5 великих женщин, изменивших мир классической музыки

На протяжении веков женщины в сфере классической музыки были скорее исключением из правил и не могли построить выдающуюся карьеру из-за гендерных стереотипов. Общество долгое время признавало исключительно мужские таланты, оставляя на периферии одарённых композиторок, которых прежде всего видели жёнами и матерями, но никак не авторами симфоний. Сегодня музыкальные историки всё чаще открывают имена женщин, чей вклад в академическую музыку был незаслуженно забыт и проигнорирован.
Вспоминаем пять великих женщин в классической музыке, чей профессиональный путь и творчество заслуживают отдельного упоминания.
Клара Шуман (1819-1896)

- Немецкая композиторка, пианистка, супруга Роберта Шумана
Мир классической музыки Кларе Шуман открыл её авторитарный отец Фридрих Вик, который распланировал жизнь одарённой дочери на годы вперёд. Уже в пятилетнем возрасте она брала уроки фортепиано, скрипки и вокала, изучала теорию музыки. В качестве основного музыкального инструмента Клара выбрала фортепьяно и практиковалась на нём по два часа в день под присмотром отца. В девять лет она дебютировала с сольным концертом на сцене Гевандхауза в Лейпциге. На музыкальном поприще Клара Вик быстро прославилась как девочка-вундеркинд. В 11-летнем возрасте она гастролировала по всей Европе, исполняя произведения Баха, Бетховена, Брамса и Шопена вместе с оркестром. Девочка-подросток получила наградную медаль от Гёте, покорённого её талантом, а на концерте в Париже выступила вместе с легендарным Паганини.
Вопреки гендерным стереотипам, из-за которых таланты женщин в классической музыке годами обесценивались, Клара Вик ещё до брака с немецким композитором Робертом Шуманом заслужила титул пианистки-новатора. Она была революционеркой хотя бы потому, что играла все сочинения по памяти.
Один анонимный критик так отзывался о венских концертах выдающейся пианистки:
«Появление этой артистки можно считать эпохальным… В её творческих руках самый обычный отрывок, самый рутинный мотив приобретает значимость, окраску, которые могут создать только люди, достигшие совершенства в своём мастерстве».
Клара Вик прослыла настоящим виртуозом в сфере классической музыки эпохи романтизма. Своё самое известное произведение, концерт для фортепиано с оркестром a-moll op. 7, она сочинила между 1833 и 1834 годами, когда ей было всего тринадцать лет. Когда Клара вышла замуж за одного из учеников своего отца, немецкого композитора Роберта Шумана, она не оставила музыкальную карьеру, продолжила преподавать в Лейпцигской консерватории, выступать с концертами и создавать собственные произведения.
Известная пианистка приносила солидный доход своей семье, а после того, как муж оставил сцену из-за проблем с рукой, Клара начала исполнять его сочинения на публике. За свою жизнь она написала 66 музыкальных произведений, которые отличались особой элегантностью, романтикой и меланхолией. Среди оркестровых, камерных и фортепианных сочинений Клары Шуман особенно выделяются фортепианное трио op.17 (1846) g-moll, три романса. e-moll, g-moll, A-dur op.11 (1838 —1839) и четыре полонеза op.1 (1829 — 1830) E-dur, C-dur, D-dur, C-dur.
Фанни Мендельсон (1805-1847)

- Сестра Феликса Мендельсона, талантливая композиторка.
Фанни Мендельсон родилась в богатой семье банкира и с детства обучалась игре на фортепиано. Преподаватель по композиции Карл Фридрих Цельтер восхищался способностями девочки: «В этом ребёнке действительно есть нечто особенное». Брат Фанни, Феликс, тоже делал большие успехи на уроках фортепиано. Уже в возрасте двенадцати-тринадцати лет одарённые сиблинги давали камерные концерты и срывали аплодисменты. Однажды Фанни поразила своего отца, сыграв по памяти все прелюдии из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Побывав на одном из концертов брата и сестры Мендельсон, немецкий оперный певец Эдуард Девриент сказал: «Я нашёл игру Феликса необычайно ловкой и наделённой большой музыкальной уверенностью, но всё же она не могла сравниться с игрой его сестры Фанни».
Вот только отец юной пианистки считал, что дело женщины — быть хранительницей очага, а не заниматься самореализацией. Авраам Мендельсон сказал дочери: «Музыка, возможно, станет профессией [Феликса], в то время как для вас она должна быть только украшением». Феликс Мендельсон же часто обесценивал музыкальные способности своей сестры, но охотно выдавал некоторые её сочинения за свои собственные. Доказано, что знаменитый «Свадебный марш» к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» написала именно Фанни Мендельсон. Всего талантливая композиторка сочинила 460 музыкальных произведений разной сложности, в том числе лаконичные «Песни без слов», которыми славился её брат.
Феликс признал авторство Фанни один единственный раз, когда давал сольный концерт для королевы Виктории в Букингемском дворце. Правительница попросила Феликса исполнить его «Итальянскую песню», но Мендельсон растерялся и сказал королеве правду: это произведение на самом деле создала его сестра.
Несмотря на то, что Фанни Мендельсон рано столкнулась со «стеклянным потолком» для женщин в музыкальной сфере, она не сдалась и продолжала сочинять музыку и давать концерты, в чём позже её начал поддерживать супруг Вильгельм Гензель. В браке Фанни нашла способ заявить о себе миру. Она организовывала воскресные музыкальные салоны в семейном доме в Берлине. Во время мероприятий Фанни исполняла собственные сочинения и познакомилась с выдающимися музыкантами своего времени — Кларой Шуман, Листом и Паганини.
Во время семейного путешествия по Италии Фанни с мужем закатывали грандиозные музыкальные вечеринки на вилле Медичи, где собирались все сливки римского общества. Композиторка чувствовала свою значимость: гости восхищались её игрой на фортепиано и отмечали оригинальность её сочинений.
Французский композитор Шарль Гуно вспоминал:
«Мадам Гензель была несравненным музыкантом, замечательной пианисткой, женщиной превосходного интеллекта, маленькой и стройной, но наделённой энергией, отражённой в её глубоких глазах и огненном взгляде. Её дар композитора был очень редким… Она садилась за пианино с изяществом и простотой, которыми обладают люди, создающие музыку, потому что они её любят. Благодаря её чудесной памяти я познакомился со множеством шедевров немецкой музыки, о которых я ничего не знал».
В XXI веке вклад Фанни Мендельсон в развитие классической музыки наконец оценили по достоинству, а многие произведения «гениального» Феликса Мендельсона сегодня приписываются ей.
Надя Буланже (1887-1979)

- Влиятельная французская преподавательница и дирижёрка XX века.
Француженка Надя Буланже вписала своё имя в женскую историю классической музыки не как композитор, а как педагог. Она родилась в Париже в музыкальной семье. Надя освоила орган и композицию в 9-летнем возрасте, а через год поступила в Парижскую консерваторию. Она брала брала уроки у маститого композитора Габриэля Форе и органиста Шарля-Мари Видора.
Наде Буланже пророчили блестящую карьеру композитора. В начале своего музыкального пути она сочинила несколько хоровых, камерных и оркестровых произведений, а её кантата La Sirène получила третье место в Римской премии 1908 года. Сама Надя никогда не считала свои сочинения выдающимися и больше радовалась успехам своей талантливой сестры, композиторки Лили Буланже. Трагическая смерть родственницы напрочь отбила у Нади желание что-либо сочинять. Потеряв сестру, она отказалась от композиторской карьеры, а свои произведения назвала «бесполезными».
Вместо этого Надя решила попробовать собственные силы в музыкальной педагогике и добилась профессиональных высот. От своих учеников она требовала дисциплины и уважения.
«Музыкальное искусство настолько глубоко и сложное, что просто подойти к нему очень серьёзно недостаточно. Нужно подходить к музыке с серьёзной строгостью и, в то же время, с большой, ласковой радостью», — говорила Буланже.
Она воспитала множество блестящих композиторов и дирижёров XX века, среди которых чаще всего упоминаются Эллиотт Картер, Вирджил Томсон, Даниель Баренбойм и Джон Элиот Гардинер. Надя Буланже поддерживала своих бывших воспитанников на мировых премьерах и не раз присоединялась к их знаковым выступлениям в качестве дирижёра. Она также долгое время преподавала в Парижской консерватории, директором которой стала в 1949 году. Всю свою жизнь Буланже близко дружила с Игорем Стравинским, с творчеством которого познакомилась на премьере его балета «Жар-птица».
Своего рода пионером в классической музыке Надя Буланже сегодня считается ещё и потому, что она стала первой женщиной, которая дирижировала многими ведущими оркестрами мира, включая Бостонский симфонический оркестр, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Филадельфийский оркестр и Вашингтонский национальный симфонический оркестр.
Надя Буланже также стала первой женщиной в истории, которая дирижировала Королевским филармоническим оркестром в Лондоне и всей программой концерта Королевского филармонического оркестра.
«Я остаюсь женщиной уже чуть больше 50 лет и давно преодолела своё первоначальное изумление. Что касается дирижирования оркестром, то это работа, в которой, как мне кажется, секс не играет большой роли», — сказала она однажды.
Таким образом, Надя Буланже зарекомендовала себя одной из первых женщин-дирижёров, добившихся мирового признания.
Флоренс Прайс (1887-1953)

- Афроамериканская композиторка.
Флоренс Прайс родилась в семье преподавательницы музыки и стоматолога. Мать с малых лет прививала ей любовь к игре на фортепиано, за которое Флоренс впервые села в четыре года. Свою первую мелодию одарённая Флоренс сочинила в одиннадцать лет. Закончив среднюю школу, она поступила в Музыкальную консерваторию Новой Англии в Бостоне. Во время учёбы Флоренс специализировалась на фортепиано и органе.
Флоренс с отличием окончила университет, а в 1910 году получила должность заведующей музыкальной кафедры Университета Кларка в Атланте. Через два года она стала женой Томаса Дж. Прайса и вместе с мужем вернулась в родной Литл-Рок, откуда пара в итоге сбежала из-за растущего насилия, направленного на афроамериканское население.
После скитаний по Штатам семья обосновалась в Чикаго, где Флоренс продолжала изучать композицию, а в 1928 году опубликовала четыре пьесы для фортепиано. Она долгое время сомневалась, стоит ли ей посвятить себя именно музыке.
Одна из дочерей Флоренс с вспоминала:
«Она мечтала о карьере врача, но чувствовала, что трудности, связанные с профессией женщины-врача, в то время были слишком велики. Вместо этого она стала ещё одним исключением из правил — женщиной-композитором».
Прайс стала частью Чикагского чёрного ренессанса и училась оркестровому мастерству у лучших педагогов в городе. После развода с мужем Флоренс писала музыку для немого кино и сочиняла мелодии для рекламы на радио, чтобы прокормить себя и двоих дочерей.
В 1932 году Прайс и её коллега-композитор Маргарет Бондс выдвинули свои сочинения на премию Wanamaker Foundation Awards. Флоренс удостоилась первого приза за свою симфонию ми-минор, а третий приз получила за свою фортепианную сонату, в общей сложности заработав $500. Симфонию Прайс в рамках программы The Negro in Music исполнил Чикагский симфонический оркестр. Так Флоренс впервые удостоилась публичного признания, как афроамериканская композиторка. Она продолжила сочинять и наслаждалась плодами своего таланта. В эклектичном творчестве Флоренс объединяла разные стили и традиции. Глубоко религиозная Прайс привнесла в свои произведения элементы духовных песен афроамериканцев-протестантов, которые разбавляла мелодиями европейских композиторов эпохи романтизма и народной музыкой.
Одну из самых известных «духовных» песен Флоренс Прайс, My Soul’s Been Anchored in de Lord, в пасхальное воскресенье 1939 года исполнила контральто Мариан Андерсон. Афроамериканская певица давала бесплатный концерт на ступенях Мемориала Линкольну в Вашингтоне. Андерсон завершила своё выступление «духовной» песней Флоренс Прайс, а поскольку концерт транслировали по радио в прямом эфире, музыку композиторки услышали тысячи людей по всей Америке.
Со временем творчество Прайс было предано забвению, но сегодня возрождением её наследия занимаются биографы и историки музыки.
София Губайдулина (1931-2025)

- Российская композиторка, жившая в Германии.
София Губайдулина, родившаяся в Татарской АССР, начала заниматься музыкой в 5-летнем возрасте, когда поступила в музыкальную школу имени Чайковского. Фортепиано и композицию она изучала в Казанской консерватории, а затем продолжила учёбу в Московской консерватории, где её преподавателем по композиции был Виссарион Шебалин.
Оканчивая аспирантуру, Губайдулина получила наставление от самого Шостаковича, который пожелал ей «идти собственным, «неправильным» путём. Позже София вспоминала, насколько судьбоносной оказалась для неё поддержка столь значимой фигуры: «На протяжении всей своей жизни я остаюсь благодарной за эти замечательные слова. Они укрепили меня и были именно тем, что молодому композитору необходимо было услышать от старшего. Это придало мне смелости следовать своему пути».
После выпуска из консерватории Губайдулина обосновалась на московской академической сцене, где её творчество, пронизанное христианскими мотивами, часто осуждалось атеистической партией. На жизнь композиторка в том числе зарабатывала, сочиняя музыку для кино и мультфильмов. Например, её мелодии можно услышать в картинах «Маугли», «Человек и его птица» и «Чучело».
Профессиональной реализации Губайдулиной, которая дружила с диссидентами, неоднократно пытались помешались советские власти. В 1979 году на VI съезде композиторов СССР её вместе с другими авторами занесли в «чёрный список» за сочинение «шумной грязи вместо настоящих музыкальных инноваций». В то время как большинство коллег Губайдулиной эмигрировали, она приняла решение остаться.
«Включение в чёрный список и отсутствие выступлений дало мне творческую свободу, даже если я не могла заработать много денег. Я могла писать то, что хотела, без компромиссов», — вспоминала композиторка.
В 1980-х Губайдулина получила признание на Западе благодаря Offertorium — своему первому концерту для скрипки, написанному для латвийского скрипача Гидона Кремера. София мечтала попасть на премьеру своего музыкального произведения в Вене, но в 1981 году советские власти не выпустили её из страны. После распада Советского Союза она эмигрировала в Германию, где продолжила писать музыку.
В 1996 году София написала концерт для альта с оркестром, посвящённый Юрию Башмету, а в 2007-м сочинила скрипичный концерт «In Tempus Praesens», посвятив его скрипачке Анне-Софи Муттер. Мистико-религиозная музыка Губайдулиной периодически звучит и в современном артхаусе. Например, её сакральную пьесу «De Profundis» можно услышать в «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса. София Губайдулина умерла этой весной, но её будут помнить, как одну из самых самобытных женщин в классической музыке родом из России.
FAQ
- Кто такие женщины-композиторы в классической музыке?
- Это женщины-музыканты, создававшие академические произведения — симфонии, концерты, камерную музыку — часто вопреки общественным нормам своего времени.
- Почему о женщинах в классической музыке говорят меньше?
- Исторически женщинам было сложнее получить образование и признание в академической сфере, однако их вклад в музыку значителен и всё чаще признаётся в XXI веке.
- Кто из женщин оказал влияние на классическую музыку?
- Помимо Клары Шуман, Фанни Мендельсон, Нади Буланже, Софии Губайдулиной и Флоренс Прайс Луиза Фарранк, Эми Бич, Галина Уствольская и многие другие женщины внесли весомый вклад в развитие мировой академической сцены.
