7 фильмов, похожих на «Игру престолов»
Как обычно, я рекомендую лишь те произведения, про которые вы, скорее всего, не вспомнили бы без моей помощи. Поэтому не ищите в этом топе «Гладиатора» или первую часть «Властелина колец» (хотя это отличные фильмы). Фильмов будет ровно семь — по числу вышедших сезонов.
1. «Конан-варвар» (Conan the Barbarian),1982
В материале о лучших фильмах Арнольда Шварценеггера я уже рассказывал об этом шедевре режиссера и сценариста Джона Милиуса. У картины трудная творческая судьба: первый вариант сценария написал Оливер Стоун, употребляя невероятные количества кокаина, и у него получился четырехчасовой эпос про постапокалиптический мир, в котором Конан сражается с армией мутантов (сценарий Стоуна легко доступен в Сети).
Милиус от всего этого благоразумно отказался, оставив лишь отдельные моменты из первой половины сценария Стоуна и написав свою, сурово-минималистскую версию с минимум диалогов и максимумом экшена в духе самурайских фильмов Акиры Куросавы.
Кое-что Милиус позаимствовал из лучших рассказов Роберта Говарда (скажем, сцену распятия Конана на кресте и ночное проникновение в башню), но лучшую сцену фильма он придумал сам, ни на чем особо не основываясь.
Речь, конечно же, о сцене, в которой тщедушного мальчика-раба приковывают к The Wheel of Pain (Колесу Боли) вместе с массой других рабов, он толкает колесо, потом мы видим, что других рабов уже нет (они все умерли от непосильного труда) и Колесо в одиночку, сам по себе толкает взрослый Арнольд Шварценеггер!
Слышите этот хруст? Это Джордж Р. Р. Мартин кусает себя за локти от того, что это не он придумал всю эту последовательность сцен с разорением киммерийской деревни, Колесом Боли, гладиаторскими боями, бегством от волков, обнаружением древнего меча и дальнейшим путешествием по степи — уже в волчьих шкурах.
И это ведь только пролог удивительного 130-минутного фильма, в котором будет все — секс, борьба за власть, откровенное насилие, внимание к историческим деталями, настоящие мечи и доспехи, каннибализм и первобытная правдивость происходящего, — что нужно абсолютно первоклассному кино в жанре фэнтези.
2. «Повелитель зверей» (The Beastmaster), 1982
Второй лучший фэнтези-фильм всех времен снял невероятно талантливый сценарист и режиссер Дон Коскарелли, известный по серии «Фантазм».
Как и Питер Джексон, Коскарелли начинал как режиссер фильмов ужасов, а потом решил попробовать себя в фэнтези. Но, в отличие от «Властелина колец», «Повелитель зверей» не стал кассовым и критическим хитом — фильм собрал всего $14 млн при бюджете в $9 млн и в наше времч считается фильмом категории B, а то и класса C.
Мне это совершенно непонятно: это не Hawk the Slayer и не Krull, не фэнтези-трэш под D&D или «Звездным войнам», это сценарий и фильм, по меньшей мере сопоставимый с «Конаном-варваром», а местам и превосходящий его.
Да, Марк Сингер в роли Дара — далеко не Шварценеггер, но это картина, в которой весь актерский состав выкладывается на 100%, стараясь создать как можно более убедительную картину происходящего в сказочном фэнтези-мире: включая секс-символ 80-х Таню Робертс, орла, пантеру и пару очень фотогеничных хорьков.
Действие Коскарелли умеет снимать не хуже Джексона, и в фильме есть великолепно задуманные боевые сцены вроде операции по освобождению короля из подземелья, охраняемого Стражниками Смерти (зомби-рыцари в духе Грегора Клигейна впервые появились на экране именно в этом фильме).
И это далеко не кульминация — после этого будут и штурм храмовой пирамиды, и совершенно эпичная последняя битва с ордой дотракийцев кочевников-Джанов. Мне эта сцена кажется не менее мощной, чем последняя битва в «Конане-варваре», но она не столь удачно вставлена в фильм в сценарном плане: основной сюжет к этому времени уже успел завершиться.
Ну и последняя деталь, роднящая великолепный The Beastmaster с творчеством Мартина: да, фильм провалился в театральном прокате, но пользовался огромной популярность на американском телевидении, где его показывали…_ по каналу HBO!_
3. «Убийца дракона» (Dragonslayer), 1981
Лучший художественный фильм, когда-либо выпущенный компанией Disney. Это совсем не та история, которую вы ожидаете при словах «Дисней» и «фильм про дракона».
Перед нами очень брутальное кино: взгляните на эту сцену жертвоприношения, и скажите, что она не смотрелась бы уместно в одной из серий «Игре престолов»!
Тут и поединки на копьях и мечах, и потрясающие боевые сцены с участием 12-метрового гидравлического дракона и кукольной анимации (за которую фильм был выдвинут на «Оскара»), и очень атмосферная операторская работа с использованием минимального уровня освещения… в основном это драконье пламя.
Как и большинство фильмов в этом списке, Dragonslayer — авторский проект одного режиссера и сценариста. Фильм написал и снял Мэтью Роббинс, хороший друг Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга, и это его единственная значительная режиссерская и сценарная работа. Взяв за основу один из самых избитых сказочных сюжетов (дракон, девственницы, рыцарь), Роббинс придал ему очень оригинальную закрутку.-
Обратите внимание на сеттинг — это не абстрактное фэнтези, а совсем незначительно отдаленное от нашей реальности пост-римское Средневековье. Одного из персонажей зовут Тириан (!), ну а сам драконище носит очень мартиновское имя Vermithrax Pejorative.
4. «Огонь и лед» (Fire & Ice), 1983
Гениальный американский мультипликатор Ральф Бакши в жизни не снял ни одной слабой или проходной картины: Fritz the Cat, Coonskin, Heavy Traffic, American Pop, самая первая экранизация «Властелина колец»… Но его бескомпромиссные мультфильмы для взрослых с использованием ротоскопии (обрисовки живых актеров) и экспериментальной анимации проваливались либо в прокате, либо у критиков, а обычно и там, и там.
Fire & Ice с треском провалился в прокате и у критиков, списавших картину в утиль как мульт-подражение «Конану-варвару». При этом в наше время «Огонь и лед» включают в списки лучших анимационных лент всех времен.
Фильм был написан и нарисован Бакши в соавторстве с Фрэнком Фразеттой, американским иллюстратором, который изобрел и довел до совершенства классическую фэнтези-обложку в духе «мускулистый варвар с топором, скудно одетая девушка у его ног и толпа мутантов».
Сюжет в мультфильме практически отсутствует. После долгих лет борьбы с Толкином Бакши решил снять максимально простой фэнтези-боевик: взять героя и героиню с типичной фразеттовской обложки и отправить их в путешествие по кишащему кошмарными монстрами фэнтези-миру.
Кайф тут — в прорисовке каждой боевой сцены, героев, существ, окружений, завораживающе-плавно перетекающих одно в другое. Параллели с Мартином тут проводить, я думаю, не нужно: обо всем позаботилось название.
5. «Волшебники» (Wizards), 1977
Еще один шедевр Ральфа Бакши. Фильм вышел за 6 лет до Fire & Ice и, как ни странно, пользовался кассовым успехом в кинотеатрах, а критики его преимущественно хвалили. Это единственный случай, когда к Бакши почти пришел мэйнстримный успех… что, согласитесь, многое говорит об аудитории, ходившей в кинотеатры в конце 70-х!
Сценарий в Wizards куда более сложный, а мир — более изощренный, нежели в Fire & Ice. Это и фэнтези, и постапокалиптика, и аллегория про Вторую мировую войну.
Сюжет больше всего похож на пересказ какого-нибудь забытого аниме, которое в те годы как раз набирало силу в Японии и за океаном. Через 2 млн лет после ядерного конца света, в мире, населенном феями, эльфами и гномами, группа разношерстных героев отправляется уничтожать ужасную технологию, оставшуюся от старого мира.
Если вам этого мало: один из героев — робот по имени Некрон-99 Мир.
Параллели с Мартином? Взрослый контент, личность принцессы (точнее, дочери президента), к которой подсылают убийц, смешение фэнтези с твердой фантастикой и другими жанрами, постапокалиптическая магия (Рок, Валирия).
Два мультфильма от одного аниматора в топе — это много. Но в наше время Бакши мало кто помнит, а мне бы очень хотелось, чтобы вы ознакомились со всем творчеством одного из лучших мультипликаторов мира.
6. «Центурион» (Centurion), 2010
В 2010 году отличный жанровый британский режиссер и сценарист Нил Маршалл (Dog Soldiers, The Descent, Doomsday) выпустил очень жестокий и реалистичный исторический боевик с большой труппой сравнительно малоизвестных актеров.
В наше время актерский состав «Центуриона», мягко говоря, впечатляет: Майкл Фассбендер, Доминик Уэст, Лиам Каннингем, Дэвид Моррисси, Риз Ахмед, Пол Фримен, Имоджен Путс…
Каллум Линч, Давос Сиворт, Губернатор, Бодхи Рук и одна из самых красивых женщин мира в одной команде! И это я еще не упомянул Ольгу Куриленко, которая в этом фильме сыграла свою самую сложную (хотя бы в физическом плане) роль, и которая — самый мартиновский персонаж во всей этой истории.
Сценарий тут не самый оригинальный: он посвящен реальной тайне бесследного исчезновения римского Девятого легиона во время боевых действий на территории современной Британии.
Герои — или легионеры, или варвары, сюжет — цепочка боев, погонь и привалов-передышек с суровыми мужскими шутками. Но массовые и индивидуальные поединки поставлены настолько лихо, что Маршалла потом звали ставить большинство батальных эпизодов исторических американских сериалов… включая Blackwater и The Watchers on the Wall одного небезызвестного сериала HBO.
7. «Орел Девятого легиона» (The Eagle), 2011
Очень профессионально написанная и снятая экранизация историко-приключенческого романа английской писательницы Розмэри Сатклиф, ставшего началом целой трилогии прекрасных книг из жизни Древнего Рима и древней Британии, почему-то считающихся детскими.
Главные герои — римский центурион Марк Флавий Аквила (экранный образ — Чэннинг Татум) и его личный раб/друг Эска из кельтского племени бригантов (экранный образ — Джэйми Белл). Вместе они… ну да, пытаются раскрыть реальную тайну исчезновения Девятого легиона. Отца главного героя считают виновником потери Знака орла — символа бесследно пропавшего легиона, и Татуму с Беллом надо этого орла во что бы то ни стало найти во время смертельно опасных приключений в горах современной Шотландии.
Боевая часть снята далеко не так лихо, как у Маршалла, но сюжет выстроен просто ювелирно, с очень интересным и убедительным развитием отношений между центурионом и его рабом, которые за Валом Адриана меняются местами в системе социальных отношений.
Главную параллель с Мартином тут раскрыть не получится — это спойлер к финалу фильма, связанный с судьбой оставшихся без легиона легионеров. Так что мы ограничимся концепцией огромной Стены, отделяющей варварские земли от цивилизованных, и героев, вынужденных отправиться в экспедицию на другую сторону Стены с личными целями.
«Орел Девятого легиона» лучше всего смотреть подряд с «Легионом» — а если взять режиссуру Маршалла и сценарий Джереми Брока и объединить их в один фильм, это был бы совершенный шедевр.
Заслуживают упоминания:
- «Экскалибур» (Excalibur) Джона Бурмэна
- «Леди-ястреб» (Ladyhawke) Ричарда Доннера
- «Темный кристалл» (The Dark Crystal) Джима Хенсона
- «Легенда» (Legend) Ридли Скотта
- «Убить дракона» Марка Захарова