11 мая 2020
Обновлено 11.05.2020

30 лет дебюту Павла Лунгина «Такси-блюз». Инструкция, как Родину любить

11 мая 1990 года на Каннском кинофестивале показали дебютный полнометражный фильм Павла Лунгина «Такси-блюз». Советско-французская мелодрама с социальным подтекстом покорила жюри и принесла Лунгину приз за лучшую режиссуру. Вспоминаем незаслуженно забытую ленту спустя 30 лет.
11 мая 1990 года на Каннском кинофестивале показали дебютный полнометражный фильм Павла Лунгина «Такси-блюз». Советско-французская мелодрама с социальным подтекстом покорила жюри и принесла Лунгину приз за лучшую режиссуру. Вспоминаем незаслуженно забытую ленту спустя 30 лет.

Дело происходит в конце 1980-х. Одна страна вот-вот разрушится, а другая восстанет из мертвых. Таксист Шлыков (одна из первых крупных ролей Петра Зайченко, до этого мелькавшего лишь у Вадима Абдрашитова), «ударник коммунистического труда», возит по ночной Москве толпу творческой молодежи. Среди ребят и джазовый саксофонист Алексей Селиверстов, для друзей Леха (Петр Мамонов — создатель бывшей тогда на пике популярности музыкальной группы «Звуки Му»).

Постепенно народ разъезжается кто куда, Леха остается со Шлыковым наедине. Доехав до дома, музыкант решает обмануть таксиста и исчезает в подъезде многоквартирного дома, не заплатив. Позже Шлыков найдет «известного в узких кругах» музыканта, заберет его саксофон, паспорт и заставит «отрабатывать долг». Неожиданно два человека из кардинально разных систем станут друзьями.

Для Павла Лунгина, сына знаменитого советского сценариста Семена Лунгина («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Трое в лодке, не считая собаки») дебют в режиссуре был непростым испытанием. Отклонившись от династии исключительно сценаристов, Павел, старший из братьев Лунгиных, взялся ставить кино по собственному сценарию еще и потому, что это был «первый сценарий, который соответствовал мне и моему внутреннему миру», как расскажет он журналу «Сеанс» в 2008 году.

30 лет дебюту Павла Лунгина «Такси-блюз». Инструкция, как Родину любить - фото 1

В говорящем названии «Такси-блюз» Павел Лунгин сталкивает два мира — консерватора и либерала (причем либерала той поры, когда это слово еще не было изуродовано российской пропагандой). Статный Шлыков, человек советских взглядов и закалки, мнит себя учителем для незрелого и неполноценного Лехи. «Учил и учить буду», — бросит таксист музыканту после того, как швырнет его в туалетную кабинку.

Селиверстов меняться, «становиться человеком труда», как завещал дедушка Ленин, не торопится. Алкоголик и наркоман, добрую половину фильма Леха будет скатываться по наклонной. Лишь изредка на его лице будут проступать «краски» жизни. В основном тогда, когда персонаж Мамонова возьмется за инструмент, чтобы «поговорить с Богом» — так Селиверстов объясняет то ли себе самому, то ли товарищу Шлыкову свой талант.

Основной конфликт у Лунгина будет нарастать постепенно. В начале это лишь мимолетные придирки героя Мамонова на тему однообразия и скуки жизни таксиста, «типового советского человека». В дальнейшем это уже «железный кулак» Шлыкова, которым он угрожает и творческим интеллектуалам (которых, конечно, считает причиной всех бед СССР), и, кажется, самим зрителям.

Пик ярости закостенелого советского человека, не способного перестроиться и принять хоть что-то новое в окружающей действительности, наступит в эпизоде избиения местной шпаны, бросившейся на такси Шлыкова. «Фашист!», — прокричат разбегающиеся в разные стороны мальчишки и девчонки, разодетые в короткие юбки и футболки с флагом США на плече, который герой Зайченко оторвет. «Хозяина на вас нет, расплодились клопы: музыку играют, книги пишут», — с грустью в глазах бросит Шлыков.

Дебют 40-летнего Лунгина — в целом удивительное кино по тем временам. Павел собрал фильм из различных отрывков среднестатистического советского постперестроечного кино. Однако отрывки эти сплелись в крепко сбитую канву повествования под чутким взглядом опытного сценариста и режиссера. Конечно, ничего бы не сложилось без крайне харизматичного актерского дуэта. Оба Петра — и Зайченко, и Мамонов — творят на экране нечто невероятное.

Мамонов, сыгравший до этого лишь в «Игле» Рашида Нугманова (роль хирурга Артура, антагониста персонажа Виктора Цоя), перевоплощается в депрессивного и забитого музыканта, чей гений будет понят лишь таким же саксофонистом «не от мира сего» — американцем Холом Сингером. Несмотря на популярность благодаря группе «Звуки Му» — в одном из эпизодов персонаж Мамонова исполнит хит тех времен «Досуги-буги» — настоящей звездой «Такси-блюз» становится именно Зайченко, воплотивший на экране эдакий симбиоз Патрика Бейтмена и Джека Николсона.

Наконец, «Такси-блюз» лишен тех цензурных рамок, которыми руководствовался Лунгин, когда писал сценарии «на заказ» в 80-х («Все наоборот» Виталия Фетисова и Владимира Грамматикова, «Непобедимый» Юрия Борецкого). В кадре есть и ирония, и тоска, и злая горечь по уходящей эпохе. И Лунгин, и его Шлыков никак не могут на это повлиять. Разве что выплеснуть эмоции на экран, как таксист, который в итоге, сделав огромное усилие над собой, приходит на концерт уже знаменитого саксофониста Селиверстова и начинает плакать, восторгаясь его музыкой.

30 лет дебюту Павла Лунгина «Такси-блюз». Инструкция, как Родину любить - фото 2

Примечательно, что на том же Каннском кинофестивале в 1990 году иностранные журналисты достаточно холодно приняли фильм, несмотря на две награды, которые лента получила («Лучшая режиссура» и особое упоминание экуменического жюри). Особенностей режиссуры практически никто из западной прессы не приметил.

Сам Лунгин в Каннах попал в объектив не абы кого, а самого Жан-Люка Годара. Во французских СМИ растиражировали цитату «дедушки» французской новой волны, снявшего небольшое life-видео на фестивале: «Стоит две секунды посмотреть видео, демонстрирующее Павла Лунгина, поедающего свой йогурт в Каннах, чтобы немедленно понять, что перед вами прохвост».

Через 2 года в разговоре со своим однокашником, киноведом Михаилом Ямпольским, который готовил каталог к московской ретроспектива Годара, Лунгин скажет: «Для меня имеет значение уже то, что Годар меня заметил».

Комментарии 24
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Salt017
Salt017
Почему новый дизайн такое гавно?
Grand Text Author
Grand Text Author
Максимально неожиданно.