5 непохожих байопиков о музыкантах, которые стоит посмотреть в ожидании «Богемской рапсодии»
«Жизнь в розовом цвете» (La Vie en Rose), 2007
Любой байопик, как правило, включает в себя жизнь будущей звезды, начиная с ранних лет. Непростое детство, сложные отношения с родителями или семьей, а также обязательная тяга к творчеству, несмотря на все жизненные обстоятельства, сбивающие главного героя с тернистого пути будущей легенды музыки. Так и история французской певицы Эдит Пиаф воссоздана поэтапно в фильме «Жизнь в розовом цвете».
В нем зритель сталкивается с классической историей становления музыканта: невероятный талант прозябает в ужасных условиях, пока на пути не встречается та самая «добрая крестная фея», предлагая все необходимое для первых успешных шагов.
Известность, как правило, настигает героя крайне быстро. В таланте Эдит Пиаф ни у кого сомнений не возникает, поэтому задача фильма показать известного человека с другой, часто даже отталкивающей стороны. Вот и Пиаф, несмотря на свой голос, пробирающий до мурашек, обладала крайне тяжелым характером.
Еще одна особенность классического байопика — вечные метания героя между творчеством и обычной жизнью, где любовь, семья, близкие и т. д. В конечном итоге выбор часто делается в сторону музыки, а одиночество становится тяжким бременем или даже платой за успех. «Жизнь в розовом цвете» сочетает в себе все вышесказанное, по праву считаясь одним из образцовых биографических фильмов с внушительным количеством кинематографических наград и, на мой взгляд, лучшей ролью Марион Котийяр («Начало», «Такси»).
«Переступить черту» (Walk The Line), 2005
От классических сценарных клише жанра отходит фильм «Переступить черту», в основу которого легла жизнь звезды кантри Джонни Кэша. Известность к нему пришла в двадцать три года, а до этого был лишь ряд неудачных попыток сделать музыкальную карьеру, ненавистная работа ради средств к существованию и жена, которая даже после успеха Кэша не могла смириться с его страстью к музыке, постоянными гастролями и поклонницами.
Став музыкантом, Кэш пытался бороться с одиночеством, увлекся наркотиками и пережил несколько крупных скандалов. Добившись небывалого успеха, он так и не получил признания от чрезмерно строгого отца, в котором крайне нуждался.
Поддержку в это непростое время оказала певица Джун Картер (Риз Уизерспун), впоследствии ставшая второй женой Джонни. Именно она помогла ему избавиться от наркотической зависимости.
«Переступить черту» показывает как близкий человек может помочь музыканту-новатору удержать свою жизнь в порядке. Не зря Джун пела на одной с Джонни сцене. Кэш не был примерным семьянином, но был первоклассным музыкантом. К слову, Хоакин Феникс («Гладиатор», «Она»), сыгравший главную роль, был утвержден самим музыкантом, но певец не дожил до выхода фильма.
«Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis), 2013
Совершенно иным по настроению воспринимается байопик братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса». Фильм рассказывает о непростой жизни фолк-музыканта Дэйва Ван Ронка.
По сюжету он пытается абстрагироваться от смерти друга, вместе с которым долгое время выступал. Здесь мы видим героя, лишенного всего, кроме своего таланта и музыки. Весь фильм — длинное тягучее меланхоличное полотно, что довольно точно передает душевное состояние Льюина Дэвиса (Оскар Айзек).
Мало известно о его детстве и прошлом — работа братьев Коэн бросает зрителя прямо в середину жизни Льюина, постепенно погружая в текущие проблемы и обстоятельства. Здесь и речи не идет о громких подъемах, успехах и человеке, который понимает музыканта. Одиночество выступает не в качестве отягощения, а скорее как личный выбор главного героя. Это фильм не о музыке и преодолении, это кино о человеческой жизни, в которой множество сложностей и не всегда хватает сил с ними справиться.
Одним из классических элементов, воплощенных в фильме, можно считать приверженность выбранному пути. Дэвис предан полупустым кафе, в которых выступает, предан своей гитаре, но самое главное — он предан себе. Сумасшедший успех и огромные гонорары — это не то, что получает Льюин. Поэтому и проблемы у него куда более «земные»: нет зимнего пальто, не у кого остановиться переночевать, а также нет возможности продолжать быть музыкантом.
«Убить Боно» (Killing Bono), 2011
Отсутствие оглушительного успеха — меньшая из проблем. Гораздо хуже, когда его совсем нет. Вот и главный герой фильма «Убить Боно» так и не дождался своего звездного часа на сцене.
Фильм с провокационным названием основан на автобиографии рок-журналиста Нила Маккормика, который в погоне за удачей стал тенью фронтмена группы U2. Нил и Боно начинали свой путь к вершине музыкального олимпа в одно время и даже в одном месте. Однако судьба была куда более благосклонной к Боно и его группе. Все свои неудачи и беды Нил приписывал именно ему, а потому однажды решил уничтожить причину всех своих проблем и наконец получить заслуженное признание.
Фильм ломает, пожалуй, главную основу всех байопиков: идти к желанному успеху до конца, чего бы это ни стоило. Хотя бы потому, что не все начинания и стремления людей оказываются тем, что на самом деле им нужно.
Вот и главный герой, сыгранный Беном Барнсом («Дориан Грей», «Хроники Нарнии: Принц Каспиан», «Каратель»), понимает свое истинное предназначение лишь в конце фильма. Но стоит отдать ему должное: боролся он с завидным упорством. Вот только гордыня периодически его подводила.
«Поп-звезда: не переставай, не останавливайся» (Popstar: Never Stop Never Stopping), 2016
Полной противоположностью классической истории музыканта может стать лишь пародия на нее. Фильм «Поп-звезда: не переставай, не останавливайся» яркий тому пример. Как можно понять из названия, фильм стал сосредоточением всех клише музыкальных документальных фильмов, которые его создатели откровенно высмеивают. Пытаясь высмеять целый жанр, сценаристы взяли за основу фильм «Джастин Бибер: Никогда не говори никогда» 2011 года и придумали похожего героя.
Сюжет строится вокруг вымышленного поп-певца Коннера Фрила, жизнь которого показана в духе документального фильма. Карьера его началась с мальчиковой группы, имевшей оглушительный успех. Из-за внутренних противоречий в группе Коннер начинает сольную карьеру, и события фильма закидывают нас на момент выхода его второго альбома, с которого и начался крах всей карьеры музыканта.
В собирательном образе Коннера прослеживаются многие настоящие исполнители, так как, будем откровенны, по такому шаблону строились карьеры многих западных поп-исполнителей.
«Поп-звезда» дает зрителю и раздутые до невозможности причины распада группы, и фальшивую личную жизнь, и высмеивание смысла, заложенного в тексты популярных песен… Перечислять избитые клише можно довольно долго. Любители пародий The Lonely Island (именно они делают музыкальные скетчи в шоу Saturday Night Live) неплохо справились с поставленной задачей, заманив в свой фильм приличное количество звезд с мировым именем, а самого Коннера сыграл Энди Сэмберг, известный по сериалу «Бруклин 9-9». И несмотря на весь абсурд происходящего, доведенного иногда до откровенной глупости, фильм непременно заслуживает просмотра.
Байопики — довольно обширный жанр кино. Его разнообразие отлично продемонстрировано примерами выше. Важно отметить, что подобные истории воодушевляют фанатов, а если создатели приложили усилия и сделали их качественно, то они надолго остаются в памяти и мотивируют узнать больше о жизни легендарных исполнителей.
А приятный бонус байопиков о музыкантах — их музыка. В некоторых фильмах ее очень много, и это позволяет создать впечатление о творчестве исполнителя, даже если вы не были знакомы с ним прежде.
А какой музыкальный байопик запомнился вам?
Есть еще "Меня там нет" https://www.youtube.com/watch?...
Ееей, Перальта, пародирующий Бибера - я должна это посмотреть, сегодня же. А вообще, очень классная подборка, спасибо за нее. Недолюбливаю байопики, поэтому даже не слышала ни об одном, кроме "Жизни в розовом цвете", но описания весьма заинтересовали, пожалуй, стоит их взять на заметку.