2015-й. PlayStation 4 vs. Xbox One
Раунд первый. Эксклюзивы
Как мне кажется, для Sony 2015 год — ключевой. И не только потому, что это год эксклюзивов, которые должны показать возможности консоли. Это год, когда именно игры должны доказать: PlayStation 4 — главная консоль поколения, конкуренты могут сложить ручки и ждать естественной смерти. И вы знаете, я не до конца уверен, что Sony справится. Driveclub и LittleBigPlanet 3 — вот причина моих сомнений. Обе игры — главные эксклюзивы Sony в 2014 году. И обе оказались технически провальными: куча ошибок и патчи, следующие за ними — это не то, как я вижу идеальный запуск ключевых для платформодержателя игр. Если компания не сможет решить проблемы своего отдела, занимающегося контролем качества, то никакие эксклюзивы не спасут ее от разочарования игроков. И тогда у конкурентов появится шанс.
У Microsoft по итогам 2014 года в игровом плане есть только одно серьезное достижение — стабильно высокое качество эксклюзивов. Сериал Forza (Motorsport и Horizon) — классический победитель в номинации «Лучшая гонка года». Sunset Overdrive — неожиданно один из лучших экшенов года, яркий, сочный, вызывающий непреодолимое желание купить Xbox One. Но этого мало. Помимо Quantum Break, Halo 5: Guardians и Fable Legends (которая вообще никакая) компании жизненно нужна новая часть Gears of War, а также ряд новых брендов. Не удается договориться с разработчиками об эксклюзивном статусе (как это произошло с Rise of the Tomb Raider) — активизируйте работу внутренних студий, засыпайте их деньгами и кадрами. Если 2015-й будет таким же, как этот год, то шансов у консоли выбраться из той ямы, в которой она сидит, не будет.
Раунд второй. Инди
Лояльность Sony по отношению к независимым разработчикам приносит свои плоды: все больше инди-игр выходят на персональных компьютерах и консолях компании, обходя стороной консолей-конкурентов. Думаю, в 2015 году Sony продолжит эту политику. Правда, в какой-то момент ей все же придется решить вопрос контроля качества инди-игр, чтобы не превратить PlayStation Store в библиотеку с тысячами странных, мало кому нужных маленьких игр.
У Microsoft ситуация другая: компания за минувший год успела испортить отношения со всем инди-сообществом, предъявляя странные и, порой, невыполнимые требования разработчикам. Думаю, вы помните, какая волна негатива пошла после того, как выяснилось, что Microsoft не готова работать с компаниями, которые выпускают игры вначале на PC и консолях конкурентов, а только затем на Xbox One. Фил Спенсер, глава Xbox, после этого пообещал «еще раз подумать». Но думать уже поздно — надо действовать. В 2015 году Microsoft должна не просто снять все имеющиеся барьеры на пути к своей платформе, но и активно поддержать независимых разработчиков. Так у нее появляется шанс получить хоть какие-то эксклюзивы, раз уж студии, занимающиеся AAA-играми, не горят желанием с ними работать. Если это не будет сделано, то Xbox One также потеряет и этот рынок, который в последние годы развивается крайне динамично. Статус «консоли без игр» может окончательно закрепиться.
Раунд третий. Бизнес
Очевидно, что в 2015 году Sony начнет думать о прибыльности своего консольного бизнеса. Будучи абсолютным лидером рынка, ей не нужно снижать цены на PlayStation 4 или пересматривать отношения с разработчиками. Наоборот, Sony начнет говорить с рынком с позиции силы. Она может себе это позволить.
«Черная пятница» показала, что единственный реальный шанс Microsoft нарастить клиентскую базу — снизить стоимость Xbox One и ввязаться в ценовую войну с Sony. Если консоль Microsoft будет стоить на 100-120 долларов дешевле конкурента да еще в полном комплекте, то многие задумаются над приобретением второй некст-ген консоли. Также это поможет ускорить переход лояльной аудитории, собранной на Xbox 360, на Xbox One. Второй аспект — работа с издателями и разработчиками. У Microsoft есть финансовая подушка, позволяющая ей предложить бизнес-игрокам максимально выгодные условия сотрудничества. Уменьшение процента отчислений платформодержателю в обмен на дополнительный контент, временный статус эксклюзива — это может дать толчок к выбору версии мультиплатформенной игры для Xbox One. Я помню, как это работало с Xbox 360, когда многие игры я покупал именно для нее, так как разработчики предлагали эксклюзивный контент. Это же может сработать и с Xbox One.
Несколько вопросов читателям:
- Есть ли у вас консоль и если да, то какая?
- Планируете ли вы купить консоль в следующем году?
- Как вы думаете, сможет ли Microsoft переломить ситуацию и повторить успех Xbox 360?