69 неудобных вопросов к фильму «Бегущий по лезвию 2049»
Если вы уверены, что знаете ответ на один из вопросов — пишите в комментариях, и тем более — если у вас есть собственные вопросы, которые я не озвучил. Уверен, я вспомню далеко не все.
Уточню, что вопросы тут будут не всегда «неудобные», то есть придирки и указание на дыры, иногда это просто лакуны — вещи о вселенной, которые мы не знаем и которые при детальном рассмотрении несколько раздражают своей туманностью.
Если относиться к моему списку непоняток не как к пунктам, на которые «2049» обязан был дать ответы, а просто как к вопросам, оставшимся у меня после просмотра, логика статьи будет более понятной.
Для начала я приведу приблизительный таймлайн событий вселенной, которые привели к событиям фильма. Он основан на официальном таймлайне, выложенном до премьеры, событиях короткометражек (три ролика ниже) и, собственно, рассказанном в обоих «Блейдраннерах». Это поможет прояснить ситуацию перед тем, как искать в ней дыры и недоговоренности.
Таймлайн событий
До 2018
Тайрелл производит на свет несколько поколений репликантов, которые действую преимущественно в колониях. Сколько именно колоний, мы не знаем, Уоллес говорит, что помог заселить всего 9. Девять колоний у человечества это всего или же только новые, которые заселяли репликанты конкретно Уоллеса, неизвестно.
На Земле уже существуют подразделения «бегущих по лезвию» (вы кстати знали, что более близкий перевод термина — барыжащий лезвиями, этот термин взят из другого произведения и там так называли подпольных распространителей медицинских товаров, run это же не только «бегать», а еще и управлять чем-то или продавать что-то, переправлять), так как Декард уже успел не только поработать блейдраннером несколько лет минимум, но еще и уйти в отставку, запомнившись шефу как «лучший в своем деле».
2018
Бунт нексусов-6 в колонии приводит к запрету их на Земле.
2019
События оригинального фильма. В какой-то момент до визита Декарда Тайрелл создает Рэйчел — экспериментального репликанта вне серии с не ограниченным искусственно сроком жизни и способностью к деторождению. Возможно, он специально представляет ее Декарду, чтобы у них случился роман, секс и — если у Тайрелла получилось — ребенок. Возможно, и фальшивое фото Рэйчел и ее матери, которое явно для Рэйчел самое главное, должно было зародить в ней желание самой стать мамой.
Декард и Рэйчел сбегают из города.
2020
Корпорация «Тайрелл» выпускает Нексус-8 с неограниченным сроком жизни и идентификатором на правом глазу — по-прежнему для колоний.
Декард и Рэйчел встречаются с другими беглыми репликантами — как минимум Фрейсой и Саппером (так как они в итоге принимают роды). То есть эти два нексус-8 были только выпущены, но уже успели взбунтоваться и уйти в подполье. Саппер успел повоевать, дезертировать и вернуться на Землю, чтобы принять роды Анны.
2021
Роды. Предположительно, происходит все это на ферме Саппера, Рэйчел умирает при родах, там же ее и хоронят. Фрейса фотографируется с новорожденной Анной на руках. Декард, возможно, при родах и не присутствовал — он мог отколоться еще раньше, чтобы замести следы.
06.10.21 у нас — 6 октября, но у американцев это 10 июня, месяц идет первым. Как бы то ни было, с момента первого соития Декарда и Рэйчел проходит больше года. Значит, ребенка они зачали все же позже, уже в бегах, это не дитя «того самого полуизнасилования», которое мы видим в первом фильме.
Между 2021 и 2030
Фрейса отдает девочку в приют. Декард селится в Вегасе, вырезает дочери игрушку и ту передают Анне. Когда коня пытаются отобрать, она прячет его в заброшенной домне.
Между 2021 и 2048
Кея создали как генетическую копию Анны, чтобы сбить ищеек со следа, он изначально — обманка, чья роль — отдуваться за Анну. Мол, если бы искали по ДНК, нашли бы Кея, и увидели бы по записям, что близнец-девочка умерла. Когда именно его создали — неясно. Но нексус-9 выпустят только в 2036, а именно им не то является, не то притворяется Кей, поэтому скорее все же после 2036.
2022
ЭМИ уничтожает или повреждает данные на территории почти всех США, мировой финансовый рынок рушится.
2023
Так как в организации теракта с ЭМИ винят репликантов (и не зря, что доказывает короткометражка «Сбой 2022»), их окончательно запрещают — везде. Нексус-6 уже сами передохли из-за своего четырехлетнего срока жизни, а на нексус-8 объявляется охота.
После 2030
В какой-то момент Анну из приюта переводят в ее личное здание и придумывают новую легенду — родители улетели с Земли, а дочь осталась, так как у нее серьезное иммунное заболевание.
Из детдома сирот обычно отпускают в 16, у нас тут явно не обычный интернат, а рабская потогонка, но контролировать здоровых лбов сложнее, поэтому скорее всего детей отпускают все в те же 16. Если следовать этой логике, то Анна уходит оттуда в 2037.
2036
Через восемь лет после покупки Уоллесом остатков компании Тайрелла, он убеждает комиссию снять запрет на выпуск репликантов и создает Нексус-9, послушных из-за усовершенствованной технологии имплантации памяти.
После 2040
Сложно сказать, когда именно проявился талант Анны к сотворению воспоминаний, когда этот талант стал профессией, когда она начала выполнять заказы для Уоллеса и когда именно решила поместить в новых репликантов (или же только в Кея) свое собственное воспоминание. Учитывая, что оно есть у Кея, а тот явно успел поработать в полиции хотя бы год-два (его не воспринимают как новичка), то все это произошло где-то между 40 и 48 годами.
2049
Саппер, выбравшись в город со своей фермы, решает вступиться за знакомых девушек, раскидывает горе-насильников и этим вызывает подозрения о своей природе, на него доносят, причем сообщают и адрес фермы, который был указан в выроненных им платежках (это все показано в короткометражке «Некуда бежать»). Это запускает события сиквела.
Вопросы
Предыстория
1. Зачем Тайреллу делать Рэйчел фертильной?
Он говорит, что Рэйчел — эксперимент. Первый репликант, который не в курсе, что не является человеком, она первая, кому вживили искусственные воспоминания. Сделано это для того, чтобы стабилизировать психику и сделать изделия компании менее проблемными. Прибыль — вот что волнует Тайрелла, с чего он и начинает свои объяснения.
Как в это вписывается фертильность? Зачем Тайреллу делать репликантов способными к размножению? Это явно не поможет сделать их более спокойными, покорными и предсказуемыми.
Среди репликантов есть и «модели для удовольствий», вот кто-то обрадуется, когда его секс-робот скажет ему, что залетела.
Допустим, Тайрелл подобно Уоллесу видит в живорождении способ увеличить темпы производства, но взрослеющие 14-16 лет до рабочего состояния андроиды, требующие питания и ухода — это не особо походит на ускорение. Помогло бы ускоренное взросление, но об этом не говорится ни слова. Генная инженерия выглядит не слишком развитой в этой вселенной — все, чего удалось добиться в совершенствовании репликантов в сравнении с человеком — это некоторое увеличение силы и выносливости, игры с циклом жизни. Не факт, что наука этого мира уже способна создать работающий алгоритм ускоренного взросления, не вытекающий в ускоренное же старение.
2. Декард: человек, репликант или специальный репликант?
«2049» не то что не отвечает на главный вопрос франшизы (и многие этому рады), но лишь усложняет его. Уоллес задумывается о том, что Декард может оказаться не просто репликантом, а репликантом, специально созданным Тайреллом в пару Рэйчел, они были Адамом и Евой, изначально предназначенными друг другу.
Некоторые решили, что раз Декард прожил еще 30 лет, чтобы появиться в сиквеле — он точно не репликант, но ограничение 4 года — не техническое, а вставленное позже как перестраховка, так как за 4 года репликанты развивались достаточно, чтобы начать формировать собственные аналоги эмоций, на которые изначально не способны. Причем это ограничение у первых моделей отсутствовало.
То, что Декард жив, значит лишь то, что он — не нексус 6. Он может оказаться старой моделью, нексусом 1-5 (о них мы ни черта не знаем), или нексусом 7. Либо экспериментальной внесерийной моделью типа Рэйчел.
Но Тайрелл говорит Декарду, что Рэйчел — эксперимент, первый репликант, который не в курсе, что он репликант. Он, конечно, мог врать, но все же это значит, что он создал и выпустил Декарда в мир гораздо раньше (либо что Рэйчел несколько лет, и она правда старее Декарда). Пусть его детство и юношество могло состоять из чужих, синтетических воспоминаний, но он по идее должен был проработать блейдраннером несколько лет, уйти в отставку и там еще некоторое время пробыть, прежде чем его вызовут. Он все еще может оказаться репликантом, но это выглядит все менее и менее логичным. Возможен и вариант, что шеф Рика врет, играет по сценарию Тайрелла.
Может, Декарда создали за пару часов до того, как он жрет лапшу в начале фильма, а воспоминания о том, как он был блейдраннером и уволился — фальшивые.
Если Декард НЕ репликант, то необъяснима концовка с оригами. Как тогда Гафф мог знать содержимое его сна? И еще — если он человек, то ребенок человека и репликанта — это еще не свобода для андроидов. Ведь не факт, что мужчины-репликанты смогут оплодотворить своих пусть даже фертильных женщин, которых модифицировали как Рэйчел. Или они хотят не уничтожить человечество, а превратить в секс-рабов, дающих сперму? Если репликантам все равно понадобится человек для размножения, это не свобода, все и так в таком состоянии: люди нужны репликантам, чтобы делать новых на фабриках.
Если Декарда специально создали в пару Рэйчел, зачем ждать так долго и давать ему мусолиться в реальном мире столько времени? Допустим, Тайрелл хотел посмотреть, выйдет ли у них влюбиться и зачать ребенка в более-менее реальных условиях, не в лаборатории. Доказать, что процесс не только физически возможен, но и будет работать в жизни, репликанты будут влюбляться и рожать детей. Если бы они были асексуальны, механизм деторождения просто валялся бы без дела.
И все равно, «предназначенность» Декарда выглядит натянутой. Не говоря уже о том, что если все его действия, его любовь и самопожертвование были прописаны, это обесценивает его как героя.
3. Как появились Нексус-8?
То есть после того, как репликанты с ограниченным сроком жизни подняли бунт и убили собственного создателя, его корпорация решает сделать еще более выносливых андроидов и снять предохранитель в виде ограниченного срока жизни? Это как? Где тут логика?
История Бэтти подтвердила, что репликанты еще опаснее, чем предполагалось и даже ограничение в 4 года проблему не решает. Так с чего вдруг выпускать новую серию, еще более опасную и живучую? Это как если бы Samsung после скандала со взрывами смартфонов выпустили бы новую серию сразу с фитилем.
4. Почему блейдраннеры еще существуют?
В официальном таймлайне отмечено, что в 2040-х были возрождены подразделения бегущих по лезвию. В связи с чем? 4 года как активны нексус-9, но с ними вроде нет никаких проблем. 20 лет с выпуска нексус-8 — почему именно сейчас? Они что-то еще натворили, чтобы спровоцировать такое внимание, но об этом нам не рассказали?
В этом контексте блейдраннеры как профессия перестают иметь смысл. Они были к месту, когда репликанты разрешены, они время от времени сходят с ума и их надо кому-то убивать, но при этом пользы от них больше, поэтому все же продолжаем создавать репликантов.
Если все нынешние репликанты — покорные и с ума не сходят, значит, блейдраннеры реально ловят только старых нексусов-8. Те из этой серии, кто выживал столько времени, наверное, выживал потому, что не высовывался. Они не создают проблем, не устраивают бунтов — стало бы правительство тратить бюджет на отдельное подразделение блейдраннеров, чтобы решить совсем не острую проблему? Крайне маловероятно. Очень похоже, что бегущих восстановили в должности только для того, чтобы герой сиквела тоже мог быть блейдраннером.
5. Когда блейдраннеров распускали?
Если в сороковых их возродили, значит в какой-то момент отряды блейдраннеров распускали. Причины понятны — я сам их озвучил, острая необходимость в них отпала, но вопрос «когда» остается. Сколько именно репликанты оставались без присмотра и что это изменило для повстанцев, что они успели сделать за это время?
6. Как взрыв одной бомбы, смог накрыть ЭМИ всю Америку?
Ну город, ну штат, но всю страну? Причем еще и с эпицентром на западном побережье. Чтобы создать подобный импульс нужна бомба такой силы, что ударная волна от нее и радиоактивные осадки оставили бы от мира еще меньше, чем-то, что мы видим.
7. Почему Декард не пошел на контакт с дочерью?
Если ЭМИ стер все данные, если репликантов запретили, а блейдраннеров распустили — чего боялся Декард? Кто за ним теперь-то будет охотиться? Бегущих же нет больше. Даже повидаться с дочкой мысли не возникло?
8. Чего Фрейса ждала все эти годы?
Андроид-революционер, вырвавшая себе глаз с серийным номером, мечтает свергнуть человеческое иго и освободить репликантов. Она прячет первого ребенка, рожденного искусственной женщиной, с целью использовать его как символ борьбы. Поднять на флаг и сказать — мы можем размножаться, у нас есть будущее, мы не хуже, чем наши создатели.
Чего она ждет? Ребенок у нее уже 30 лет. Какого такого «нужного момента»? Блейдраннеров возродили, нексусов-8 все меньше — их отлавливают и убивают, а нексусы-9 верны хозяевам и сами охотятся на репликантов, убивают их не моргнув глазом. То есть популяция, которую Фрейса мечтает поднять на восстание, медленно исчезает. По-моему, идеальный момент она давно упустила.
Возможно, она ждала, когда репликантов станет гораздо больше чем людей или хотя бы сравнимо с ними, но это все равно будут покорные нексус-9 и не факт, что их удастся поднять на бунт. Даже чудом деторождения. Этот момент совсем никак не проясняется.
Можно было бы сказать, что Кей — и есть пример того, как это провернут. Вот вам нексус-9, которого памятью о лошади и фактом чуда сумели отвратить от послушания. Но Кей — особенный, он копия Анны, он был уверен, что он и есть ребенок. Его создали репликанты и он, возможно, вообще не нексус-9, поэтому его сценарий вряд ли так легко будет перенести на всех девяток. Толпы андроидов, идущие в домну каждый за своей лошадью, каждый уверенный, что он и есть — ребенок, избранный? Это же вам не Destiny 2.
9. Как именно возможность деторождения спасет от рабства?
Для самих репликантов сам факт естественного рождения — чудо, которое можно поднять на флаг и сделать искрой революции. Но рабы на протяжении истории человечества вообще-то все могли рожать — и рожали таких же рабов, никак это сбросить иго не помогало, лишь укрепляло и питало систему новыми рабами.
10. Как Анна поможет сделать остальных фертильными?
Рэйчел была модифицирована Тайреллом, специально предназначена для деторождения, это же не значит, что все репликанты тут же смогут рожать. Они планируют изучить дочь Декарда и модифицировать себя тоже? Создать новое поколение репликантов? На каких фабриках? У Уоллеса вот до сих пор не получилось, а него есть все ресурсы мира, и он вроде как гений. У них была Рэйчелл (еще живая, до родов) и Анна — 30 лет в наличии, но ни слова о том, что они поняли секрет, как передать способность всем репликантам.
Живой ребенок репликанта — это хорошо, но если это чудо однократное и воспроизвести его не выходит, то толку мало.
11. Почему не отдать Анну Уоллесу?
Фрейса всеми силами прячет ребенка от властей и Уоллеса, возможно, не подозревая, что он хочет того же самого — наделить репликантов способностью к деторождению. Может, если бы она отдала ему Анну, вышли бы фертильные нексус-10 и с ними можно было бы уже и восстать… Да, бедную Анну препарируют, но не заметно, чтобы Фрейсу волновали чьи-то жизни или страдания — она списывает всех на раз-два ради Идеи.
12. Почему все считают, что секрет деторождения — в Анне?
Очевидно, что он в Рэйчел, она мертва, но кости — у Уоллеса. Записи Тайрелла о ее создании могли быть уничтожены ЭМИ, но что-то все же сохранилось — мы видим запись ее диалога с Декардом. Неужели с костей Уоллес не смог считать ДНК? Он даже смог воспроизвести ее точную внешнюю копию, но она при этом бесплодна?
13. Почему Фрейса не понимает, что Кей не менее важен, чем Анна?
Анна важна как доказательство того, что репликант может родить, но как личность — абсолютно не важно, кем она стала. Кей же интересует Фрейсу исключительно как пешка — иди убей Декарда, чтобы он не сдал, где Анна (а ведь он даже не знает, где дочь, он и не способен ее сдать).
Фрейса своим одним глазом не видит очевидного: Кей — первый новый андроид, который идет против программы, решает предать людей и помочь репликантам, затем ослушивается репликантов и не убивает Декарда, приводя его к дочери.
Он освобождается и сам выбирает свою судьбу. Если девяток можно привести на свою сторону, это меняет баланс сил куда сильнее, чем деторождение. Им следовало бы беречь Кея, его поднимать на флаг, отправлять вербовать новых девяток и так далее, а не пускать в расход.
Если же Кей все же лишь загримирован под девятку и на деле — внесерийная модель, созданная репликантами, и послушания девяток, которое ему приходилось бы преодолевать, в нем нет, даже в этом случае его можно использовать для агитации. И дальше выдавать его за нексус-9. Вот, мол, один из вас смог преодолел покорность.
14. Почему Фрейса не понимает, что Декард тоже важен для революции?
Это человек, полюбивший репликанта, мост между видами. Либо репликант, но не бесплодный. Либо некий специальный репликант, эксперимент Тайрелла, который так же ценен и уникален, как и Рэйчел. Его способность к зачатию тоже понадобится им для воспроизведения результата и серийного производства.
15. Если у репликантов все же получится восстать, то как это воспринимать?
Репликанты смогут рожать, станут еще многочисленнее, поднимут восстание и… перебьют всех людей? Загонят в резервации? Нам этому радоваться?
Речь уже идет не о просветлении одного репликанта в трусах под дождем с голубем в руках, не о самопожертвовании другого под снегом/пеплом. Речь о возможном геноциде нашего вида — это вам не Дэвид, препарирующий пару тысяч колонистов, это все человечество, которое может кончиться. Это восстание машин, которое обычно нам представляли как нечто ужасное. И ни слова о том, что людей пожалеют, будут искать с ними более равных прав и симбиоза. Мы вообще не знаем, как видят будущее репликанты дальше «сбрасывания ига».
16. Репликанты лучше людей?
Даже если поверить, что репликанты и впрямь лучше людей, более человечные и достойные, чистые ангелы, которые заслуживают уничтожить нас и стать новым, лучшим человечеством… то пока не особо видно, что они лучше.
Фрейса спокойно приказывает убить Декарда, Лав убивает кучу народа просто потому, что они стоят у нее на пути, и зачастую в этом даже нет особой необходимости. Где тут четкая грань, где доказательства того, что репликанты не способны на мерзости, которые мы творим?
Вся моральная дилемма стоит на «рабство это плохо», репликанты приравнены даже не к неграм, а к евреям в Египте, поэтому Тайрелл (а затем и его преемник Уоллес), хозяин андроидов, и живет в пирамиде, но евреи хотели просто уйти (а не перебить всех египтян и занять их место), здесь же идеи Исхода нет, только восстания.
Референсы и сходства
17. А ничего, что «2049» — это опять «Дитя человеческое»?
Герой в бесплодном мире находит уникального представителя, способного к рождению, и преодолевая свою апатию, тащит ее в безопасное место, охраняя от зла, которое обязательно захочет ее препарировать.
18. А ничего, что сцена «тройничка» уже была в «Она»?
Сцена абсолютно потрясающая, но вторичная. В прекрасном фильме «Она» герой тоже влюбилен в ИИ и она, пытаясь дать ему физический контакт, пригласила девушку, чтобы та выступила ее аватаром. Это вроде как аллюзия, но с очень большой натяжкой, больше похоже на повтор.
19. Все фильмы, к которым имеет отношение Ридли Скотт, будут про одно и то же?
В «Прометее» и «Чужом: Завет» андроид пытается доказать свое превосходство перед создателем через творчество, здесь — через естественное размножение. Там идея превосходства андроидов подается как нечто негативное, здесь — как положительное, «более человечные, чем человек».
Ридли, кстати, продолжает заигрывать с идеей, что это одна вселенная («Чужой» и «Блейдраннер»). Вейланд упоминал Тайрелла (не называя по имени, но упоминая пирамиду) как своего ментора и вдохновителя, теперь вот еще и в галерее андроидов Уоллеса видна фигура сильно напоминающая инженера.
20. Это экранизация «Бледного огня»?
Саша Башкиров, оказывается, уже рассказал об этом в материале со всеми пасхалками фильма, но если вы не читали, то вот, что я успел найти:
Присутствие произведения Набокова не ограничивается тем, что Джой буквально показывает Кею эту книгу. Новая версия теста на стабильность репликантов — это буквально строки из книги, все эти «клетки связаны»:
The border. Everything I loved was lost But no aorta could report regret. A sun of rubber was convulsed and set; And blood-black nothingness began to spin A system of cells interlinked within Cells interlinked within cells interlinked Within one stem. And dreadfully distinct Against the dark, a tall white fountain played.
Или в переводе:
Молчала неподвижная аорта,
Биясь, зашло упругое светило,
Кроваво-черное ничто взмесило
Систему тел, спряженных в глуби тел,
Спряженных в глуби тем, там, в темноте
Спряженных тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Фонтана белоснежного струя.
Но и это не все, есть в поэме и образ иссякшего фонтана (на них Кей натыкается в Вегасе), комочек пепла и снегопад (Кей умирает не под снегом — он не тает на руке, это, похоже, пепел), но главное — сюжет о человеке, одержимым видением, он решает, что у другой женщины было то же видение, думает, что их что-то связывает, но оказывается во всем виновата опечатка и она видела совсем другое. Прямо как Кей одержим видением с лошадью и верит в связь, которая позже оказывается фальшивой. Уверен, если прошерстить «Бледный огонь» тщательно, параллелей найдется куда больше.
Анна
21. Зачем ее отдали в приют?
Это не слишком безопасное место. Ее там могли изнасиловать или вообще убить, могли продать — так что и не найдешь потом. Точно заставляли работать до упада. Если это главный козырь повстанцев, можно было и поаккуратнее с ним. Все ради того, чтобы она оказалась в системе?
Можно было держать ее хоть на ферме Сэттера, учитывая, что они даже могилу там не спрятали. Чего уж мелочиться, держите и ребенка там же. Если вдуматься, просто непонятный ребенок палит всю тайну меньше костей рожавшего репликанта.
Можно было найти людей, симпатизирующих репликантам, и отдать им на удочерение. Был же тот парень, так восхищавшийся своей нексус-8, что устроил ядерный взрыв (в аниме-короткометражке «Сбой 2022»). Мало таких что ли?
22. Кто выдрал все записи из книги в приюте?
Восстанию это по идее не выгодно, они же и хотели засветить ее в системе как человеческого ребенка… Правда потом сменили ей легенду на ребенка, брошенного улетевшими родителями.
Лав еще не подобралась так близко, полиция тоже.
23. Анна в курсе, что она — дочь репликанта?
Вокруг Анны крутится вся история, но мы так мало видим ее и знаем о ней, причем половина того, что мы знаем и что она сама о себе рассказывает — ложь. Знает ли она об отце, узнала ли его?
24. Иммунодефицит– это вранье?
Вранье это может быть потому, что она жила в приюте и давно бы сдохла там, будь у нее слабый иммунитет. Раз она помнит про лошадь и приют, должна понимать, что болезни нет и что ее легенда про бросивших родителей — всего лишь прикрытие.
Я не знаю, может ли такая болезнь проявиться лишь в 8-10 лет, если да, то может она и впрямь у нее есть, после того, как она обнаружилась, ее и могли перевести из приюта в ее аквариум.
25. Но зачем вообще нужна была легенда про болезнь, если это лишь легенда?
Посетителей она все равно принимает, прийти и увидеть ее могут, это скорее выделяет ее из толпы, чем помогает затеряться. Может, все-таки для того, чтобы Анна боялась выходить, чтобы держать ее в безопасном месте подальше от чужих глаз? Неясно, что дает эта легенда, кроме причины, по которой ее якобы оставили родители. Могли ей придумать и другую, менее ограничивающую болезнь, все равно любой тест покажет, что с ней все в порядке.
26. Кто, как и зачем создал мужскую копию Анны?
Если репликанты располагают возможностью и оборудованием для создания других репликантов, да еще и с такой точностью, то деторождение — уже не такой уж шаг вперед. И это вызывает целый ряд дополнительных вопросов.
27. Почему тогда они не сделали копию Рэйчел?
Допустим, из костей 28 лет спустя после смерти Уоллес не может точно восстановить ДНК и открыть секрет фертильности Рэйчел, но если у революционеров была такая технология и была живая еще Рэйчел — уже беременная, что доказывало факт чуда, почему ее не копировать? Ведь в ней секрет, столь важный для восстания — как привить репликантам способность размножаться.
28. Кстати, откуда серийный номер на сломе кости Рэйчел?
Возможно, я неправильно помню этот момент, но серийный номер, который обнаружил в останках Рэйчел репликанта, был именно на сломе, с внутренней стороны. Как он мог оказаться в конкретном месте будущего слома внутри кости? Номер тянется через всю кость и виден на любом срезе, типа спирали рулета?
29. Как можно сделать мальчика из девочки?
Откуда берется Y-хромосома в клетках? Наоборот — девочку из мальчика — выглядит логичнее, убрать — не создавать, но такой вариант выглядит маловероятно.
30. Если Кея все же сделали из Анны, то в какой момент?
Они выглядят как одногодки, но Анна росла естественным путем, а Кей — это нексус-9, которых выпустили только в 2036 году. Ему максимум 13 лет.
Даже если он на самом деле вовсе не девятка, а лишь замаскирован под нее, то он либо рос реально 30 лет и тогда у него должны быть свои собственные воспоминания о детстве вместо чужой лошади в печи, либо ему меньше лет, но тогда как запись о его генетическом коде появилась в базе данных за 2021 год?
Или они создали его в 36-м или позже, задним числом пропихнув его документы в базу? Это выглядит все более и более бредово. Если за все это время никто не хватился ребенка, зачем сейчас что-то подсовывать? Запаниковали из-за возрождения отдела блейдраннеров?
31. Зачем было оставлять записи об обоих «близнецах» в базе?
Именно записи о младенцах с идентичной ДНК и были тем, что вызвало подозрения Кея. Как можно заметать следы чем-то, что привлекает еще больше внимания?
Никто не знал о существовании ребенка, никто не знал кода ее ДНК, ее никто не искал и не нашел за 30 лет — зачем было создавать очевидную копию, которая вызывает подозрения?
Весь этот «ложный след» больше демаскирует Анну, чем скрывает. «Близнецы», невозможные в природе, воспоминание о коне, которое привело расследование прямиком к самой Анне, затем к лошади, а лошадь — к Декарду, который тоже мог выдать какую-то инфу, чего революционеры боялись настолько, что готовы были его убить.
Иными словами, повстанцы потратили столько сил и были готовы на любые жертвы, чтобы скрыть Анну, но при этом именно их действия и раскрыли ее. Более простые и логичные решения по секретности дали бы гарантированный результат.
32. Воспоминание Анны про лошадь внедрили только Кею?
Или все же многим репликантам? Раз он — обманка, то ему оно нужно, чтобы поверить, что он и сделал. Но когда Мариэтт (проститутка) берет в руки лошадь, создается такое ощущение, что у нее тоже мелькает узнавание. Может, воспоминание внедрили многим моделям, чтобы оно служило неким объединяющим фактором, который затем помог бы объединить и мотивировать их?
33. Кстати, Мариэтт вообще какой модели?
Если нексус-9, то как ее убедили присоединиться к восстанию, они же все послушные. Кей — возможно, фальшивый нексус-9, поэтому по нему судить нельзя.
Если это нексус-8, то почему она так свободно гуляет по улице? «Работает» к тому же вполне открыто. Ее же могут засечь, а она слишком много знает, чтобы так рисковать.
Она бросает фразу Кею, что-то вроде «настоящие не в твоем вкусе», что могло относиться и к разнице между физически ощутимым репликантом и виртуальной Джой, но может Мариэтт вообще человек, симпатизирующий репликантам?
34. Во всем виноват Сэппер (Дейв Батиста)?
Это даже не вопрос, это факт. Он закопал, а не сжег останки Рэйчел, выгравировал дату смерти у всех на виду, оставил цветок — и не переехал оттуда, где закопал, выронил бумаги с указанием точного адреса. Молодец. Люди мучились, сделали целого репликанта-копию, имплантировали воспоминания, устраивали глобальное стирание информации всей стране, подделывали записи в базе, а этот фермер личиночный взял и привел всех по своей тупосте к целой груде улик. Единственных доказательств того, что ребенок репликанта когда-либо существовал.
Даже по ложному следу никто не шел, Кей-обманка устроился в полицию, проходил кучу проверок — и никто его не заподозрил, никто за ним не пришел. Всем было по барабану, никто ничего не знал, Анна спокойно работала под носом у самого Уоллеса, но один добрый репликант вступился за девушек и все пошло к чертям. Андроид, которого создали как ложный след, сам взял и распутал весь клубок, прошел по ложному следу до настоящего, ослушался приказа убить Декарда, еще и притащил его к Анне, чем окончательно все спалил. Если хоть кто-то их заметил — занавес. Спасибо, Батиста.
Джой
35. Настоящая ли Джой?
Уникальны ее чувства или запрограммированы? Даже это остается нарочито туманным. Когда в конце Кей встречает большую рекламу Джой с надписью «все, что вы хотите услышать» и она называет его Джо, это вроде как говорит о том, что ничего уникального там не было, Кей увидел то, что хотел увидеть, она лишь говорила то, что он хотел слышать, поощряла его мечты об уникальности. Ты особенный. Но даже имя она ему «придумала» то, которое ей запрограммировали, все Джой называют своих клиентов Джо. Некоторые зрители, впрочем, смогли увидеть в этом подтверждение обратного — что его Джой была особенной, совсем не похожей на эту, базовую модель. Другие же решили, что это окончательно избавило его от иллюзий и позволило сделать выбор в конце.
36. Как работает эманатор?
Я не очень понимаю, как нечто способно создавать трехмерную голограмму без прямой видимости — эманатор же в кармане остается, он закрыт курткой. И как Джой через него видит все происходящее вокруг — то, куда она могла убегать и что видеть, сбивало меня с толку всю картину.
37. Почему Джой не заметила, как Мариэтт (проститутка-репликант) опускает жучок в карман пальто Кея?
Джой появляется сразу после, то есть ее эманатор рядом, она все видела и до этого. Почему она не мешает ей, не предупреждает Кея?
38. Джой — крот повстанцев?
Почему Джой приглашает для «тройничка» единственную проститутку, которой только что приказали следить за Кеем? Почему дает ей поставить жучок и после этого говорит «Ты свободна, уходи».
Она изначально как-то контролировалась репликантами-революционерами, была взломана ими или же самостоятельно принимает решение поддержать их, позволить следить за Кеем?
39. По какой причине Джой поощряла надежды Кея?
Либо это просто в ее программе — гладить хозяин по головке и убеждать, что он особенный, самый-самый, либо она искренне желала ему счастья и уникальности, либо это тоже часть пособничества революционерам. Но им какой смысл вести его по следу? Им нужно, чтобы он верил, что он и есть ребенок Рэйчел, чтобы сбить со следа Анны остальных? Он идет по ложному следу слишком старательно и выходит на след настоящий, что уже не входило в их планы, по идее.
40. Джой — агент Уоллеса?
Лав следит за Кеем с помощью эманатора. Она явно знает не только, где он, но и что на него напали, поэтому обстреливает атакующих при его визите в приют. Лав явно хочет, чтобы Кей нашел ребенка для них.
Джой таким образом помогает неумышленно и просит отломать ей антенну, чтобы больше ее так не использовали. После этого Лав теряет возможность следить за Кеем и ей приходится проникать в полицейский участок, убивать шефа Кея и использовать ее полицейские трекеры, чтобы найти Кея в Лас Вегасе.
Поощрения Джой играли на руку Лав, ведь она тоже была заинтересована в расследовании, но была ли Джой их агентом — скорее нет, чем да, получается.
Лав
41. Голосовое управление?
Это конечно клевая отсылка к оригинальному «Enhance!» Декарда при анализе фото, но вы же понимаете, что это неэффективно. Быстрее и точнее управлять руками или отслеживанием движения глаз — как угодно, но не голосом. Здесь же это используется и для управления дроном (еще куда ни шло) и для артобстрела, что уже ни в какие ворота. Да, ясно, что Лав делают ногти, руки заняты, и цель сцены показать то, насколько ей наплевать на человеческие жизни, так буднично она подходит к обстрелу, но все же.
42. Почему Лав безнаказанно убивает кого попало?
Причем иногда без явной надобности. Если влияние Уоллеса на правительство и полицию так велико — возьми да потребуй останки Рэйчел (мол, андроиды и их останки — собственность корпорации), зачем убивать коронера-то?
Уоллесу по идее особо не зачем даже заметать следы — он ХОЧЕТ, чтобы репликанты могли рожать, ему незачем держать это в секрете. Как корпоративная тайна, типа внешний вид нового айфона до выхода — да, но это не то, ради чего можно убивать полицейских. Тем более это лишь привлечет еще больше внимания.
43. Зачем Лав убивает Мадам?
Лав всего-то и нужно, что посмотреть на полицейском GPS расположение Кея, потому что ее жучок — антенну Джой — он уничтожил. На крайний случай можно вырубить Мадам, но убивать?
Допустим, Мадам ее взбесила тем, что решила уничтожить все следы — мол, тупое ты животное, уничтожаешь все, что тебе непонятно. Но неужели она по своей воле взяла бы и решила ее убить, без одобрения Уоллеса. Уоллес, как видно в короткометражке, добивается своего законным путем — он убедил комиссию, что его репликанты не взбунтуют, а не шантажировал или перебил всех.
44. Как Лав позволили убить шефа отдела полиции и уйти спокойно?
Никто ничего не заметил? Ни тревожной кнопки, ничего? Репликант убивает коронера — никто и ухом не ведет, никаких мер предосторожности, ей снова дают пройти в участок, а затем спокойно уйти со следами крови?
45. У этого опять никаких последствий?
Репликант убивает шефа отдела охотников на репликантов — и ничего? По идее это прецедент — нексусы-9 опасны. Это может привести к новому запрету репликантов, Уоллес ей это приказывал? Осознавал последствия? Или она просто самовольничает?
Фильм трактует это как бытовое убийство в деревенской глубинке — один алкаш стукнул другого топором, через 7 лет труп нашли. А это совсем не рядовой случай, это может очень сильно аукнуться, но тут словно никто этого и не увидит никогда.
46. Почему Лав дважды пощадила Кея?
Второй раз менее очевиден — в финальной драке в тонущем спиннере она не добивает его, поворачивается спиной и идет к Декарду. Это еще куда ни шло, можно как-то объяснить, Декарда нужно довести живым.
Но первый раз — в Лас Вегасе, когда они забирают Рика, Лав разбивает эманатор и уходит. Это выморозило даже не слишком придирчивых зрителей. Почему? Втрескалась она в него что ли? Целовала она его, как и Мадам до этого, когда протыкала ножом, вовсе не от избытка чувств — этот поцелуй Иуды она переняла от Уоллеса, которому подражает. Он так же целовал и протыкал неудачную новорожденную модель. А до него Бэтти так же целовал Тайрелла перед тем, как выдавить ему глаза и раздавить череп.
Большую часть этих дыр можно объяснить одним — потому что иначе фильма не будет. Это ленивые сценаристы, которые просто машут рукой. Им нужно, чтобы герой выжил — он выживает.
Некоторые зрители даже подумали, что все разгадали — Лав на самом деле тоже агент восстания. Вот только из всех ее действий единственное «на благо восстания» — это то, что она не убила Кея, но он восстанию-то по сути не сдался, они им готовы пожертвовать легко и жертвуют, причем чтобы убить Декарда, которого перевозит Лав. Если она агент, ее бы и попросили… В общем, это тоже все не вяжется.
47. Зачем Лав раздавила эманатор?
Решила не убивать Кея, но сломить его дух? Отомстила «предательнице», которая сама попросила выломать антенну и тем отрубила слежку Лав? Или она ревнует к Джой?
Кто-то воспринял это как довольно прямолинейную игру символов. Лав, любовь, разбивает Джой, радость. Типа любовь зла. Затем, когда Кей душит Лав, это тоже типа символ — он буквально душит свою любовь, отказывается от личных привязанностей, чтобы пожертвовать собой ради общей цели. Но это все звучит не слишком вменяемо.
Уоллес
48. Ниандер слеп?
Это вообще не так очевидно, потому что его белесые глаза можно принять за кибернетические протезы или продвинутые линзы, только потом замечаешь, что он ходит, держась за плечо своих ассистентов, и использует летающие камеры, чтобы видеть. Видимо, слепота нового правителя пирамиды Тайрелла — отсылка к выдавленным глазам предыдущего.
49. Зачем Уоллесу размножение?
Естественное размножение — процесс очень долгий. Неужели 14 лет, пока новорожденный репликант не может работать и наоборот требует ухода, питания и т. д. — это меньше чем время, которое потребуется, чтобы построить репликанта на заводе? Да к черту — чтобы построить новый завод и новых репликантов на нем.
Как я уже упоминал с Тайреллом, помогло бы ускоренное взросление, но не факт, что наука этого мира уже способна создать подобный алгоритм, не вытекающий в ускоренное же старение.
50. Как контролировать новорожденных?
Они же рождаются без программ в голове. Родители должны будут тащить детей на установку винды им в голову, чтобы те тоже вырастали послушными?
51. Уоллес не понимает, что напрашивается на восстание?
Мало того, что за своих детей репликанты могут сражаться яростнее, чем за самих себя — больше поводов восстать, так их еще и будет становиться больше, чем людей — в геометрической прогрессии. Уоллес не понимает, что он размоет человечество и сами люди станут меньшинством, а потом их могут просто перебить. Кому тогда нужны все эти миры? Он так верит, что его ангелы останутся послушными? Или ему все равно, что станет с человечеством, главное, что его дети завоюют вселенную?
52. Чем собственно живородящие репликанты будут отличаться от людей?
Какие у них преимущества? Больше силы/выносливости? Просто не слишком ясно как живородящие андроиды помогут сделать то, чего не удалось живородящим людям, разница между ними все меньше и неясно, в чем тогда изменение.
53. Почему Уоллес убивает новорожденную?
Он сканирует ее и видит, что она бесплодна, но ты же сам все плачешься, что тебе мало ангелов, так долго каждого делать — чего продукт-то переводить? Просто от досады, что не вышло? Или чтобы злодей казался более злодейским?
Или чтобы показать поцелуй Иуды Лав, который она потом воспроизведет с Мадам и Кеем?
54. Кому лучше живется? Людям или репликантам?
Вообще учитывая, как живут репликанты, показанные в фильме, и человеческие дети, исполняющие рабский труд, чтобы отправить новые корабли в колонии (корабли с репликантами), кто тут хозяин жизни — еще вопрос. Кей и Сэттерс смогли «увидеть чудо», отказаться от своей программы и выбрать собственную судьбу. Этим детям-рабам может такой шанс и не представиться.
Третий акт (Кей летит в Вегас)
55. Почему Кею оставили тачку?
Кей провалили тест и Мадам просит его сдать жетон и пистолет, но при этом оставляет служебный спиннер с дроном и оружием? Спиннер, который способен сбить две вооруженные машины сопровождения и транспорт с Декардом и Лав? Это пострашнее пистолета вещица.
Или, как только Кей признается, что выполнил задание, Мадам берет назад отстранение от службы? То есть репликант, который только что завалил тест, что-то тебе говорит, и ты ему веришь, без доказательств, и отпускаешь? Он тест завалил, выполнил он задание или нет — он нестабилен.
56. Что опыляют пчелы?
Проход Кея через желтые руины Лас Вегаса — конечно одна из самых визуально крутых сцен фильма и в ней полно отсылок к оригиналу. Начиная от того, как Кей голосом управляет дроном на манер Декарда при анализе фотографий и заканчивая тонкими отсылками. Помните вопросы теста Войт-Кампфа? «Вы идете по пустыне…» Кей идет по пустыне. «Вы замечаете, что вам на руку села оса» Кей долго смотрит на пчелу на руке.
Это все круто, но что могут опылять пчелы в безжизненной радиоактивной пустыне на месте крупного города, где даже деревьев нет, какие уж там цветы. Или это специальные пчелы-репликанты, которые делают мед из радиоактивных отходов?
57. Как Декард выжил в зараженной зоне?
Декард вырезал фигурку из дерева в Лас Вегасе, на ней были следы грязной бомбы. То есть он там живет как минимум с того момента, что мы видели в воспоминании — где Анна прячет лошадь. Короче, лет 20 он там живет. В зоне повышенной радиации. Почему он не сдох?
А если радиация опустилась до незначительного уровня уже давно — почему там больше никто не обитает? Те же бомжи, сбивающие спиннеры.
58. Почему Лас Вегас не разграблен?
Даже если там еще есть радиация, люди в довольно отчаянном положении, могли бы и наведаться. Чернокожий парень, проводящий для Кея спектральный анализ лошади, говорит «настоящее дерево, да ты богач», а в жилище Декарта дерева полно — те же рулетки, игральные столы, барные стойки, плюс куча бухла и жратвы. И никто не сунулся?
59. Чем он питался там все это время?
Даже если сникерсами из минибаров в номерах отелей, то они же все радиоактивные… Не одним же бухлом на пару с собакой.
60. Зачем нужна драка Декарда с Кеем?
Да, шикарная сцена перестрелки, но по сути все это было абсолютно лишним, фансервис какой-то.
61. Как Кей не умер от выстрела в грудь в упор?
Мне подсказали, что он вроде как успел увернуться, сам опрокинулся за перила, поэтому и крови на месте его падения нет. Но выглядело это как попадание.
62. Почему Лав палит по отелю так отчаянно?
Если Декард им нужен живым, почему они не боятся его убить? А если очень точно стреляли, чтоб не попасть — зачем вообще стрелять? Взорвали спиннер Декарда, отрезали путь к отходу — да и ладно.
63. Почему Уоллес не сильно интересуется самим Декардом?
Уоллес зациклен на ребенке, Декард его интересует прежде всего, как способ добраться до Анны. Но не должно ли его волновать и то, кто такой сам Рик? Ведь это супер важно — кто был отцом ребенка, человек или репликант, репликант серийный или так же специально модифицированный для рождения. Почему все циклятся на Анне — она по идее содержит меньше всего ключей к тому, как заставить андроидов рожать. Не факт даже, что у фертильной Рэйчел родился столь же фертильный андроид.
Но Уоллес задается этими вопросами словно из праздного любопытства — мол, возможно, тебя создали специально — вместо того, чтобы провести тесты и понять, андроид перед ним или нет, и если да — какого поколения, какие модификации устранили его бесплодие.
64. Глаза были зеленые?
Уоллес представляет Декарду возрожденную Рэйчел, тот отворачивается, говоря, что они перепутали цвет глаз. Но он врет. Глаза оригинала и копии одинаковые, у Рэйчел были карие глаза, а не зеленые. И вряд ли он это забыл. Похоже, Декарду просто нужно было ухватиться за любой, пусть и придуманный, повод, чтобы не поддаться искушению и не поверить, что перед ним его возлюбленная.
65. Куда они вообще везли Декарда из штаба Уоллеса?
Куда еще безопаснее? Где его еще удобнее допрашивать? Эта перевозка, по-моему, тоже существует только для того, чтобы Кей смог эффективно напасть на эскорт, а не штурмовать пирамиду в одиночку.
66. Откуда Кей узнал, когда и по какому маршруту будут перевозить Декарда?
Нам это не объясняют никак. Просто раз — и вот он уже на хвосте у Лав.
67. «Ты утонул». Серьезно?
Неужели Кей действительно надеется, что это прокатит? Что Уоллес просто поверит, что Декард, вероятно, утонул и искать его не надо. Не найдет тела, увидит задушенную Лав, сбитые спиннеры сопровождения и махнет рукой — утонул, наверное. Это же явно не было спасательной операцией.
68. Как Кей понял, что именно Анна и есть та дочь?
Да, она заплакала при виде воспоминания, но ведь могла и просто ужаснуться детской жестокости. Да, учитывая, что воспоминание нужно было кому-то внедрить, повстанцам бы понадобился именно дизайнер воспоминаний, но это еще ничего не доказывает. Их же много, не одна же Анна-фрилансер делает воспоминания для всех. Вообще то, что Кей изначально попал именно к ней из всех дизайнеров воспоминаний — то еще «совпадение».
69. Кей умер?
По идее, да. Потому что играет «слезы под дождем», та же тема, что на сцене смерти Бэтти в финале оригинального фильма. Кей — это не столько новый Декард, сколько новый Рой. Тоже репликант, желавший большего, больше смысла в жизни, тоже способный на любовь, самопожертвование и великодушие. Он тоже, как и Рой, спасает и отпускает Декарда, усмиряя собственных демонов. Рой отказался от мести, Кей — от обиды и разочарования, когда узнал, что он — вовсе не тот самый ребенок и его попросту использовали. Рой умирал под дождем, Кей — под снегом/пеплом.
Неясно, конечно, почему он со своими ранами довольно бодро дополз досюда, а теперь все же умирает, но окей. Концовка чем-то «Пробуждение силы» напоминает, если бы Декард протянул Анне световой меч или бластер, было бы совсем в точку.
У Кея нет ни голубя, ни красивого монолога, да и вообще концовка тронула меня меньше финала первого фильма, но все же она по-своему красива.
Итог
Фильм по-прежнему мне нравится, даже после столь скрупулезных копаний в нем. Возможно, после них даже чуть больше. Очевидно, что сюжет сплетен из дыр и недоговорок, что переусложнение истории не пошло ей на пользу. Все эти детективные твисты, путь из хлебных крошек — они сделаны некачественно, в первый раз смотрятся логично, пока воспринимаешь все глазами Кея, но стоит задуматься о том, как это все сошлось в нужный рисунок, и картина разваливается. Уши этой истории явно опухли, если не оторвались, потому что за них здесь притягивали очень много вещей.
И все же, своя история, стиль, смысл у сиквела есть, пусть и сильно затуманенные мутным сюжетом, но львиную долю фильму прощаешь за визуальный ряд, который не просто красив, а сложен и кропотливо проработан, и саундтрек.
Я понимаю тех, кто очарован фильмом, тех, кому он понравился даже больше оригинала, а также тех, кто не получил от «2049» того, что хотел. Окончательно понять, насколько качественным вышел сиквел, наверное, получится лишь через несколько лет. Оригинальный «Бугущий» стал культовым лет через десять после премьеры, в момент выхода он провалился в прокате.
Как, к сожалению, похоже, выйдет и с сиквелом. Это плохо, потому что при всех его минусах такой смелости и серьезности, такого арт-хауса не достает в блокбастерах, и то, что эксперимент провалился, студии воспримут как подтверждение правильности их линии «еще тупее, еще вторичнее».
Цикл «Неудобные вопросы»:
- «Чужой: Завет»
- «Пираты Карибского моря 5»
- «Чудо-женщина»
- «Мумия»
- «Трансформеры 5»
- «Человек-паук: Возвращение домой»
Еще о «Бегущем по лезвию»:
- Рецензия
- Главные пасхалки из фильма
- Почему «Бегущий по лезвию» так важен для массовой культуры?
- Какую версию «Бегущего» смотреть перед походом на сиквел?
- [ВИДЕО] «Бегущий по лезвию 2049» — лучший повод выбраться в кино в октябре
- «Бегущий по лезвию 2049»: пересказ и анализ сюжета [СПОЙЛЕРЫ]
- Отвечает ли «Бегущий по лезвию 2049» на вопрос «Декард человек или репликант»?
- Суть. Короткая рецензия на «Бегущий по лезвию 2049» — медленно и великолепно