40 неудобных вопросов к фильму «Мумия»
Предыстория
1. Зачем Аманет был нужен Сет?
Что именно она собиралась сделать, что не могла без продажи души? Если ей нужна была суперсила, чтобы одолеть охрану – мы этого особо не видим. Она проходит к спящему отцу спокойно – ее легко пускают, ведь это его дочь. А когда охрана все же очухивается, Аманет все равно легко вяжут. Так что дала сделка с богом смерти? Каков был изначальный план и что пошло не так? Она не знала, что у жрецов есть чуваки со снотворными дротиками? Не знала, что ее суперсилы не справятся со снотворным? Сет умышленно ее обжулил и недодал суперсил?
2. Так продажа души, бартер или любовь?
Сначала нам говорят, что Аманет заключила сделку и продала душу за суперсилы. Затем – что она должна была убить своего любовника и впустить Сета в его тело. Это двойная цена? И душу продала и еще помогла с переездом в нагрузку? Затем Аманет пытается вселить Сета в Ника со словами «мой любимый». Когда Сет стал ее любимым? Если они – любовники, то зачем он у нее деньги брал за услуги, в смысле душу?
Как и в случае с «Чудо-женщиной» есть ощущение, что каждый сценарист писал свою версию предыстории и в фильме почему-то остались хвосты всех этих версий, трактующих ее по-разному.
3. В чем вообще «страшная цена» сделки?
Аманет получает суперсилу, вечную жизнь, разные крутые способности типа некромантии и кручения фиг из вороньих стай, а что отдает взамен? Просто не видно, чтобы она что-то теряла. Если она отдала бессмертную душу – что это вообще и как влияет на нее?
4. Разве приход бога смерти в мир людей не превращает в тыкву мечту Аманет быть правительницей всего?
Она тупо хотела сесть на трон, не уступать место сыну от второй жены, для этого ей пришлось порешить и папу, и жену, и ее ребенка. Логично с ее стороны продать душу за силы, которые помогут ей осуществить переворот, одолеть охрану. Но, во-первых, сил этих все равно оказывается недостаточно. Во-вторых, призывание Сета в этот план не вписывается никак.
Допустим, она успевает воткнуть кинжал – и Сет приходит в мир смертных. И кем она будет рядом с богом? Она хотела ВСЮ власть себе, ей было мало стоять у трона сводного брата, а теперь она встанет у трона бога. Даже если тот оставит ей Египет, ее честолюбие все равно будет омрачать тот факт, что всемогущий бог пойдет сеять хаос и разрушение по Земле, и он куда могущественнее – ее собственная власть померкнет в сравнении, она опять будет не самой крутой. Так зачем тогда все это? Все это напоминает сделки с Двоими из Ларца – сами дают власть, сами за тебя ее кушают.
Она убила семью, получила свое – могла бы остановиться, не призывать Сета. Разбить кинжал и сказать – иди ты в пень. Я свое уже получила, а если ты придешь, вся моя идиллия рассыпется обратно.
5. Зачем сначала убивать семью? Почему не начать с призыва Сета?
Убить фараона с женой и сыном – это непростая и рисковая затея, тебя могут поймать. Засунуть же кинжал в своего любовника – куда проще. Почему не начать с этого, а когда Сет окажется здесь – перебить всех, кого надо? С ним-то это будет сделать куда легче, да и вдвоем вообще все веселее делать, даже вырезать собственную семью.
6. Когда Аманет и Сет полюбили друг друга?
Эта любовь выплывает из ниоткуда, но возможно, это не ляп, а просто последствия агрессивного монтажа. Может, нам просто не показали эту лав стори.
На момент убийства семьи Аманет еще вроде не проявляет никаких чувств к Сету, не упоминает о них. Возможно, они сблизились уже после, за три тысячи лет заточения. Он приходил к ней в тюрьму, приносил апельсины, болтал ножками в ртути и рассказывал анекдоты. Так и полюбились друг другу. К сожалению, все это пришлось вырезать, чтобы вставить побольше… не знаю. Что там в этом фильме вообще было?
7. Зачем Сету была нужна именно Аманет?
Если Сет так горит желанием возродиться в мире людей и сделать это довольно просто, то почему за все это время он заключил сделку лишь с Аманет? Чем она отличалась? Неужели мало на свете было за три тысячи лет (да и до этого) обиженных и оскорбленных, честолюбивых и отчаявшихся, которые молили о помощи за страшную цену? Приди, объясни условия – вот тебе кинжал, заколи кого-нибудь и все. Ну и душу твою я, конечно, приберу, хотя не особо ясно, зачем она мне, раз я отправляюсь в мир смертных.
8. В чем фишка раздвоения зрачков?
Ясно, что просто кто-то в студии решил, что это будет выглядеть круто. Выглядит это никак, такая себе идея на поверхности, но какой от этого может быть прок? Аманет от этого видит лучше? Фокусироваться может на двух мониторах сразу при работе? Видит в темноте? Ее зрение еще более объемное, чем наше?
Почему, если вы вводите какую-то фишку, не попытаться хоть как-то ее использовать, показать мир глазами мумии, например?
Гробница Аманет
9. Почему Аманет закопали живьем?
Фишка в том, что по факту, Аманет – не мумия. Даже в описания встречается фраза «Аманет мумифицировали и погребли заживо», но ее не мумифицировали, ведь это вполне конкретный процесс обработки трупа – с бальзамированием тела и изъятием органов, помещением их в сосуды. «Мумия» 1999 года куда корректнее изображала, собственно, саму мумию. Аманет «забинтовали и погребли заживо» – так правильнее, но звучит не так сексуально.
10. Почему тюрьма такая огромная и пафосная?
Кто вообще вырыл такую огромную пещеру (а Дженни упоминала, что она явно рукотворная), наставил в ней гигантских статуй – и все это, чтобы тюрьма выглядела величественней?
Пирамиды строились с таким размахом потому, что их было видно отовсюду, это пиар как конкретного фараона, так и института власти фараонов и религии вообще.
Зачем украшать секретную тюрьму, про которую никто не должен знать? Для кого? Почему пещера такая большая? Да, египтяне могли такое вырыть, но пирамиды строились десятилетиями, такая пещера – тоже не за неделю выкопается, а Аманет нужно куда-то положить – срочно. Зачем тратить годы, рисковать привлечением к тюрьме ненужного внимания (а что это вы тут копаете уже пятнадцать лет силой тысячи рабов на территории чужой страны?), только чтобы сделать пещеру величественнее?
11. Как ртуть не испарилась за три тысячи лет?
Сначала тяжело было поверить, что египтяне раздобыли столько ртути – она вообще в чистом виде в природе встречается разве что каплями, но выяснилось, что тут все сходится, ее и впрямь научились добывать из киновари еще в Древнем Египте. Окей. Но ряд вопросов все равно возникает.
Ртуть испаряется даже при комнатной температуре. Если бы в пещере был холод, еще куда ни шло, но там тепло – пустыня над головой, а потолок пещеры от поверхности, как видно по разлому, отделен прослойкой максимум метров в десять. Да и пар при дыхании героев был бы виден, цари там холод по непонятным причинам.
12. Стражники умерли от паров ртути?
Вроде упоминается, что от этого они и погибли, но тогда еще более мучительный вопрос – нахрена? О ядовитости этого металла знали с древности, уже если жрецы досконально понимали, как ртуть действует на миловидных девушек, заключивших сделку с богом смерти, должны были догадываться и о том, как она влияет на людей.
Так зачем было оставлять их непосредственно в этом зале? Нельзя было сделать максимально герметичный тамбур, из которого можно было бы проверять сохранность саркофага и убегать обратно?
13. Как наша троица не сдохла от паров ртути?
Учитывая, что ртути там как минимум тонна, а безопасные дозы измеряются в стотысячных долях грамма на кубометр, плюс три тысячи лет испарений – воздух там должен убивать при вдохе. Ну, или гарантировать мучительную смерть в ближайшем будущем от какой-нибудь болезни Минамата.
14. Зачем строители гробницы оставили такой удобный механизм изъятия саркофага – разрубил трос и вуаля?
Да, тросы вроде как удерживали саркофаг от всплытия, но затем еще и поднимали его. Вроде логично, но почему просто не придавить его камнями? Сделать все возможное, чтобы Аманет никто – случайно или нарочно – не освободил?
Обнаружение Саркофага
15. Почему Ник (герой Круза) не скопировал карту, а именно украл?
Тяжело было щелкнуть на телефон и положить на место? Во-первых, это было бы этичнее, не выставляло бы нашего героя откровенным мудаком, соблазнившим, обокравшим и бросившим доверившуюся ему женщину. Он мог скопировать карту и добраться до места первым, типа честно обогнал. Забрал бы золото, а мумию и археологические открытия оставил бы Дженни.
Во-вторых, он бы не спалился. А так Дженни обнаруживает пропажу, мгновенно понимает, что это мог быть только Ник, связывается с военными – и все, его пускают под трибунал по-хорошему. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что это самый вероятный итог этой кражи.
16. Кто решил, что Крис (дружбан героя Круза) – это подходящая кандидатура для разведчика?
Он постоянно ноет, как карапуз в супермаркете, паникует, когда по ним стреляют, жалуется на свою судьбинушку. Это – профессиональный хладнокровный разведчик? Я уже не спрашиваю, кто из сценаристов выбрал такой типаж для спутника героя.
17. Ник и Крис вот так просто запрашивают авиаудар?
Во-первых, они должны понимать, что спалятся и их ждет трибунал. Ну оке, они понимают, что выбора нет и иначе просто сдохнут. Возможно, надеются отболтаться, но это вышло бы только в мультяшной вселенной.
Во-вторых – его наносят? Вот так сразу, не разобравшись? Сэр, там кто-то, не назвавший позывных, запрашивает массивный авиаудар по поселку, где, возможно, есть мирные жители. Так взрывай давай, чего тянуть-то? Просят, значит, надо.
Даже если они знали, что это Ник – он был совсем не там, где должен был по информации командования. Они прилетели к нему, уже быстро разобравшись, что он задумал – но они не знали этого и не захотели выяснить ДО нанесения авиаудара?
18. Как гробницу до сих пор не обнаружили?
Три тысячи лет прошло, прямо на ней стоит поселок – в нем что, никто не пытался вырыть колодец? А ведь Ник обещал своему дружбану, что, мол, вода будет только в колодце в деревне – значит, колодец там есть (обязан быть, иначе как возникла эта деревня – без воды)? И что же из него достают? Ведра ртути?
19. Почему полковник Гринуэй слушается Дженни (женщина героя Круза)?
В стране идет война, кем именно представляется Дженни (куратором музея? Археологом?), что армия помогает ей в ее исследованиях? Она ведь чуть ли не командует военными. Продиджиум «позвонил кому надо» и использовал некие рычаги давления на армию?
20. Почему полковник Гринуэй подумал, что это отличная идея –отпустить с девушкой именно Ника и его товарища?
Да, допустим он решил их проучить, сделал это в наказание – но наказание ли это? Отпустить их туда, куда они рвались? Но главное – это абсолютно безответственно.
Они под трибунал подписались тем, что вместо боевой задачи отправились грабить (!!!) сокровищницу, ориентируясь по ворованной (!!!) карте? Они, считай, дезертировали. Хотя мародерство должно быть в уставе отдельным пунктом. Мало того, что они еще не в наручниках (возможно, Круз-дезертир в наручниках заставил бы зрителя решить, что он смотрит «Грань будущего», а сравнение с хорошим фильмом «Мумии» не на руку), отпуская вниз военных преступников он ставит под удар:
– безопасность Дженни. Кто сказал, что они не стукнут ее по голове, лишь бы награбить побольше и сбежать? Кто сказал, что они способны защитить ее от возможной опасности? Что вообще захотят рисковать, ведь это эгоисты-авантюристы?
– археологический памятник. Ведь несложно предположить, что эти двое тут же попробуют что-нибудь спереть. Даже если это отнять обратно, поврежденные при грабеже статуи или останки уже не восстановить в прежнее состояние. Даже если спереть не выйдет – кто сказал, что они будут максимально аккуратны и не сломают что-нибудь просто нечаянно?
– политическую ситуацию. Если эти двое реально что-то украдут, сбегут, продадут на черном рынке и это всплывет наружу, либо просто что-то разрушат – как это будет смотреться в прессе? Иностранные военные не только убивают террористов в Ираке, не только выкачивают нефть, но и попутно грабят/разрушают гробницы! Шок» Видео!
21. Откуда в пещере взялись прожектора?
Когда их успели спустить? Наша троица спускается в пещеру, Дженни просит посветить – и вуаля, оборудование уже здесь.
22. Так что именно сделало с Ником поднятие саркофага?
Крис вроде упоминает, что так Ник заработал проклятие Аманет. Она прокляла его за то, что он достал саркофаг и освободил ее? Если же это было проклятие не Аманет, а жрецов, сковавших ее – тогда мы приплываем совсем в другую реальность. Аманет получает свои силы от сделки с Сетом. Как жрецы могут кого-то проклясть, да еще так мощно – они же обычные люди? Получается, что мы вводим в эту вселенную откровенную магию, которую может освоить любой без сделок с божествами.
Продиджиум
23. Как можно было сократить Монструм вел Продиджиум, «Уродец или чудо» до «Чудо»?
Такое сокращение мягко говоря превращает вопрос в ответ, причем сама организация явно отвечает на вопрос в названии однозначно – и прямо противоположно этому сокращению. Они считают монстров монстрами и пытаются их искоренить.
Ни о каких попытках использовать их для науки, на благо человечества, речи не идет. Джекил говорит: «Да, мы ее изучим. Посмертно. Когда убьем и разберем». Это охотники на ведьм, в первую очередь они ищут зло (уже само то, что они безапелляционно определяют его как Зло, говорит о многом), чтобы его убить. Но называются при этом, как детский садик или марка подгузников, «Чудо».
И все потому, что Продиджиум звучнее, чуть дальше от английского prodigy и повседневной речи, чем Монструм. Если бы они сократили название до Монструм, это было бы совсем тупо. М.В.П. это вам тоже не Щ.И.Т., поэтому выбрали наименьшее из зол.
Само словосочетание происходит от фразы Юлия Павла «…Non sunt liberi qui contra formam humani generis converso more procreantur» - «Рождённые с нечеловеческой внешностью не должны рассматриваться как сыновья», как люди, то есть. Мол, младенцев с видимыми уродствами надо бы убивать и это нормально, так как они типа не люди. Не лучшая латинская фраза, которую можно превратить в название.
24. Кто решил, что Дженни – хороший кандидат на роль агента?
Она же не просто студентка-археолог, она – агент Продиджиума, которому доверили сверхважную задачу, а она расслабляется, крутит шашни с первым встречным солдатом и даже не пытается надежно спрятать сверхсекретные документы. Умничка. Опытный агент. Если бы на ее месте был профессионал, всего этого могло бы не случиться.
25. Почему Дженни (и, похоже, одобрившие это боссы в Продиджиуме) решает, что это хорошая идея – перевезти саркофаг?
Если в Продиджиуме соображают, что именно нашли, то должны понимать, насколько аккуратными нужно быть. Почему они решают, что самолет с военными, которые не в курсе потусторонних угроз – это адекватный транспорт для такого груза?
Почему не прилететь и не забрать его самим, хоть на поезде – но с подготовленными людьми и, что важно – с бассейном гребанной ртути. Они же понимают важность этой изоляции, но решают везти саркофаг без нее и надеяться на авось.
26. Кто решил, что Джекил – хороший кандидат на роль шефа?
Для начала, почему так решили сценаристы? Почему не Ван Хельсинг? Второе – кто в мире фильма решил, что это хорошая идея? Ведь это директор организации, хранитель ее секретов – и он же самая большая дыра в ее безопасности, он ненадежен.
Если он забывает или теряет возможность принять лекарство, он сам превращается в монстра. Если Хайд сбежит, он может сдать секреты организации, она же без него будет парализована, так как все тайные коды – у него.
Использовать его как боевика – отлично, но ставить боссом? Делать, например, доктора Баннера шефом не просто Мстителей, а Щ.И.Т. никто же не считал вменяемым, так? И управляет им в итоге не Тор и даже не капитан Америка, а именно Ник Фьюри. Суперсил у него нет, зато в политике, принятии решений и хранении государственных секретов он спец.
27. Как можно было так безыдейно реализовать Хайда?
Как же выглядит Рассел Кроу при трансформации Джекила в Хайда? Ответ: так же, просто немного отдает мертвечиной. Даже превращения этого героя в «Лиге выдающихся Джентльменов» были интереснее. Сюда бы и долбанули всей мощью своего бюджета и спецэффектов – но нет, мы просто наложим на него цифровую маску как в сериале и хватит.
28. Почему Джекил так медлит с приемом лекарства?
Это промедление в итоге выливается в «приступ», Хайд вырывается наружу. Да, Ник вырвал у него шприц в последний момент – но вопрос в том, почему такое вообще могло случиться. Если бы Джекил не тянул до последнего, не подпускал ненадежного гостя к своим шприцам и вообще бы не рассказывал о своей тайне первому встречному, было бы адекватнее. Но мы бы не получили тизер Хайда для будущих фильмов, ая-яй, что бы мы делали.
29. Какие сломанные ребра?
В драке Ника и Хайда второй ломает первому ребра, о серьезной травме тут же забывают после этого, и она никак не проявляет себя в дальнейшем.
30. Почему в Продиджиуме нет никаких подстраховок против контроля сознания?
Это же организация, которая много лет изучает монстров и борется с ними. Они же даже знают достаточно конкретно об Аманет – и все равно никаких предосторожностей? Почему эти парни сидят за мониторами в непосредственной близости от нее? Айтишники? Почему она не закрыта в герметичном сейфе, а они не мониторят ее состояние из комнаты, отделенной множеством переборок. Кабинет шефа обставлен как сейф, а камера Аманет – нет. Охренеть логика и приоритеты. Представьте тюрьму, где в половине камер нет стен, зато кабинет начальника весь в решетках, так как он любит бухнуть и может все разнести.
Вообще все это выглядит бредово – они так легко повязали Аманет, слишком легко, учитывая, какая она мощная (Ника она потом пинала с огромной силой, могла бы и за гарпуны дернуть), и так тупо прососали с ее заточением, не смогли ни предугадать опасность, ни остановить зомбированного айтишника, ни предотвратить побег мумии.
Перерождение Сета
31. Что именно Сет вообще сделал такого, что они хотят его убить, даже ценой жизни Ника?
План хорош – вызвать Сета в смертное тело Ника и прибить его. Но Сет за 3000 лет даже нового адепта для выполнения ритуала не смог раздобыть. Нам бы хотя бы показать, что он натворил и продолжает творить, чтобы мы понимали, в чем его опасность. Убедились, что убить его надо и поскорее.
32. Сет – идиот и не понимает, куда лезет?
Зачем богу входить в смертное тело, которое могут тут же уничтожить. Зачем рисковать бессмертием? Он не может посмотреть сначала, куда лезет, и увидеть, что это ловушка?
33. А почему Джекил так уверен, что они вообще смогут его убить?
Они и с Аманет-то не справились толком, куда им бога валить? Что если попросту выпустят кошмарное зло на Землю и погубят весь мир?
34. Зачем Сету воплощаться в мире людей?
Вообще Сета недообъяснили – кто он, чем занимается, что значит «бог смерти» конкретно в этом случае, зачем он хочет сюда и насколько могущественным будет в смертном теле. И ясно, что не стали объяснять, так как это перетянуло бы внимание с Аманет на Сета, ведь она всего лишь пользуется дарованный им силой, он сам куда могущественнее. Тогда бы мы не понимали, зачем вообще смотрим ее историю.
35. Так как именно работает возрождение Сета?
Почему в начале фильма принцессу не волновало согласие Ника на трансфер (она занесла кинжал и убила бы, если бы не заметил отсутствующий на рукояти камень), а в конце фильма его согласие становится краеугольным камнем процесса превращения в Сета? С чего вдруг? Зачем сосуду для Сета соглашаться принять его?
36. Зачем Аманет конкретно Ник?
Да, он ее спас (достал саркофаг), да, он подходит физически – его тело в хорошей форме, но стоит ли гоняться за ним конкретно? Не легче ли схватить первого попавшегося прохожего, который купил абонемент в спортзал не просто для успокоения совести – и воткнуть в него кинжал?
Либо проклятье саркофага делает Ника единственным подходящим кандидатом, либо Аманет не видит в беготне за Ником какой-то особой проблемы (хотя это все же сильно задерживает ее), так или иначе, это не совсем ясно.
Но вопрос острый, так как именно нежелание Ника впускать в себя Сета порождает кучу проблем для Аманет и самого бога смерти. Неужели сложно было найти фанатика, который бы согласился уже чисто ради чести быть избранным богом?
37. Зачем Аманет так долго пыталась убить Дженни?
Ну очевидно же, что Ника это оттолкнет, сделает из женщины, с которой его ничего особо не связывает и которая ничего не делает выдающегося – мученицу, на которой он фиксируется и захочет отомстить? Неужели Аманет не легче было соблазнить его своими чарами, прельстить богатствами и властью, просто оттереть в его сознании в сторону эту никчемную Дженни? Они же только встретились, не 7 лет женаты как-никак. Властью над жизнью и смертью можно отвадить и не от такой. Если он готов был предать Дженни ради непонятной карты, то тут-то чего отказываться?
38. А так можно было?
Почему нам никто не объясняет, что Ник может как-то бороться с Сетом за право управления общим телом, что это именно слияние сущностей, а не уничтожение Ника и вставка Сета в его тело. До этого нам говорят исключительно про «сосуд», подразумевая, что Ник при этом исчезнет, Сет просто наденет его тело.
Собственно, этот момент преступен с точки зрения драматургии, нам некорректно и неполно объясняют законы этой вселенной, заставляя неверно воспринимать ставки и прогнозировать варианты развития событий.
39. Почему они не докрутили единственный угол, который был способен придать этой истории хоть какую-то интригу и глубину?
Аманет должна была действительно запасть Нику в сердце. Не соблазнить своим телом или сокровищами, властью над миром или самой жизнью – он должен был влюбиться в нее, по-человечески. Увидеть в монстре в цепях замученную девушку, которая просит о помощи. Он единственный должен был видеть в ней не просто чудовище, а хрупкую, красивую девицу, попавшую в серьезный переплет.
И ведь Бутелла отыгрывает эту многогранность, она предоставляет материал, с которым можно работать. Выдает не просто страшную мумию, не только соблазнительную полуголую тетку, но и загадочность и ранимость во взгляде.
Мы даже за последнее время видели много злодеек, повернутых на захвате власти над миром, но ни Риту Элизабет Бэнкс в «Могучих рейнджерах», ни Сайфер Шарлиз Терон в «Форсаже 8» не хотелось ни жалеть, ни понимать. Аманет, несмотря на то что она олицетворяет чистое зло куда более буквально, чем эти женщины, производит более неоднозначное впечатление. Такое ощущение, что в эту сторону – неоднозначности самой Аманет и отношения к ней Ника – пытались копать, но так и не докопались. А жаль.
Ведь пока Ник тупо убегает от нее, видит в ней угрозу своей жизни и жизни своей женщины, всему миру, он ведет себя как жертва, лишь в конце совершая сильный поступок – самоубийство. Сильный он и потому, что герой идет на риск потерять себя, раствориться в боге, выпустить зло и уничтожить мир, и потому, что Ник в этот момент настолько верит в себя и свою возможность обуздать Сета, что невольно проникаешься уважением.
Вот только поступок этот сильно разбавлен вышеописанной реакцией «А что так можно было?», Ник обуздал Сета (не полностью, но хоть как-то) только потому, что сценаристы ему позволили, и это очень сильно сбивает градус пафоса.
Но если бы Ник показал такую же веру в себя по-другому – увидев в Аманет жертву, которую он решился бы взять под крыло, пригреть, перевоспитать и отучить разрушать миры, это было бы сильнее, неожиданнее и придавало бы больше глубины сюжету в целом и обоим героям в частности. И именно их парочку «не то добрых, не то злых» полубогов мы бы имели в этой вселенной как возможных союзников или злодеев, а не одного Ника. Вместо этого он просто взял и убил ее.
40. Как переживать за героев этой вселенной, если Ник получил власть над жизнью и смертью и сможет воскресить любого?
Положительные герои и так мрут редко, а теперь это еще и ничего не значит – кто умер, тот легко может воскреснуть.
Безусловно, я перечислил далеко не все вопросы, которые могут возникнуть к этому фильму. Тем же создателям SinemaSins отчасти легче – они пишут свои придирки, имея в наличии полноценную версию фильма на диске, мне же приходиться восстанавливать фильм по памяти, спустя несколько дней, поэтому что-то неизбежно остается за кадром. С другой стороны, список все равно вышел на 11 листов, раздувать его еще больше было бы не на пользу читателям. Жду в комментариях ваши собственные вопросы и, возможно, ответы на некоторые из моих.
Цикл неудобных вопросов: