20 лет Valve: история взлета и затишья

Сергей Цилюрик
Сегодня, 24 августа, свое 20-летие отмечает одна из самых важных компаний игровой индустрии – Valve. По случаю этой годовщины я хочу оглянуться на пройденный ей путь и посетовать, что сегодня Valve уже не та.

Valve основали в 1996-м на накопленные в Microsoft миллионы Гейб Ньюэлл и Майк Харрингтон (последний быстро передумал руководить игровой компанией), ни на что особо не рассчитывая.

Мы думали, что сделаем какую-нибудь посредственную игру и потом прибежим назад к Microsoft, поджав хвосты.

Valve с самого начала отличалась от многих других компаний: свой штат она сколотила не из профессионалов из игровой индустрии, а из энтузиастов, создателей модов для Doom и Quake. Они и были знакомы с инструментарием (движок Valve предусмотрительно приобрела у id), и были полны желания сделать что-то совершенно новое.

20 лет Valve: история взлета и затишья | Канобу - Изображение 14346

Чем-то новым, по задумке Ньюэлла, должен был стать шутер от первого лица с упором на сюжетную составляющую.

Изначальная концепция Half-Life появилась из рассказа Стивена Кинга «Мгла», приправленного щедрой дозой теорий заговора в духе «Секретных материалов».

И едва ли не самым сложным при создании такой игры было то, что ни один издатель не хотел ее брать под свое крыло. В итоге ее приютил легендарный Кен Уильямс, основатель Sierra – после чего ушел из Sierra и из игровой индустрии навсегда. Передал эстафету прямо-таки.

20 лет Valve: история взлета и затишья | Канобу - Изображение 14347
20 лет Valve: история взлета и затишья | Канобу - Изображение 14348
20 лет Valve: история взлета и затишья | Канобу - Изображение 14349

Вслед за революциями в геймплее Valve совершила и переворот в дистрибуции игр. Поначалу Valve хотела видеть сервис, который позволял бы автоматически патчить игры и защищать их от читеров – но никто, даже Microsoft, не хотел его создавать.

Мы обошли всех и сказали: «Ребят, вы что-то подобное не хотите сделать? Это нужно нашим играм сейчас, а значит, другим тоже скоро понадобится». Их ответ? «Это все в далеком будущем». Поэтому мы просто взяли и сделали это сами.

Идея превратить Steam в магазин пришла к Valve позже, однако успех Half-Life 2, давший старт цифровой платформе, позволил компании пойти на следующий эксперимент и стать пионером эпизодических релизов.

20 лет Valve: история взлета и затишья | Канобу - Изображение 14350
20 лет Valve: история взлета и затишья | Канобу - Изображение 14351

Ведь Valve, изначально собранная из моддеров, всегда поддерживала модификации – как собственных игр, так и впоследствии чужих – и не раз превращала их в отдельные релизы. Team Fortress была изначально модом для Quake, Day of Defeat – модом для Half-Life, а Alien Swarm – модом для Unreal Tournament 2004; Counter-Strike возникла из затеи двух студентов из Канады сделать мод для Half-Life про террористов, а Left 4 Dead родилась из модификации для Counter-Strike, в которой все враги были ботами, вооруженными ножами. В случае с Dota 2 все тоже понятно: раз сама Blizzard решила не наживаться на самом популярном моде для своей игры, то это сделает Valve. Как всегда, «мы просто взяли и сделали это сами».

Особняком в списке игр Valve стоит Portal, бывшая изначально студенческой работой. Перед релизом ее сиквела пять с лишним лет назад Гейб Ньюэлл говорил, что Portal 2, возможно, станет последней одиночной игрой от Valve. Так и вышло.

20 лет Valve: история взлета и затишья | Канобу - Изображение 14352
20 лет Valve: история взлета и затишья | Канобу - Изображение 14353

Но говорить о них хочется. Десять лет назад Valve была компанией, создавшей два самых революционных шутера в мире. Пять лет назад – компанией, способной сделать из простеньких, но многообещающих концептов игры невероятные, гениальные – а потом укрепить успех в их сиквелах. Сейчас же она почивает на лаврах двоих киберспортивных релизов и в ус не дует. Да, они, бесспорно, куда более финансово успешны, чем игры одиночные или кооперативные, но… Если не Valve, то кто? Кто еще способен произвести такую же революцию в жанре? Кто еще сделает из любопытной идеи полноценный, уникальный ААА-релиз? Кто еще подарит нам что-то сопоставимое по великолепию с Portal?

Valve, вернись. Мы все простим.

Последние статьи