5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом


Осторожно, спойлеры!

После успешного «Джона Уика» карьера Киану Ривза обрела второе дыхание. И многие были уверены, что теперь актер, прославившийся рядом успешных ролей в начале 2000-х, точно будет играть если не в интересном, то хотя бы зрелищном кино. Однако на практике карьерные притязания Ривза оказались не столь внушительными: плохие фильмы, следовавшие один за одним, не вызывали ничего, кроме недоумения (как, например, недавний «Профессионал»).
«Репродукция» не стала исключением из этого набившего оскомину «правила». И без детального погружения в фильм разобраться с тем, что в очередной раз пошло не так, к сожалению, не получится.
В «Репродукции» Киану Ривз сыграл ученого Уилла Фостера, который работает над переносом сознания умерших людей в тела андроидов. Фильм начинается со сцены эксперимента, когда Уилл пытается вернуть к жизни недавно погибшего солдата. Череда безуспешных экспериментов приводит к тому, что сложный научный опыт поначалу заканчивается положительно. Солдат приходит в себя уже в искусственном теле и даже пытается говорить. Это поражает персонажа Ривза, так как до этого его создания произносили лишь нечленораздельные звуки. Не осознавая, что с ним только что сотворили, солдат начинает разрушать новое тело, а Фостер рывком отрубает все провода, что поддерживали «жизнь» андроида.
Начальство недовольно провалом, проект обещают прикрыть, если в ближайшее время не получится успешного переноса сознания. И шанс как раз-таки выпадает: загородная поездка с семьей заканчивается автокатастрофой, в которой погибают жена и трое детей Уилла. Не тратя время на лишние переживания, он решает пойти против всех законов природы и «взрастить» для себя умерших близких. Именно «взрастить», так как к ужасающему эксперименту подключается его коллега, специализирующийся на клонировании.


Герою не веришь
В первые несколько минут фильма, вплоть до трагедии, нам показывают Уилла в окружении семьи. Показывают быстро и сумбурно, лишь обозначая их присутствие в жизни персонажа. Понятно, что семья и родные по определению должны быть дороги, но отсутствие хоть какого-то незначительного разговора за ужином, где главный герой искренне интересовался бы успехами детей в школе и планами жены, не играет фильму на руку.
Нет необходимой ниточки, ведущей к одной простой идее: Уилл любит свою семью. Без подобных сцен зритель получает персонажа, что, пережив утрату, решается скорее на очередной эксперимент, а не на спасение семьи. Не было ни секунды страха от жуткой потери у героя, ни малейшего намека на срыв. Опустевший дом его не гнетет, разбросанные вещи детьми тоже. Конечно, слезами делу не поможешь и нужно быть стойким, чтобы закончить начатое, но как поверить, что его действия оправданы?
Когда Уилл решает воскресить семью, перед ним возникает дилемма: резервуаров для клонирования три, а членов семьи — четыре. И герой Ривза делает выбор, разрешая проблему с помощью жребия и пары минут неистовых рыданий, а затем возвращается к работе. Вот так просто герой смирился с тем, что один из детей так и останется мертвым.
Почему не показать его метания, отказ сделать выбор в пользу одних и сделать выбор в пользу другого? Ведь тогда его решение с клонами будет работать, и зритель начнет сочувствовать персонажу. И кто Уилл Фостер в первую очередь? Любящий отец и муж или все же ученый? Склоняюсь ко второму варианту.


Пресный сюжет и незаинтересованные актеры
Размеренное действие картины быстро утомляет: стоит зрителю уловить идею, которую пытаются донести создатели, как моментально пропадает интерес смотреть дальше. До ужаса скучное развитие сюжета без единого неожиданного поворота.
В «Репродукции» ждешь не развязки, а финала фильма.
Что может быть унылее, чем герой, выращивающий тела своих погибших родственников в подвале собственного дома? Хотя звучит на словах, конечно, интригующе. Но без сопутствующих трудностей на это неинтересно смотреть. А в фильме их попросту нет. Между гибелью и воскрешением проходит семнадцать дней, в течение которых герой пытается отладить свою программу и отвечает на письма от имени жены и детей в их гаджетах (чтобы никто не прознал, что они мертвы). Даже появление полиции на пороге его дома связано с угоном машин у соседей. Вот такой экшен в научно-фантастическом триллере!
Естественно, что за отсутствием захватывающей истории хочется найти другие сильные (на самом деле хоть какие-нибудь) стороны фильма. Актерская игра соответствует «бездушному» настрою, что стал прочной основой для целого фильма. Киану Ривз, оказавшись в очередных «странных обстоятельствах», остается в большинстве своем отрешенным, изредка проявляя хоть какие-то эмоции, завязанные на смерти семьи. Но, как уже было сказано ранее, Уилл Фостер — это не тот персонаж, которому сопереживаешь. Элис Ив, сыгравшая его жену, скорее выступает в роли «красивого» дополнения, а не женщины, которую воскресили вместе с ее детьми (об этом чуть позже). Дети здесь тоже выглядят скорее поводом для привязанности героя Ривза, а не полноценными персонажами.


Никаких препятствий для героя
Не стоит ждать от этого фильма реакции родных, узнавших, что они умерли и их сознание существует теперь в телах клонов. Эта тема не раскрыта вообще. Услышав от мужа страшную тайну, «нововыращенная» жена печально сообщает: «Я теперь мертвая», — и возвращается к своим обыденным делам. Каждый день такое случается, верно?
Фильм удивляет лишь в одном моменте: с клонами не происходит ровным счетом ничего. Совсем. Никаких сбоев в сознании или проблем с новым телом.
Казалось бы, ведь именно этого зритель и ждет: пугающих, непонятных, отталкивающих сцен с некогда близкими людьми, изменившимися и ставшими «другими». Но на выходе получается лишь «задел» под надуманные проблемы с клонами: немного боли в боку у жены и ночные кошмары у ребенка. И даже эти эпизоды дальше никак не развиваются. К чему они тогда — спросите вы? А ни к чему. Хотели сделать все гладко для закономерного хэппи-энда в конце, но добавить элементы, сопутствующие жанру, было необходимо. Хотя со все теми же сбоями у клонов фильм смотрелся бы куда лучше.


Откровенный идиотизм некоторых сцен
Трудностей «Репродукция» старательно избегает, меняя их на совершенно нелепые штампы. Например, сама сцена с аварией вызывает, мягко говоря, недоумение. Уилл отправился с детьми и женой по ночному шоссе во время дождя и едва не врезался (!!!) в летящий навстречу грузовик. Что сделает нормальный человек? Как минимум остановит машину и убедится, что со всеми пассажирами все в порядке. Но он продолжил ехать и в итоге все же врезался в дерево. Мельком увидел, что жену проткнуло веткой насквозь, и каким-то немыслимым образом на скорости улетел в озеро.
Звучит так, словно он сам хотел убить свою семью, вам не кажется?
А что насчет удаления у близких всех воспоминаний о ребенке, которому «не посчастливилось» быть воссозданным, с помощью одного нажатия кнопки? Разработанная главным героем система настолько точна, что не требует хоть каких-то корректировок. Остается только избавиться от вещей якобы никогда не существовавшего ребенка, и семья забудет о нем.


Загубленная идея
Проблема выбора, проблема смерти и невозможности смириться с ней, проблема этики и морали — обо всем этом фильм упоминает лишь вскользь, не уделяя должного внимания. Ведь задумка в фильме сама по себе интересна и могла получить множество путей раскрытия. Здесь и терзания главного героя между правильным и эгоистичным, и ужас его близких от нового существования (едва ли созданные тела могли получиться столь совершенными), и вероятные последствия всех этих игр с природой…
Но ничего подобного создатели решили не рассматривать, даже не попытавшись привнести в жанр хоть что-то свежее. Тот же успешный результат с переносом сознания родных приводит Уилла к открытию: чтобы разум человека прижился, нужна настоящая материя, а не бездушная механика. Казалось бы, вот одна из ключевых идей «Репродукции»! Человек может жить, только будучи истинно живым (пусть и в клонированном теле).
Но нет, в конце фильма разум получается перенести и искусственному носителю, разрушая остатки мизерной идеи.

«Репродукция» не оставляет после себя вообще ничего. Возможно, создатели хотели и даже стремились своим фильмом поднять все эти непростые темы, показать главного героя самоотверженным, готовым на все ради любимых. Но неужели за игры с природой не приходится платить? Ведь даже момент, когда Уиллу нужно сделать выбор, кого из детей воскрешать, в конце фильма исходит на нет: вот он с ребенком на руках приближается к своей счастливой жене где-то на лазурном берегу. Персонажу Киану Ривза удалось невозможное, но это ничего ему не стоило. Даже душевных терзаний. «Репродукция» получилась такой же бездушной, как и ее главный герой.

Может идея фильма была в том, чтобы показать, что иногда наука делает все правильно, а люди иногда бездушные серые эгоисты :/

Самый нормальный фильм про клонирование - шестой день. Там реально обыгрывалось очень интересно тема с клонированием, и по сути, эта технология была чем то типа 3д печати. Особенно доставило, где мертвого пса можно было воскресить помяв цвет шерсти и длину клыков. Про этот же фильм, хз - надо смотреть.

//////Даже появление полиции на пороге его дома связано с угоном машин у соседей.//////
он же стырил все аккумы в ближайшем районе) но напряженности это не добавляет.

спасибо за рецензию! теперь понятно что смотреть не стоит!

>>Даже появление полиции на пороге его дома связано с угоном машин у соседей
Нет, они пришли из-за того что Уил украл аккумуляторы из машин соседей

Вы когда сайт доделаете?

Фильм немного недоделанный и местами неубедительный. Роботы как-то супер нелепо анимированны. Насчет терзаний в пустой квартире - не соглашусь, уж слишком клишерованно получилось бы. В любом случае, если вы фанат фильмов в духе историй Филиппа Дика, то на один разок сойдет.

Проблема очистки памяти была поставлена, но только чуть-чуть, когда жена начала нервничать про то, что не помнит что было вчера.
Такую возможность упустили, блин, это же можно было на фильм растянуть, как люди пытаются собрать свою память воедино, ведь так грубо все убрано.
Я вообще ожидал смесь шестого дня и кладбища домашних животных.
Вообще это тянет на приквел к шестому дню