10 хороших фильмов, которые вы пропустили этим летом (часть первая)
Лето давно стало сезоном попкорновых блокбастеров с бюджетом в сотни миллионов, которых мы ждем весь год. И я имею в виду не только публику, но и критиков, потому что те из них, кто воспринимал лишь серьезное кино и не хотел смотреть комикс-муви, были попросту оттерты в сторону, выжиты из профессии.
Люди предпочли слушать молодых новичков, которые были плотью от плоти фанатского комьюнити, они с детства любили поп-культуру и знали ее как свои 5 пальцев. Даже те, кто сейчас делает обзоры арт-хауса, делают их в футболках «Star Wars» или в красных рубашках трекки, а на столе рядом с ними стоят бэт-сигнал и синяя полицейская будка. Лицо современной кинокритики полностью изменилось за последнюю декаду, но главное осталось неизменным – эти люди по-прежнему любят хорошее кино, ищут его и пытаются сделать все, что оно нашло своего зрителя.
Режиссеры жалуются на то, что получить от студии зеленый свет на небольшую драму становится все сложнее, мейджоры предпочитают вкладывать в проект сотни миллионов долларов и получать обратно миллиарды. И все же настоящее, живое кино продолжает выходить. Даже летом, когда велик риск того, что малобюджетную жемчужину не заметят в толпе окружающих ее многомиллионых громадин.
Лок (Locke)
Лок - это одна из самых минималистичных картин в истории кино. Весь фильм мы смотрим на Тома Харди за рулем БМВ. Водитель, машина и три важных телефонных разговора, между которыми разрывается герой в этот момент кризиса.
Недостаток визуального разнообразия фильм с лихвой восполняет талантливыми диалогами, так же как актерской игрой Харди и его собеседников, сумевших одними голосами создать живые образы своих персонажей. Удивительно, как в творческом пространстве, сжатом практически до аудиокниги, удалось создать столь напряженный и эмоциональный фильм.
Естественно, эти ограничения работают не только в минус, минималистичный концепт придает истории камерности и отлично передает ощущение героя, который не может никуда деться ни из тесной машины, ни из этой непростой жизненной ситуации.
Глотком свежего воздуха кажется и сам герой, который в кои-то веки не пытается сбежать от ответственности, а решает во что бы то ни стало сделать то, что будет правильно. Без пафоса, без речей о героизме и прыжков грудью на амбразуру – просто взять и доехать туда, где ты должен быть, где нужен больше всего. Даже если твоя жизнь рассыплется в труху от этого правильного поступка.
Враг (Enemy)
Для режиссера Дени Вильнева и Джейка Джилленхолла этот фильм стал вторым сотрудничеством подряд после «Пленниц», вышедших всего год назад. Но, несмотря на то, что «Враг» делит с «Пленницами» завораживающую синематографию и медленно нарастающее напряжение, фильмы воспринимаются совсем по-разному. Если в предыдущей работе Вильнев оставался в границах реальности, то «Враг» временами напоминает психоделический трип.
Преподаватель истории замечает во взятом напрокат фильме актера, как две капли воды похожего на него самого. Он решает разыскать двойника и постепенно встреча с ним превращается в навязчивую идею. Историку мерещатся огромные пауки, он грезит о тайном секс-клубе, в который попадают лишь избранные, и мало-помалу граница между реальностью и фантазиями размывается окончательно. Был ли двойник реален? Если нет, то кто из «близнецов» существовал на самом деле?
Фильм вызвал у публики смешанную реакцию. Для многих сложная конструкция из символов и игр разума героев рассыпалась, так и не сложившись в единое целое. Намеки Вильнева и впрямь крайне неоднозначны. Он запретил всей съемочной группе говорить в интервью хоть что-либо о том, что обозначают пауки в фильме, но не факт, что все в группе сами знали ответ на этот вопрос.
Вильнева ругают за то, что он заигрывается и путает зрителя, не давая однозначных ответов. Его сравнивают сразу с тремя Дэвидами – Кроненбергом, Линчем и Финчером. И если от последнего он берет неторопливость и напряженность, от второго – нежелание разжевывать свои идеи, а от первого – способность показать обычные вещи жуткими и отталкивающими, показать зыбкость «реальности» реального мира.
Если вы посмотрите «Врага» и ничего не поймете, многие готовы предложить вам свою трактовку этого фильма и его символов. Как ни странно, это действительно может превратить негативную реакцию от просмотра в «Ого, так вот что это значило? Теперь все обретает смысл». После чего вам немедленно захочется пересмотреть его еще раз.
Повар на колесах (Chef)
Так же как «Судья» стал первым за долгое время проектом Дауни младшего вдали от коллег-мстителей, «Шеф» стал таковым для режиссера первых двух частей Железного Человека и телохранителя Тони Старка собственной персоной – Джона Фавро. К сожалению, личный проект человека, подарившего вселенной Марвел успешный старт, мало кто заметил, так же, как и прекрасную экранизацию Шекспира от другого режиссера, давшего той же киновселенной ее величайшую жемчужину (посмотрите «Много шума из ничего» Джосса Уидона – это маленький домашний шедевр).
«Хэппи» вернулся к хорошо знакомому ему жанру комедии и снял очень уютный и легкий фильм о простых истинах: любви к семье, к своему делу и к творчеству. А также об одержимости кулинарией настоящих foodie. История вращается вокруг повара, которому мешает творить консервативный владелец ресторана, из-за чего наш герой в итоге решает купить фургон и открыть закусочную на колесах.
Тропы (Tracks)
Этот фильм стал для меня самой запоминающейся лентой года. Я заинтересовался им прежде всего потому, что главную роль там исполнила Миа Васиковска, которая поразила меня своей игрой еще в «Стокере», а ранее в этом году стала приятным сюрпризом в новом шедевре Джармуша «Выживут только любовники».
«Тропы» — это история, основанная на реальных событиях, причем держащаяся очень близко к ним, а не просто использующая их как отправную точку для собственных фантазий. История о девушке, решившей пересечь австралийскую пустыню в компании собаки, четырех верблюдов и одного фотографа, изредка объявляющегося на ее пути. Робин Дэвидсон, прототип героини Мии, проделавшая этот путь в реальности, написала сначала статью в «National Geographic», а затем и книгу, планы экранизировать которую зародились еще до того, как Миа вообще появилась на свет. Глядя на то, как идеально она влилась в этого персонажа, можно подумать, что фильм не зря ждал ее все эти годы.
Прочитав аннотацию, от фильма прежде всего ждешь трудностей выживания в дикой природе, смертельных опасностей, испытаний голодом и жаждой, одиночеством и неспособностью позвать на помощь. Но история Робин, несмотря на то, что испытаний на ее пути хватало, совсем не об этом. Она о восприятии жизни, общества, уединения, культуры. Этот фильм дает прекрасный шанс взглянуть на них со стороны – глазами человека, который ушел в пустыню, потому что хотел уединения.
Но ценность картины не исчерпывается прекрасной актерской игрой, интересной историей о реальном подвиге или восхитительными видами австралийской природы. Он ценен вопросами, которыми начинаешь задаваться, глядя на целеустремленную героиню.
Почему люди творят смелые вещи, безумные вещи? Если человек в порядке и решает пересечь море на байдарке, значит, он делает это от скуки, причуды богатых и пресытившихся. Если человек делает это потому, что так веками делал его народ, в его поступке нет ничего особенного, это дело привычки, воспитания. Если человек делает это, потому что сломлен и хочет сбежать, что тогда? Восхищаться им, сочувствовать ему? Получается, он просто трус и бежит от проблем. Он хочет смерти или онемения, получается это слабость, а слабостью восхищаться нельзя. Если человек делает это из принципа, если верит, что только это – жизнь, что тогда? Может, он просто наивный идеалист, он не знает жизни и поэтому скоро оступится, сгорит, как в похожем фильме - «В диких условиях». Так когда это – сила? Когда это достойно восхищения?
Мы привыкли думать о красоте, как о чем-то хрупком, изящная ваза или воздушный вензель, но фильм напоминает нам, что красота – это отсутствие лишнего, по-микеланджеловски, красота – это правда. Так же как искусство, это замеченная правильность, поднесенная к глазам. Правда, сжатая до одной фразы, одного момента, одной вещи. Этот фильм меряет жизнь человека двумя собаками и на это нечего возразить, жизнь вмещается в эту странную меру без остатка.
Читать вторую часть:«Любовь по рецепту и без», «Теорема Зеро», «Хоть раз в жизни», «Фрэнк», «Хотел бы я быть здесь»