20 лет PlayStation
Nintendo и юридическая невнимательность
История полна иронии — именно Nintendo ненароком породила своего главного конкурента. Компания работала над преемником SNES, которая должна была сменить восьмибитную NES, а Sony должна была разработать звуковое «сердце» для новой приставки.
Получившийся в результате чип SPC-700 позволил SNES на равных конкурировать с Sega Mega Drive. После такого продуктивного сотрудничества Nintendo снова обратилась к Sony: на сей раз нужно было CD-расширение для SNES. Проект, получивший название Play Station должен был дать серьезный отпор Sega CD от конкурента.
Пока Sony работала над заказом, верхи Nintendo решили перечитать контракт. Выяснилось, что права на Play Station полностью принадлежат Sony. Nintendo, конечно, закатила скандал и попыталась что-то исправить судебными тяжбами. В итоге, контракт был разорван, а CD-дополнение для SNES было перепоручено Philips. Исход оказался еще более плачевным для Nintendo — Sony решила, что способна на большее и занялась разработкой собственной консоли.
Идеологом новой платформы выступил Кен Кутараги. Смесь страсти к новым технологиям и увлечения видеоиграми просто не могли позволить Кену упустить такой шанс. В качестве названия выбрали PlayStation. Так новый продукт будет лучше запоминаться покупателям, да и звучит «имя» приставки логично: в то время компьютеры, используемые для работы, часто называли рабочими станциями (workstation) — так почему бы не назвать систему для игр по аналогии?
Sony изначально хотела добавить в свою приставку возможность читать игры как с картриджей SNES, так и с CD. Тем не менее, Nintendo не хотела так просто оставлять бывших партнеров в покое. Новая вспышка судебных разбирательств вынудила приостановить работы над PlayStation вплоть до 1992 года. К этому времени Sony осознала, что игровая система от Nintendo устарела, и убрала слот для картриджей из своей разработки. Так на свет и появилась первая консоль от Sony, какой мы ее знаем.
Обреченная на успех
С одной стороны, Sony припозднились с выпуском PlayStation — в то время на рынке было уже множество консолей пятого поколения. Но японцы поступили умно — они попросту проанализировали ошибки своих конкурентов, коих было огромное множество, и выпустили лучший продукт.
Первая PlayStation могла похвастаться трехмерной графикой с полной свободой передвижения. В то же время, характеристики приставки были не самые выдающиеся — например, у Saturn от Sega было целых восемь процессоров (и кого мне это напоминает?), но разработчикам такая «экзотика» была не слишком удобна. У платформы от Sony была более простая архитектура, а также простой и понятный инструментарий.
Еще один конкурент, Atari Jaguar, погорел на совершенно странной недоработке — консоль была оснащена тремя процессорами, но могла использовать только картриджи, вмещающие до шестнадцати мегабайт. Как использовать такую мощность при таком мизерном объеме для игр — непонятно.
PlayStation же использовала компакт-диски на 700 мегабайт, более емкие по сравнению с картриджами и более дешевые в производстве, что тут же заинтересовало издателей вроде Electronic Arts, Namco и прочих. Но если разработчику и этого было недостаточно — пожалуйста, игру можно было разбить на несколько носителей. Возможностью этой пользовались охотно: например, квест Riven вышел аж на пяти дисках.
Но тут возникала еще одна проблема: проходить такие продолжительные игры за один день было физически невозможно. Поэтому PlayStation получила поддержку специальных носителей информации Memory Card, на которые можно было сохранять свой прогресс и даже при желании брать с собой в гости к друзьям с консолью и продолжать игру там, где закончил в последний раз.
Еще одна сильная сторона консоли — ориентированность на игры. Понять, насколько это важно, можно было взглянув на 3DO — это была даже не столько консоль, сколько медиацентр. Видеоигры на нее тоже выходили, причем многие выдавали впечатляющую картинку, например, Street Fighter II Turbo или все тот же Myst. Вот только качество игр никто не контролировал, и вскоре консоль просто утонула в «мусоре».
В декабре 1993 года характеристики PlayStation были утверждены и представлены европейским разработчикам, а чуть погодя, в начале 1994 года и американским. В продажу для японского рынка первая консоль Sony поступила примерно через год, 3 декабря 1994 года.
PlayStation ждал настоящий успех. Многие игры, среди которых Ridge Racer и Toshinden, стали хитами. В мае было объявлено, что консоль разошлась тиражом в миллион коробок — и ведь все это время она официально продавалась только в Японии. Однако уже в тот же месяц на конференции E3 Sony объявила новую цену на приставку в 299$ (на 100 долларов меньше, чем стоил Saturn от Sega) и дату начала продаж на территории Северной Америки и Европы — 9 сентября.
В первые два дня в одной лишь Северной Америке было продано более 100 тысяч приставок. Затем вышел Tekken и Mortal Kombat 3 — тогда стало ясно, что геймпад консоли потрясающе удобен еще и для файтингов. Такие хиты еще сильнее подстегивали продажи, но Sony не останавливалась — в мае 1995 года рекомендованная розничная цена консоли была снижена до 199$, а чуть позже вышел более дешевый вариант с ценником в 149$. Японский гигант быстро стал лидером в игровой индустрии. Даже вышедшая позже Nintendo 64 не смогла противостоять PlayStation, пусть и обладала куда более мощным железом.
Все же основная причина успеха Sony на рынке — мощная игровая линейка. Компания попросту скупила многие перспективные студии или же просто переманила на свою сторону, суля огромную базу игроков и простую для разработки архитектуру. Так на свет появились популярные серии вроде Spyro The Dragon и Crash Bandicoot, поиграть в которые можно было только на PlayStation.
В 1997 году вышел всем хорошо знакомый DualShock — улучшенный геймпад для консоли, в котором появились аналоговые джойстики-«грибки» и вибромоторчики, которые вибрировали в определенные моменты и создавали эффект погружения в игровой процесс. Также в этом году состоялся релиз культовой Final Fantasy VII и многих других отличных игр. Благодаря всему этому продажи приставки перевалили за 16 миллионов экземпляров.
К 1998 году новый геймпад стал поставляться в стандартной комплектации, постепенно вытесняя своего предшественника из рук игроков. В этот же год на свет появилась еще одна легендарная серия — Gran Turismo, тут же поразившая миллионы своей графикой. Продажи PlayStation ближе к концу года достигли 43 миллионов, а рекомендованная цена стала еще ниже — 99$.
2000 год стал не только началом нового тысячелетия, но еще и сменой поколений — в Японии вышла PlayStation 2. Старушка PlayStation удостоилась обновленной версии с другим дизайном, получившей название PSOne. Подумать только — Sony уместили то же железо в корпус, который был почти в три раза меньше оригинала. Такую консоль, в отличии от гигантской PlayStation 2, можно было запросто положить в рюкзак и взять с собой в поездку, скажем, к бабушке на дачу. Через год первая приставка от Sony стала совсем мобильной — для нее был выпущен пятидюймовый дисплей, превращающий игровую систему в нечто, похожее на причудливый ноутбук.
Окончательно эпоха первой PlayStation закончилась намного позже, в марте 2006 года. Именно тогда производство консоли было прекращено, а освободившуюся рабочую силу переопределили на производство PlayStation 3.
За 11 лет жизни продажи первой игровой системы от Sony перевалили за 100 миллионов, а бренд PlayStation стал одним из самых узнаваемых в индустрии. Сложно переоценить вклад, который сделала эта приставка для развития видеоигр.
Многие игровые серии появились на свет именно из-за конкуренции между Sony и Nintendo и из-за того самого разорванного контракта. Миллионы подростков по всему миру обязаны Кену Кутураги своим счастливым детством и любовью к видеоиграм. И пусть следующие консоли тоже достигли немалых высот и добились того, что не удалось их предшественнице, именно первая PlayStation заложила крепкий фундамент для будущего «семейства», без которого видеоигры были бы совсем не такими, какие они есть сейчас. Индустрия движется вперед, да и мы сами меняемся, но историю нужно помнить и чтить. Какие у вас остались воспоминания о первой PlayStation? Кто чаще выигрывал в Tekken и Mortal Kombat: вы или ваши друзья? Плакали ли вы, когда первый раз прошли Final Fantasy VII? Делитесь своими историями в комментариях.
Вторая часть этого материала, посвященная российской истории PlayStation, ждет вас завтра.