5 вопросов к российскому хоррору «Пиковая дама: Зазеркалье». Есть ли там на что надеяться?
Кто рассказывает?
Странно этот факт отмечать, но в России есть свой хоррор-режиссер. Это Святослав Подгаевский, и за его плечами уже 5 фильмов ужасов. Пятый — «Яга. Кошмар темного леса» — сейчас на стадии пост-продакшна, а прошлый — «Русалка. Озеро мертвых» — продолжает осваивать иностранные кинотеатры: лента удивительно хорошо продается за рубежом. Правда, преодолеваемые денежные горизонты ничего не говорят о качестве снимаемого Подгаевским. Каждая из его картин — это скорее неудача для жанра в России, ведь художественных побед в его работах нет.
Как раз среди фильмов Подгаевского и находим «Пиковую даму: Черный обряд» — попытку сыграть на известной детской байке про зловещую женщину, которую можно вызвать с помощью зеркала и бесхитростного набора действий. Лента, как и большинство российских хорроров, заканчивается плачевно (как для героев, так и для зрителей) и достаточно… финально, что ли. Но продюсеры все-таки решили побольше выжать из городской легенды и сделать продолжение, снять которое выпала честь блеснувшему короткометражкой по Стивену Кингу дебютанту Александру Домогарову мл. Единственная загвоздка (или удача): «Зазеркалье» продолжением не оказалось.
Не продолжение?
Работа Домогарова — это спин-офф. Причем в том, самом вульгарном понимании, которое привили нам франшизы «Паранормальное явление» и «Заклятие», где зачастую очередная часть задумывается фильмом, лишь косвенно связанным с первоначальной историей. Так вышло и здесь. Теперь зрителю рассказывают о другой группе подростков, решивших вызвать «черную даму» — формально они учатся в одном интернате, но здесь куда важнее то, что герои вместе проводят ночь, которая приводит их в подвал, где стоит старинное зеркало.
Байка жива, вроде, даже не слишком расходится с вариантом Подгаевского, но то и дело кажется каким-то явно надуманным паразитированием на готовом материале. Иными словами, сценарий, да и сам сюжет, вышел настолько посредственным, скучным и алогичным (диалоги, например, совсем кошмарные), что у него не получается адекватно и красиво миф развить.
Есть заимствования?
Кроме слабого сюжетного каркаса, в неудачи «Зазеркалья» можно смело записать массу цитат из мировой хоррор-копилки. Причем картина обращается не к таким умным современным образцам жанра, как «Реинкарнация» Ари Астера или «Прочь» Джордана Пила, а проходным последней части «Астрала» и такому же, как и фильм Домогарова, спин-оффу - «Проклятие монахини». Хорошо могло бы сработать обращение к «Зеркалам» 2008 года, если бы создатели ограничились намеком, у них же – чистое копирование финала.
Совсем ничего хорошего?
Похвалить картину можно за пару удачных операторских решений (спасибо, что о них вообще задумались) и точно переданную наигранную атмосферу зловещего особняка (правда, лишь в некоторые моменты). Но этих пунктов, конечно же, не хватит для выбора «Пиковой дамы: Зазеркалья» из списка премьер недели.
Идти в кино?
Скорее нет!
фильмы этого режисера вполне могли быть среднячками. Если бы их дожали. А еще если бы не было ужасно всратой графики
За отечественный хоррор мне более стыдно чем за автомобилестроение.