5 отличных произведений Говарда Лавкрафта, которые достойны внимания
Впервые эта статья вышла на «Канобу» 31 октября 2018 года. Сегодня мы публикуем ее повторно.
Я ни в коем случае не хочу спойлерить сюжет рассказов и повестей Говарда Лавкрафта, поэтому упоминание сюжета будет сведено к минимуму. Это небольшой список отличных произведений, которые среди прочих творений мастера ужасов мне понравились больше всего. Все они достойны полноценной экранизации (хотя некоторые из них, кстати, уже пытались адаптировать).
«Кошмар в Ред-Хуке» (The Horror at Red Hook), 1927
В центре сюжета этого рассказа (выполненного в виде хроники полицейского расследования) воспоминания детектива нью-йоркской полиции Томаса Меллоуна, получившего психологическую травму после облавы в бруклинском Ред-Хуке, закончившейся катастрофой.
В рассказе читателя ждет жуткая и густая атмосфера, погружающая в этот грязный район Нью-Йорка, наполненный опасными мигрантами, бандами и мрачными тайнами, что скрывают местные притоны. Не обошлось и без интересного расследования, жутких ритуалов и впечатляющих безумных образов ближе к концу истории.
На мой взгляд, это произведение — идеальная для адаптации в кино история Лавкрафта. Удивительно, что никто даже не пытался снять по ней фильм.
«Сомнабулический поиск неведомого Кадата» (The Dream-Quest of Unknown Kadath), 1943
Пожалуй, самое эпичное произведение Лавкрафта. Это в меньшей степени ужасы, а в большей — захватывающее сказочное приключения с огромным прекрасным миром, безусловно, достойное дорогой экранизации.
В нем собрана масса отсылок к другим произведениям писателя и даже присутствуют некоторые уже знакомые читателям персонажи. Кроме того, это одно из главных произведений в библиографии Лавкрафта, где он исследует мир сновидений и их связь с человеком.
В центре сюжета — герой Рэндольф Картер, неоднократно фигурировавший в различных произведениях Лавкрафта. Он стремится в своих снах достичь города мечты — чудесного и фантастического Кадата. Картер отправляется в опасное путешествие, где встретится как с преградами в виде опасных монстров, так и с теми, кто готов помочь человеку найти город из его снов (не обойдется и без неожиданных камео). А еще там есть котики. Много котиков.
«Сомнабулический поиск неведомого Кадата» — это очень неожиданная работа от мастера ужаса, которая даже построена нетипично, в отличие от других его повестей и рассказов.
«Хребты безумия» (At the Mountains of Madness), 1936
Одно из самых крупных и популярных творений автора. Даже режиссер Гильермо Дель Торо пытался его экранизировать, но Ридли Скотт наворовал из него идей и криво-косо затолкал в свой «Прометей». И все, разумеется, полетело к черту, а жаль.
В центре сюжета — таинственное исчезновение одной из исследовательских экспедиций в Антарктике, участники которой высадились на вершине чудовищно высокой горы и столкнулись с чем-то очень древним и опасным во время раскопок.
Это произведение — прежде всего великолепная атмосфера и очень интересная история с огромным количеством отлично прописанного лора в мифологии Лавкрафта. При чтении возникает ощущение, словно тебе рассказывают о реально произошедших событиях, отчего порой становится искренне жутко. Есть в этой документальной манере повествования что-то цепляющее, что к тому же отлично передает все образы, придуманные писателем.
«Ужас Данвича» (The Dunwich Horror), 1929
Данвич — небольшое поселение в штате Массачусетс. Там проживает семья Уэйтли с довольно мрачным прошлым. Остальные жители Данвича ее побаиваются. Но все становится гораздо хуже, когда неизвестный зверь начинает уничтожать скот.
Разобраться во всем решает профессор Генри Армитаж из знаменитого Мискатоникского университета, появлявшегося в других произведениях Лавкрафта. И в Данвиче его ждет множество чудовищных открытий, которые прольют свет не только на семейство Уэйтли, но и на нечто большее.
Сам Данвич подкупает мрачностью и общей безысходностью. Мало того, что само место не особо источает жизнь, так еще и события, происходящие там делают его проклятым и по ощущениям, брошенным на произвол судьбы местом, где даже местный монстр кажется пленником.
Отдельно отмечу, что финал в этом рассказе очень хорош. Пожалуй один из лучших у Лавкрафта. И без отсылок к другим произведениям, конечно же, не обошлось. Чего только стоит участие в сюжете знаменитой книги «Некрономикон».
«Цвет из иных миров» (The Colour Out of Space), 1927
Это очень любопытное концептуально произведение. В центре сюжета метеорит, упавший на плодородный участок одной фермерской семьи неподалеку от Аркхэма. Метеорит испускал странное свечение, а впоследствии и вовсе начал меняться, в результате чего просто испарился.
Но последствия его присутствия оказались кошмарными. Все, что находилось на территории фермы, тоже начало изменяться: растения, урожай и даже животные. И это было лишь началом кошмара. Атмосфера действительно цепляет: пугающая неизвестность, не самый избитый облик внеземного существа и работающая драма, что довольно необычно для такого короткого произведения.
У меня ощущение, что сценарист фильма «Аннигиляция» Алекс Гарленд явно вдохновлялся этим рассказом Лавкрафта. Уж очень много там общих эпизодов и некоторых деталей.
Натуры Пикмана конечно же нет :(
Пять это мало, у него есть что прочитать / послушать, мне вот очень понравился https://www.youtube.com/watch?...
Тень над Инсмаунтом! И ещё сразу вспомнилось два жутких рассказа (не погиб названий): про тайный город в пустыне и про немецкую подводную лодку.