3 часа с Desperados 3 — претендент на звание одной из лучших тактик за последние несколько лет
Серия Desperados появилась в 2001 году как продолжатель идей и традиций легендарной Commandos. Хватало и своих идей, к тому же романтика Дикого Запада сыграла свою роль — в конце концов, совершенно другой сеттинг. Во второй части зачем-то появились элементы экшена от третьего лица (камеру можно было «повесить» за плечо персонажей), и поклонники насторожились — нововведения работали так себе. Desperados III, к счастью, возвращает серию к тому, с чего все началось, — к первой игре, Desperados: Wanted Dead or Alive.
Главный герой Desperados 3 — Джон Купер, за которого мы играли в двух предыдущих частях. В обучении юному Джону дает уроки его отец, Купер-старший, а затем нам рассказывают свойственную вестернам историю о хороших, плохих и злых: путешествие по миру беззакония герой начинает на поезде, и этот поезд на свою беду решают ограбить бандиты.
Базис геймплея — аккуратное управление малыми силами. К команде Купера со временем присоединяется все больше соратников, но толпой стрелков управлять не придется — у нас под контролем лишь пара смельчаков. Каждый обладает уникальными способностями, и грамотное их сочетание — ключ к победе. К примеру, док Маккой носит револьвер со снайперским прицелом, и если разместить доктора на удобной позиции (подойдет крыша вагона), мы получим снайперское прикрытие на случай любой перестрелки. Способностей у членов команды немало, и все они более или менее полезные. Приз моих личных симпатий — чудовищный капкан траппера Гектора: механизм работает не хуже челюстей белой акулы, из-за чего истекающая кровью жертва погибает уже через несколько секунд. К слову, крови в игре предостаточно — рейтинг явно будет недетский.
Управление активно подталкивает к использованию горячих клавиш, пресловутая «резиновая рамка» работает в точности как в любой RTS, а от суеты избавляет активная пауза. Игра всячески побуждает все точно рассчитывать и планировать.
Грохот револьверов порой заменяет и заглушает все хитрые фокусы. Но устроить веселый шутер не выйдет: патроны в жестком дефиците, а стрельба работает по кулдауну, как и любой активный перк. Да, Купер может даже палить с двух рук, но если уж дело дошло до револьверов, шансы на победу невелики, негодяи задавят количеством. При этом начало перестрелки не означает провал миссии, и при определенной сноровке можно победить вопреки всему — это добавляет Desperados 3 гибкости и глубины.
Как и в первой части, в Desperados 3 много стелса, и работает он прекрасно. Вас могут увидеть и услышать, вас будут искать и прочесывать местность. Заросли кустов не всегда помогают — особо везучий бандит может попросту уткнуться в вас носом и поднять тревогу. Врагов можно отвлекать десятком способов, но есть среди злодеев особо опытные циничные товарищи, которых невозможно сбить с толку и обмануть. Мы подкрадываемся со спины, вяжем пленных, прячем тела по оврагам — словом, основная механика стелса здесь работает по принципам, придуманным еще для Commandos.
Интересно сделана настройка сложности. Можно по привычке выбрать один из предложенных вариантов, а можно влезть в дебри тонкой настройки. Там доступны отдельные параметры вроде уровня здоровья персонажей или времени реакции часовых на ваших героев. Понятно, что все это сделано для самых преданных фанатов, готовых детально настраивать игру под себя, но факт того, что такая возможность вообще есть, очень радует.
Грамотно сделана и система несчастных случаев. Пилим нужную веревку — и на головы преступников падает подвешенный ящик (с гантелями?). Оставшиеся в живых видят тут чистую случайность и тревогу не поднимают. Есть и другие примеры: если запустить в жеребца монеткой, раздраженное животное лягнет воздух копытами. А если мимо в этот момент будет проходить противник — быть беде. Но здесь нужно точно рассчитать время. А когда вы доберетесь до связки динамита, открывающейся по сюжету, вам позволят не только расчищать завалы, но швыряться взрывчаткой в патрули. В итоге не то чтобы большой простор для импровизации, но и по скриптам шагать необязательно.
Помимо линейных уровней, вроде упомянутой железной дороги, есть и просторные локации, что-то вроде миниатюрных песочниц. Мы попадем в оживленный городок с мирными жителями и публичными заведениями. В нем поставленные цели можно выполнять в любой очередности и несколькими способами. Выманить, отвлечь, вломиться со стрельбой — главное, чтобы результат был в вашу пользу (заданий по устранению конкретных целей у Купера не меньше, чем у 47-го).
Впрочем, Desperados 3 сильна не только механиками, но и графикой (в большинстве случаев) — она очень похожа на цветные иллюстрации к роману Майна Рида. Впечатляет количество деталей в кадре и скрупулезность в декорациях: в салуне, к примеру, можно рассмотреть каждую свечу на полке. При этом встречаются не очень удачно нарисованные элементы окружения — скажем, местный водопад лучше бы пересох. А вот анимации без оговорок крутые: ни в одной тактике или стратегии последних лет персонажи не двигаются так свободно и убедительно. Хотя… на фоне общего великолепия прыжки героев все же выглядят нелепо.
Есть претензии к качеству звука. Отличная музыка с гитарными рифами и скрипичными партиями, достойная актерская игра, в том числе в русской версии. И рядом, в худших традициях конца 1990-х, постоянно повторяющиеся, неуместные и бестолковые фразы юнитов с каждым кликом мыши. Купер крадется в тенях и на каждое движение бормочет что-то вроде «Э-ге-гей! Пора за дело!». Никуда не годится.
И еще один момент, который не хотелось бы увидеть в релизной версии. На среднем уровне сложности все бандиты замечают Купера и его отряд через определенный, пускай и очень короткий отрезок времени. И мне несколько раз удавалось попросту пробежать под носом у трех-четырех охранников, чтобы с грацией лося скрыться за углом. Бандиты совещались и решали, что показалось…
Напомню, что речь идет о бета-версии с шестью миссиями. К релизу недостатки нужно и можно исправить. Можете упрекнуть меня за то, что смотрю через розовые очки, но я уже вижу увлекательную и красивую игру в редком жанре. Релиз — в течение года.