема только в том, что далеко не все они выходили на Западе. Из тех, что выходили, лучшая — пожалуй, Fire Emblem: Awakening.

В ней появилось несколько занятных механик, которые затем переняли многие другие тактические игры. Скажем, в Awakening между героями могла возникнуть психологическая связь, дающая бонусы в сражениях. Кроме того, это одна из первых Fire Emblem, поистине дружелюбная к новичкам — там, к примеру, авторы дали возможность отключить permadeath.

В общем, Awakening — отличный вариант, чтобы дождаться релиза Fire Emblem: Three Houses, которая выйдет весной следующего года на Switch.

Если вы любите тактические игры, то наверняка знаете о The Banner Saga. Это увлекательная история в трех частях, посвященная борьбе за жизни в условиях приближающегося конца света. Мир The Banner Saga населен людьми и мифическими существа, среди которых гигантские варлы, напоминающие монстров из скандинавских легенд, кентавры и главная угроза цивилизации — драги.

Геймплейно The Banner Saga очень похожа на Final Fantasy Tactics — есть главное задание, выполнить которое можно, пройдя отрядом до какой-то определенной точки. Никаких поворотов, только голодные люди, варлы и кентавры, которые периодически сражаются как с воинами драгов, так и с обычными разбойниками.

И вот как тактика The Banner Saga блистает. Десятки разных персонажей, множество вариантов компоновки отрядов. Чуть меньше возни с умениями и снаряжением, чтобы не отвлекаться от главного — но ведь в простоте нет ничего плохого.

Авторы The Banner Saga умело акцентируют внимание на самом важном, не заставляя вас мучиться с миллионом ненужных характеристик и выбирать между мечом с огненным уроном и оружием, которое умеет петь, умываясь кровью врагов. Это шахматы, только красивее.

Теги
Комментарии (33)

Даже Fallout Taсtiсs подняли, а про Silent Storm ни слова..

От себя порекомендую Silent Storm - отличная тактика, в которой разрушаемость заставляет менять старые трюки. Спрятаться в угол и потихоньку отстреливать подошедших к двери врагов больше не получится, ведь враг может взорвать стену и расстрелять тебя в упор. Или взорвать вместе со стеной. Или метким выстрелом убить сквозь стену. В общем, укрытия перестали быть лучшими щитами.


А из консолей помяну первую Disgaea, Tactics Ogre и первую Final Fantasy Tactics. Disgaea хороша самой тактикой, и бесконечным игровым процессом, но не перегружена множеством механик. Tactics Ogre очень хороша сюжетом, позволяющим прочувствовать на себе все тяготы войны, ну а Final Fantasy Tactics что-то среднее между ними. Хотя сюжет мне в ней не очень нравится под конец, это один из лучших выпусков серии Final Fantasy вообще.


А вот из Fire Emblem я бы, пожалуй, выбрал Radiant Dawn. Ничего лишнего, только тактика. Сюжет весьма хорош и динамичен, а вкупе со множеством героев и очень большой продолжительностью (для линейной игры), получается ну очень эпичная история. Awakening на её фоне больше выезжает дейтсимом и сводничеством персонажей, а не игровым процессом или сюжетом.

Один мейнстрим. Обожаю тактические игры, и хотелось бы услышать про какие нибудь менее известные проекты тип Door kickers и тд.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE