Вселенная Mortal Kombat. Вспоминаем, что творилось в серии между MK3 и MK9
Сегодня, 8 октября 2017 года, серии Mortal Kombat исполнилось 25 лет. 8 октября 1992 года в залах игровых автоматов в Северной Америке установили первые аркадные машины Mortal Kombat. Спустя год игра вышла на домашних консолях, куда вскоре пришли и сиквелы — Ultimate Mortal Kombat III до сих пор остается любимой видеоигрой моего отца, который в 90-е целыми днями рубился в нее на работе. Но после третьей части с серией произошло что-то не то — попробуем разобраться, что творилось с франчайзом в его смутное время.
Большинство из нас знакомы с серией по оригинальным играм с Sega Genesis, а также по новейшим Mortal Kombat (2011) и Mortal Kombat X. Однако между этими инкарнациями была целая эпоха с кучей игр сомнительного качества и многослойной мифологией! Я прошел абсолютно все игры серии, поэтому постараюсь рассказать вам об этих темных временах.
Тем более, есть веская причина разобраться в историях, которые эти игры рассказывали — новые части копируют сюжеты старых выпусков с Sega Genesis и PS2.
Сюжет оригинальной трилогии знаком многим — лучшие бойцы мира съезжаются на турнир, чтобы защитить свободу и независимость своего мира. Воины Земли одержали победу, но Шао Кана это не устроило и он решил вторгнуться в Земной мир. Рейден, Лю Канг, Кунг Лао, Соня Блейд и Джэкс побеждают армию императора, сохранив мир в безопасности. А вот что же происходило во вселенной дальше?
Mortal Kombat 4 (1997)
За тысячи лет до событий первой игры серии Шиннок был одним из Старших Богов, контролировавших шесть реальностей во вселенной Mortal Kombat. Но амбиции и жажда власти заставили его восстать против остальных божеств, чтобы в результате править миром единолично. Рейден сражался с Шинноком сотни лет, победил его и навеки заточил в Netherrealm (аналог ада в мире MK). Спустя тысячи лет, колдун Куан Чи, издавна служивший Шинноку, помог своему господину выбраться из заточения. Планы у бывшего заключенного весьма прозрачные — отомстить Старшим Богам, которые заставили его веками торчать в аду.
Чтобы избежать апокалипсиса, Рейден обращается за помощью к войнам Земного Мира, которые уже доказали свою эффективность в борьбе с Шао Каном в прошлом.
Mortal Kombat 4 — один из самых спорных выпусков серии, но нам он интересен, потому что сюжет Mortal Kombat X в деталях практически полностью копирует историю MK4. Здесь, к слову, разработчики тоже сильно перетряхнули ростер, оставив лишь несколько знакомых персонажей.
Кстати, чтобы увидеть каноничную концовку MK4 с участием Куан Чи, вы должны были пройти всю игру Скорпионом.
Колдун уважает традиции боевиков из девяностых, поэтому прежде чем отправить желтого ниндзя обратно в Приесподнюю, Куан Чи раскрывает ему свою тайну и признается в убийстве семьи и клана Скорпиона, хотя тот был уверен, что во всем виноват Саб-Зиро. Взбешенный ниндзя в последний момент хватает Куан Чи, отправляясь в ад вместе с ним в обнимку.
Геймплейно четвертая часть сериала была странной — очень немногие игры смогли безболезненно пережить переход из 2D в 3D, и Mortal Kombat это тоже далось тяжело. Теперь персонажи могли перемещаться по всей площади арены, а не только в двух измерениях. Удобно ли это было? Едва ли. Также была добавлена система оружия — у каждого бойца был собственный меч или кинжал. Технологии 3D-графики в видеоиграх только зарождались, поэтому модели персонажей выглядели очень жутко.
Что будет, если сделать из MK битэмап? Не ясно, кому это показалось хорошей идеей, но в результате случилось двойное фиаско — игра о похождениях Саб-Зиро вышла почти одновременно с MK4. Две странные части MK одновременно! Кажется, репутация брэнда Mortal Kombat начала страдать именно тогда. 20 лет назад Midway хотела расширить мифологию персонажей с помощью сольных проектов про самых ярких героев — первым собственную игру получил народный любимчик Саб-Зиро.
Фактически перед нами приквел самой первой части серии — турнира еще не было, Скорпион и Саб-Зиро еще не стали заклятыми врагами. Колдун Куан Чи нанимает синего ниндзя из клана Лин Куэй, чтобы тот украл волшебную карту элементов из храма монахов Шаолиня. В святыне Саб-Зиро встречает Скорпиона, также нанятого Куан Чи, и убивает его.
Саб-Зиро отдает карту Куан Чи, колдун в благодарность уничтожает весь клан Ширай-Рю, заклятых врагов клана Лин Куэй. Колдун дает следующее задание: следовать этой самой карте в Храм Элементов и забрать оттуда таинственную реликвию.
Саб-Зиро: Хорошо… Я доберусь до храма, а потом-то что? Что внутри?
Куан Чи: Небольшой амулет… Для тебя он бесполезен, но… Скажем так, он представляет невероятную ценность для меня.
После того, как ниндзя передает украденный амулет Куан Чи, к нему обращается сам Рейден, поручая ему вернуть артефакт, иначе быть беде — ведь в этой реликвии сосредоточена сила падшего Старшего Бога Шиннока! Саб-Зиро отправляется прямиком в Приесподнюю, в логово Куан Чи, убивает его и возвращает амулет Старшим Богам. В финале истории ниндзя возвращается в штаб-квартиру своего клана Лин Куэй, где его ждет следующая миссия — Шан Цунг хочет нанять его, чтобы тот выступил на турнире Mortal Kombat.
Играть в это, конечно же, невозможно — механика Mortal Kombat идеальна для файтинга, но совершенно не годится для платформера. Представьте, что на протяжении семи часов вы играете в классическую MK, но одним и тем же героем на одной и той же локации и против одного и того же соперника. Уныло? О, да. Вот такое же впечатление оставляла и Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero.
Mortal Kombat Special Forces (2000)
Казалось бы, Midway стоило учесть свой промах с предыдущей игрой и навсегда забыть о попытках сделать из Mortal Kombat бродилку, но что бы вы думали? Студия решила исправиться после неудачи, выдав следующий игрой файтинг?
Нет, планы по расширению франшизы на тот момент уже зашли слишком далеко — Midway вновь пыталась достичь успеха в жанре adventure. На этот раз нам рассказывают о приключениях майора Джэксона Бриггса, еще не успевшего впутаться в войну между реальностями — события Special Forces происходят до Mythologies Sub-Zero.
Ничего принципиально важного для лора серии игра не показывала — имена персонажей можно было с легкостью заменить на любые другие, на выходе получив просто очередной beatʼem up.
Всю игру Джэкс занимается тем, чем они с Соней Блэйд (изначально должна была стать играбельным персонажем Special Forces, но не срослось) и занимались до начала всей чехарды с турнирами — ловили Кано и его террористическую организацию Черный Дракон. Бандиты сбежали из сверхсекретной тюрьмы, майору приходится их искать, параллельно решая загадки и избивая их подельников. Такое ощущение, что жизни Сони и Джэкса всегда были сосредоточены вокруг Кано — они даже на турнир попали благодаря ему. Если кто забыл, то Соня Блейд отправилась на поиски Кано на первый турнир Mortal Kombat, а позже Джэкс отправился туда, чтобы отыскать пропавшую коллегу.
Игра вышла отвратительной, еще сильнее запятнав репутацию серии. Совершенно не ясно, зачем она вообще была нужна — если из сольника Саб-Зиро мы хотя бы узнали о войне кланов, запутались в интригах Куан Чи и в деталях увидели начало вражды со Скорпионом, то Special Forces не привносит ничего нового в образ Джэкса, Сони и Кано.
Лучик света в темном царстве спин-оффов — спустя пять лет после последней номерной игры серии Midway наконец выпустила нормальный файтинг. Прямое продолжение Mortal Kombat 4 вышло куда более уверенным и веселым, а Эд Бун все-таки научился работать с 3D.
В финале MK4 Скорпион с Куан Чи попадают в Преисподнюю, однако колдуну удается сбежать из ада с помощью украденного у Шиннока амулета. После телепортации волшебник попадает в древнюю гробницу Короля Драконов — давно забытого правителя Внешнего Мира, где покоится мумифицированная армия воинов бывшего императора.
В попытках понять, как можно оживить это войско, Куан Чи начинает сотрудничать с Шан Цунгом, образуя тот самый Смертельный Альянс из названия игры.
Договор между колдунами заключался в следующем: Куан Чи предоставляет Шан Цунгу бесчисленное количество душ убитых воинов, которые тот переселит в тела армии мумий Короля Драконов. Партнеры решают первым делом убить Шао Кана (что им, впрочем, не удается), который не обрадуется конкуренции, а затем сворачивают шею Лю Кану — величайший воин Земного Царства может помешать планам колдунов.
Рейден снимает с себя статус хранителя Земного Царства, осознавая бессмысленность борьбы.
И… на этом все! Серьезно, в Deadly Alliance нет хэппи-энда — после победы над финальным боссом (Куан Чи), нам показывают сцену, в которой Шан Цунг уничтожает выбранного героя и дальше беззаботно правит миром. Таким образом Deadly Alliance — единственная игра в серии, в которой без вариантов победило зло.
Что касается геймплея — революцию уровня Ultimate Mortal Kombat 3 повторить не удалось. Но Эд Бун предложил огромное количество нововведений — например, именно здесь впервые появились вариации трех боевых стилей у каждого персонажа, как в Mortal Kombat X.
В ростер был добавлен десяток новых героев, но более-менее заметными стали лишь БоʼРай Чо, Фрост и Кенши — остальные были просто безликой массовкой.
Также в Deadly Alliance дебютировал сюжетный режим The Konquest — далекий предок одиночной кампании из современных Mortal Kombat. Мы проходили туториал по очереди за каждого персонажа, параллельно вникая в историю через таблички с надписями — не шибко увлекательно, но уже хоть что-то.
Mortal Kombat Deception (2004)
Вновь номерной файтинг? Не спин-офф про похождения Китаны в лабиринтах дворца Шао Кана? Вау! Но радоваться рано — вся история в Deception подавалась через расширенную версию режима Konquest Mode из предыдущей игры. На этот раз нам предлагали пройти невероятно унылый симулятор ходьбы, если, конечно, хочется понять, что происходит.
История рассказывалась от лица юноши Шуджинко — простого парня из деревни монахов. Мы проходили обучение у БоʼРай Чо, гуляли по селу и выполняли скучные сайд-квесты местных жителей… Но вскоре Шунджико встречал загадочного призрака по имени Дамаши, который, разумеется, просил у него помощи в спасении мира. По словам Дамаши, в мире существует шесть артефактов Камидогу, которые срочно нужно отыскать и отправить Старшим Богам. Собственно, следующие сорок шесть лет мы этим и занимались. Нет, серьезно — сюжет охватывал 46 лет, а Шуджинко на наших глазах из полного сил мальчишки превращался в престарелого мастера.
В результате седой Шуджинко принес шесть Камидогу на место встречи с Дамаши, однако на рандеву пришел Онага — тот самый Король Драконов, чью гробницу Куан Чи разворошил в предыдущей игре. Огромный антропоморфный дракон с гигантскими крыльями рассмеялся в лицо Шуджинко, показывая ему того самого призрака…
Шуджинко: Дамаши?! Что он с тобой сделал? Отпусти его!
Онага: «О, нет, Шуджинко! Спаси меня…». Старый дурак! Дамаши не существует, это лишь проекция моего разума!
Шуджинко в ужасе убежал, а Онага отправился на поиски последней, седьмой частицы Камидогу — ею оказался тот самый амулет Шиннока. Король Драконов нашел Куан Чи и Шан Цунга, сражающихся с Рейденом, а затем и друг с другом за медальон. Увидев огромного монстра, все трое объединили силы, чтобы дать ему отпор — в результате колдуны создали взрыв такой мощности, что он разрушил все в округе. Спустя несколько секунд нам показали Онагу, сжимающего в руках амулет.
Шуджинко, поняв, что он наделал, продолжил тренировки, заручился поддержкой уцелевших воинов Земного Царства и в итоге победил Короля Драконов.
Геймплейно же игра практически не отличалась от предшественницы — сражаться было так же весело, а из нововведений можно вспомнить разве что живущие по сей день комбо-брейкеры. Правда, ни о каком балансе и глубине в игре не шло и речи, а среди кучки новых персонажей не было ни одного, кого не забыли спустя год.
Mortal Kombat: Shaolin Monks (2005)
Как это так — два файтинга подряд и ни одного спин-оффа? Самое время выпустить очередной beatʼem up, приквел про Лю Кана и Кун Лао, рассказывающий о событиях между Mortal Kombat и Mortal Kombat 2. Впрочем, отбросим шутки — я обожаю эту игру.
Shaolin Monks — тот спин-офф MK, который франшиза всегда заслуживала. Потрясающая боевка, великолепные боссы, превосходные кат-сцены, шикарный левел-дизайн — с третьей попытки Midway все-таки сделала хорошую приключенческую игру. Но раз уж мы тут обсуждаем сюжеты, то в этом плане стоит признать абсолютный провал Shaolin Monks. Истории как таковой тут нет вовсе — игра описывает временной отрезок от конца первой Mortal Kombat до финала второй, но при этом противоречит абсолютно всем остальным частям серии.
Да, глупо искать логику и правдоподобность в сюжете Mortal Kombat, который всегда состоял из откровенного бреда, но какой-то свой шарм в этой мистической вселенной есть — это нельзя отрицать. Просто клацать по кнопкам без гротескной, но интригующей истории было бы не так весело, мотивации, пожалуй, не хватило бы.
Поэтому вдвойне обидно, что вместо того, чтобы адекватно вырулить сюжет серии в более реалистичное русло, Shaolin Monks просто втоптала его в грязь. Много персонажей было убито в рамках истории, но все они присутствовали в последующих играх серии (Рептилия, Кано, Шан Цунг и другие).
Вступительный ролик показывает легендарный турнир как пьяную драку возле шавермы — никакой организации, никаких зрителей. Просто толпа бойцов дерется по принципу «каждый сам за себя» без какой-либо структуры.
Хотя были и очень интересные находки — например, мы узнали, что Саб-Зиро получил свой знаменитый шрам во время первой встречи с Кун Лао — монах швырнул в него свою шляпу с острыми краями.
Также встреча Саб-Зиро с Нуб Сайботом выглядела довольно трогательно — ну прямо воссоединение семьи. Нуб Сайбот — это старший Саб-Зиро, который был убит Скорпионом во время первого турнира, а Саб-Зиро-младший появился в MK2 с целью отомстить за брата.
В целом — игра прекрасна, но сценарий просто отвратителен. Этот бред противоречит всему, что мы знаем о MK, так что предлагаю не учитывать этот маразм при составлении канона!
Mortal Kombat Armageddon (2006)
Последний выпуск сериала из эпохи смутного времени и последняя глава оригинального сюжета, после которой была продолжительная пауза и последующий перезапуск в 2011 году. Забавно, что между MK4 и MK: Deadly Alliance был такой же промежуток. Видимо, чтобы по-настоящему переизобрести формулу своей игры, Эду Буну нужно не меньше пяти лет.
Сейчас фанаты любят игру, но я склонен считать, что это лишь ностальгия по старым-добрым денькам — на мой взгляд, MK: Armageddon просто ужасна.
Midway пыталась извернуться и придумала массу нелепых ходов в духе «Создай своего персонажа с нуля» или «Изобрети свое фаталити сам». А как насчет гоночной мини-игры, в которой герои Mortal Kombat катаются на картах? Хорошо хоть Mortal Komabat Kart не вышла как отдельная игра!
Дизайн персонажей ужасен — ростер бойцов больше похож на фестиваль косплееров. Единственное, в чем игре стоит отдать должное — в нашем распоряжении был гигантский список из 63 воинов, но какой от этого толк, если играть попросту скучно?
Сюжет и вовсе превратился в откровенную Санта-Барбару. Вы только послушайте: задолго до первого турнира жил правитель Эдении (один из миров) король Аргус со своей женой Делаей и двумя сыновьями — Тайвином и Дэйганом. Аргус построил Пирамиду Аргуса и создал величайшего в мире воина — Блейза, который должен был навести порядок во вселенной.
Дэйган же мечтал стать лучшим бойцом в мире, от чего сошел с ума и убил своих родителей, за что сам был убит Тайвином, который в результате убил Блейза, который пробудился из-за того, что после воскрешения Короля Драконов Онаги все воины мира стали сражаться друг с другом… Ну как?
Игра кончается ничем — Тайвин побеждает Блейза, но «победа ничего не поменяла и не принесла покой во вселенную». Не знаю, как это стоит понимать, но Mortal Kombat 9 подхватил эту концовку и переписал ее: если помните, то во вступительном ролике игры 2011 года мы видим гору трупов всех знакомых персонажей у подножия какой-то пирамиды, на вершине которой Шао Кан добивает Рейдена.
Эта и есть Пирамида Аргуса из Mortal Kombat: Armageddon! Вот только теперь, как я понял, Шао Кан убил вообще всех, а Рейден перед смертью успел отправить самому себе послание в прошлое, чтобы переписать историю и предотвратить конец света.
Но пока что дела все равно идут не очень.
Что в результате? NetherRealm выпустила Injustice 2 достаточно давно, а значит нам уже можно считать месяцы до анонса следующей части Mortal Kombat. Гадать, что задумал Эд Бун — бесполезно, но хотелось бы верить, что серия избавится от совсем уж бредовых поворотов сюжета предыдущего таймлайна. Ведь в наше время Mortal Kombat добилась того, к чему стремилась еще со времен Mythologies: Sub-Zero — научилась не только развлекать зрелищными драками, но и рассказывать увлекательные истории.